Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 28.03.2023, опубликован на сайте 11.04.2023 под номером 105416, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконными, обязании оборудовать объект массового пребывания системой видеонаблюдения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-003785-48

Судья Земцова О.Б.                                                                             Дело №33а-1437/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             28 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                     

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 3 ноября 2022 года по делу №2а-2399/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» выразившееся в непринятии мер по оборудованию объекта массового пребывания людей – привокзальной площади железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный» системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с положениями п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от                     25 марта 2015 года №272.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» оборудовать объект массового пребывания людей – привокзальную площадь железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный» системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с положениями п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от        25 марта 2015 года №272.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска к администрации г. Ульяновска, муниципальному бюджетному учреждению «Стройзаказчик» отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Шашкина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., полагавшую решение суда законным и обоснованным, представителя администрации города Ульяновска Каримовой Л.И., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия в непринятии мер по антитеррористической защищенности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» объекта массового пребывания людей – привокзальной площади станции «Ульяновск-Центральный.»

16.07.2018 администрацией города Ульяновска утвержден паспорт безопасности данного объекта массового пребывания людей. Однако, согласно п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей в установленный законом двухлетний срок мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны не проведены, что длительное время создает негативное влияние на уровень антитеррористической защищенности объекта массового пребывания людей, угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также их имуществу.

Прокурор просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по оборудованию объекта массового пребывания людей – привокзальной площади железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный» системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с положениями п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 и обязать административных ответчиков оборудовать объект массового пребывания людей – привокзальную площадь железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный» системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с названными требованиями.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика МБУ «Стройзаказчик», в качестве заинтересованных лиц Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, УФСБ России по Ульяновской области, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Ульяновской области, ОМВД России по Железнодорожному району г.Ульяновска, ГУ МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку фактическим правообладателем спорного места с массовым пребыванием людей является МБУ «Стройзаказчик», который по договору субаренды с 01.04.2017 выполняет работы по его благоустройству и содержанию в надлежащем состоянии. Кроме того указывает, что в соответствии с распоряжением главы администрации города Ульяновска от 21.09.2021 №326 ответственность за антитеррористическую безопасность места массового пребывания людей - привокзальной площади вокзала Ульяновск-Центральный, возложена на Управление Жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска.

Считает небоснованной ссылку суда на нормативные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и последующий вывод о том, что ОАО «РЖД», как субъект транспортной инфраструктуры, обязано оборудовать объект транспортной инфраструктуры и массового пребывания людей, в соответствии с положениями п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, поскольку требования по обеспечению транспортной безопасности установлены иным законодательным актом, а именно Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1633. Объектом транспортной инфраструктуры, согласно вышеуказанных нормативных актов, является вокзал Ульяновск-Центральный. Привокзальная площадь не входит в состав объекта транспортной инфраструктуры.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация г.Ульяновска просит решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

 

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма устанавливает Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п.6 ст.3 названного Федерального закона).

Согласно п.п. 1, 7, 12 ст.2 названного Федерального закона принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В силу п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 (ред. от 29.07.2020) «Об утверждении требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» утверждены Требования к  антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.2 Требований).

Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей (п.3 Требований).

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей (п.5 требований).

В соответствии с подп. «д» п.21 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.

Согласно п.23 Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.

Как установлено судом, привокзальная площадь железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный» расположена на земельном участке полосы отвода железной дороги площадью 27 720 кв.м, с кадастровым номером 73:24:0:31,  находящимся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с договором аренды №115-24-103.69-2 от 15.03.2007, заключенным между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области и ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Российские железные дороги» предоставлен во временное пользование земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 73:24:0:31, находящийся по адресу: от 883/884 дистанции пути в районе станции «Студенческая» до 896/897 км у железнодорожного моста через Куйбышевское водохранилище и от 9/10 км дистанционного пути в районе станции Белый Ключ до 192/193 км у автодорожного путепровода в Ленинском, Засвияжском и Железнодорожном районах, под полосой отвода железной дороги, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемым к договору.

Часть указанного земельного участка занята и необходима для использования сооружения – комплекса Ульяновская дирекция обслуживания пассажиров, общей площадью 41 305 кв.м, кадастровый номер объекта 73:00:01:338/2003:207 (п. 1.2. договора), в том числе и часть земельного участка площадью 27 770 кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, привокзальная площадь вокзала «Ульяновск-Центральный».

Срок действия договора аренды до 09.02.2056 (п.2.1 договора).

Земельный участок, занимаемый привокзальной площадью, находится на балансе Куйбышевской дирекции инфраструктуры.

С 01.04.2017 по 28.02.2018 земельный участок, на котором расположена привокзальная площадь, был передан по договору субаренды в пользование МБУ «Стройзаказчик» для использования в целях благоустройства без права осуществления коммерческой деятельности и возведения объектов недвижимого имущества.

В апреле 2017 года администрацией города Ульяновска проведено категорирование места массового пребывания людей – привокзальной площади железнодорожного вокзала станции «Ульяновск-Центральный», присвоена 2 категория. В 2018 году утвержден паспорт безопасности «Привокзальной площади станции Ульяновск-Центральный» г. Ульяновска.

Принимая решение об удовлетворении заявленного прокурором административного иска к ОАО «РЖД», суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 09.02.2007 №16‑ФЗ «О транспортной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» и, установив, что ОАО «РЖД» является правообладателем земельного участка, на котором расположена привокзальная площадь железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный» - место массового пребывания людей, пришел к правильному выводу, что обязанность по выполнению требований антитеррористической защищенности территории привокзальной площади лежит на ОАО «РЖД», как владельце земельного участка.

Довод в апелляционной жалобе о том, что фактическим правообладателем спорного места с массовым пребыванием людей является МБУ «Стройзаказчик», судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку функции данного учреждения по выполнению работ по благоустройству и содержанию в надлежащем состоянии привокзальной площади не равнозначны обязанности ОАО «РЖД» по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности территории, находящейся во владении данного административного ответчика.

Ссылка в жалобе на то, что ответственность за антитеррористическую безопасность места массового пребывания людей - привокзальной площади вокзала «Ульяновск-Центральный» возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска также является несостоятельной по указанному выше основанию.

Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не опровергают правильность выводов суда о наличии у ОАО «РЖД», как владельца, земельного участка, на котором находится объект массового пребывания людей, обеспечить соблюдение на данном объекте п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272.

Ссылка представителя ОАО «РЖД» в суде апелляционной инстанции о необоснованности рассмотрения требований прокурора к ОАО «РЖД» в порядке административного судопроизводства, поскольку общество не является публичным либо государственным органом, не может быть признана состоятельной.

Заявленные прокурором в настоящем административном иске требования подпадают под предмет регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Рассмотрение судом в порядке административного судопроизводства требований прокурора к двум ответчикам, одним из которых является орган местного самоуправления, не нарушает права ОАО «РЖД» и не может служить основанием к отмене по существу правильного судебного решения в силу положений ч.5 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Принятое по делу решение является правильным, судом надлежаще определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные в дело доказательства,  верно применен закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                            3 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.03.2023.