УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-006777-05
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-1401/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 28 марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Богомолова С.В.,
при секретаре Абдрахмановой
Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Тарасовой
Александры Васильевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25
октября 2022 года по делу № 2-4942/2022, которым постановлено:
исковые требования Тарасовой Александры Васильевны
удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Тарасовой
Александры Васильевны с
Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования РФ компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В остальной
части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Тарасова А.В. обратилась в суд с
иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению
Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время –
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области, далее – Социальный фонд) о взыскании компенсации
морального вреда. В обоснование иска
указала, что является инвалидом ***
группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР) №
*** от 16.05.2015 она подлежит обеспечению ***. До настоящего времени не
обеспечена данным техническим средством реабилитации (далее – ТСР). Указанные
обстоятельства нарушают ее неимущественные права. Отсутствие названного технического средства реабилитации
делает ее жизнь менее комфортной, она ограничена в движении, вынуждена постоянно находиться дома. Не может
выйти на улицу, испытывает физическую боль, поскольку увеличивается
физическая нагрузка на вторую ногу.
Просила взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 1 млн.
рублей.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Тарасова А.В. считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене, просит взыскать в ее пользу компенсацию
морального вреда в сумме 500 000 руб. Просит учесть, что аппарат на
всю ногу стоит 120 000 руб. Социальный фонд длительное время не
обеспечивает ее спорным ТСР. Её ухудшение здоровья за год, психическое и
моральное состояние стоят гораздо больше 10 000 руб., которые взыскал суд.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тарасова
А.В., *** года рождения, является инвалидом *** – бессрочно (л.д. 14).
Вступившим в законную силу 12.07.2022 решением Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 16.03.2022 на Социальный фонд возложена
обязанность обеспечить Тарасову А.В. *** в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации от 16.05.2015.
Тарасова А.В., ссылаясь на то, что до настоящего времени не
обеспечена спорным ТСР, что причиняет ей физические и нравственные страдания,
обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Согласно
части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые
и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов
установлены Федеральным законом
от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ), определяющим
государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской
Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и
других прав и свобод, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации
инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических
средств реабилитации.
Государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1
статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
В
соответствии с частью 14
статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ технические
средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту
пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального
страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными
организациями.
Во
исполнение указанной нормы
закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240
утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации).
В пункте 2
Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено
обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными
программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке,
установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом
«а» пункта 3 названных Правил установлено, что обеспечение инвалидов
и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется
путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пунктом
1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и
здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя,
деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища,
личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания
и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага,
принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и
непередаваемы иным способом.
Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред
(физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные
неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной
компенсации указанного вреда.
При
определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание
степень вины
нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также
учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными
особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского
кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется
в денежной форме (пункт 1).
Размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности
и справедливости.
Характер
физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических
обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных
особенностей потерпевшего (пункт 2).
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о
компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом
понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями
(бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу
закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права
(например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную
неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу
передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и
гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану
здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на
защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право
авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора
результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные
права гражданина.
Отсутствие
в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных
нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не
означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда,
причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о
компенсации морального вреда»).
В п.
25 постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм
о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении
спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151,
1101
Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы
определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить
конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными
особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические
обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости,
соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие
мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном
постановлении.
Размер
компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера
удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других
имущественных требований.
Как
разъяснено в п. 26 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения
судами норм о компенсации морального вреда», определяя размер
компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие
конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных
неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему
нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями
(бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями,
форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения
(исключения) вреда.
Тяжесть
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом
с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут
быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких
страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует
принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и
нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер
родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления
таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного
воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда
(например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания,
унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также
поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда
вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия
причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и
степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью)
расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности,
необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего,
сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
При
определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать,
допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав
гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о
компенсации морального вреда»).
Под
индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации
морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние
здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и
род занятий потерпевшего (п. 28 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике
применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Из
разъяснений, содержащихся в п. 30 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике
применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что при
определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться
требования разумности и справедливости (пункт 2
статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судам
следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен
решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации
относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с
чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной
денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
В п.
37 постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм
о компенсации морального вреда» разъяснено, что на основании части первой
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе
удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного
незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные
неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему
нематериальные блага.
Моральный
вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц,
нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069
и пункта 2
статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации,
рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный
вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли
последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например,
несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации
гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных
услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной
социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде
денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право
таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают
гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания
его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Из приведенных выше положений закона и
разъяснений по его применению следует, что исходя из предназначения социального
государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством,
должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая
материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные,
но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для
реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных
предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение,
осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального
вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их
нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, размер
компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца,
определен судом с учетом фактических обстоятельств дела, степени вины
причинителя вреда, характера и степени причиненных истцу страданий,
индивидуальных особенностей истца, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Материалами дела подтверждено, что ответчиком
принимались меры по обеспечению истца спорным ТСР.
Так, 27.10.2021 ответчиком Тарасовой А.В.
было выдано направление на изготовление *** в ООО «***» (л.д. 12); 12.01.2022 –
направление на изготовление *** в ООО «Т*** ***» (л.д. 13).
Направление от 27.10.2021 было закрыто в
связи с неисполнением обязательств со стороны поставщика – ООО «***».
Ответчиком было принято решение об одностороннем расторжении государственного
контракта № 609 от 26.10.2021 и внесении исполнителя в реестр недобросовестных
поставщиков (решение ФАС от 24.02.2022).
Направление от 21.01.2022 закрыто в связи с
неисполнением обязательств со стороны поставщика – ООО «Т*** ***». Социальным
фондом принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного
контракта № 3 от 11.01.2022 и внесении исполнителя в реестр недобросовестных
поставщиков ( решение ФАС от 19.09.2022) (л.д. 33-52).
Таким образом, материалами дела подтверждено,
что ответчиком принимались меры в целях обеспечения истца необходимым ей ТСР,
заключались государственные контракты, которые не были реализованы не по вине
ответчика.
Принимая во внимание данные фактические
обстоятельства, степень вины ответчика, действия с его стороны, направленные на
реализацию гарантированных Тарасовой А.В. государством мер социальной
поддержки, статус ответчика, требования разумности и справедливости, судебная
коллегия соглашается с размером взысканной с ответчика в пользу истца суммой
компенсации морального вреда.
Материальный
и процессуальный закон применены судом верно.
Решение
суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 октября
2022 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Тарасовой Александры Васильевны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.03.2023.