Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании недействующими в части НПА
Документ от 24.03.2023, опубликован на сайте 11.04.2023 под номером 105411, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                73OS0000-01-2023-000013-21

Дело № 3а-149/2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

24 марта 2023 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шабанова Дмитрия Михайловича о признании недействующими пунктов 12502, 12505 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД                          от 27.11.2017; пунктов 6504, 6507 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,            на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018; пунктов 5402, 5404 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области              № 192-пр от 27.11.2019; пунктов 8132, 8134 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктов 17017, 17019 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр              от 29.11.2021; пунктов 16596, 16598 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, о взыскании судебных расходов,

установил:

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ              № 157-ПОД).

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ              № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ № 192-пр).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость», на 2023 год» (далее также приказ             № 264-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Шабанов Д.М. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентству государственного имущества Ульяновской области в лице руководителя ликвидационной комиссии Мошиной Н.А. о признании  недействующими со дня принятия пунктов 12502, 12505 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области             № 157-ПОД от 27.11.2017; пунктов 6504, 6507 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018; пунктов 5402, 5404 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пунктов 8132, 8134 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктов 17017, 17019 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр              от 29.11.2021; пунктов 16596, 16598 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,                 на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемыми пунктами в Перечни на 2018-2023 годы включено принадлежащее административному истцу имущество:

- нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 774,1 кв.м, расположенное по адресу: *** – в пункт 12505 Перечня на 2018 год, в пункт 6507 Перечня на 2019 год, в пункт 5404 Перечня на 2020 год, в пункт 8134 Перечня на 2021 год, в пункт 17019 Перечня на 2022 год, в пункт 16598 Перечня на 2023 год;

- нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 864,2 кв.м, расположенное по адресу: *** - в пункт 12502 Перечня на 2018 год, в пункт 6504 Перечня на 2019 год, в пункт 5402 Перечня на 2020 год, в пункт 8132 Перечня на 2021 год,  в пункт 17017 Перечня на 2022 год, в пункт 16596 Перечня на 2023 год.

Административный истец указывает, что включение вышеуказанных объектов в Перечни незаконно, поскольку данные объекты не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Все вышеуказанные объекты расположены в нежилом здании с кадастровым номером: *** (в ***). Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: ***, с видом разрешенного использования «административные объекты».

Согласно экспликации к плану недвижимого имущества в указанном объекте имеются помещения, назначение которых не свидетельствуют о размещении в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ, за исключением нескольких помещений, общая площадь которых составляет менее         20 % от общей площади здания.

Наименование здания, наименование и назначение помещений в нем, вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствуют о размещении  в указанном здании объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Фактическое обследование  здания, помещений с целью определения вида его фактического использования для  включения в Перечни на 2018-2023 годы не производилось.

К участию в данном деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентство государственного имущества Ульяновской области в лице руководителя ликвидационной комиссии Мошиной Н.А.

В судебном заседании представитель административного истца                Шабанова Д.М. по доверенности Мосорук В.А. заявленные требования поддержала, с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что указанные помещения Шабанов Д.М. передал по договору аренды                                  ООО «Еврогарант», которое сдает часть из них в субаренду юридическим лицам и  индивидуальным предпринимателям, большая часть помещений пустует, часть  -  используется под хранение вещей. Техническая документация на объекты является актуальной. Оба помещения истца расположены в одном нежилом здании с кадастровым номером: *** (в ***). Вход в здание свободный. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: ***, с видом разрешенного использования «административные объекты». Сообщила, что, суммарная площадь помещений истца, сдаваемых в аренду в период 2018-2023 годы, фактически используемых для целей, обозначенных в статье 378.2 НК РФ, не превышает 20 % от общей площади здания за каждый год. Фактическое обследование здания и расположенных в здании помещений административными ответчиками не производилось.

Законный представитель заинтересованного лица ООО «Группа компаний «Люминофор синтез» Сиразеев М.И. в судебном заседании заявил об отсутствии возражений на иск. Сообщил, что с 2019 года по договору субаренды у                         ООО «Еврогарант» арендовал под офис помещения № *** и № ***, а с 01.04.2021  арендует под офис помещение №  *** в здании по адресу: ***, помещения принадлежат Шабанову Д.М. Объектов общественного питания в здании нет, много пустующих помещений.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на иск указано, что административный ответчик полагает, что  нежилые помещения с кадастровыми номерами: ***, *** расположены в задании, которое  является административно-деловым центром, так как вид разрешенного использования земельного участка под ним  «административные объекты» и по данным открытых источников сети Интернет в здании по адресу: ***, расположены 16 организаций. Из отзыва следует, что фактическое обследование здания и расположенных в здании помещений не производилось.

Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

Представители заинтересованных лиц ООО «АЛМАР производство»,              ООО «Современные рекламные технологии», ООО «Строительный двор»,             ООО «БУЕР» в лице конкурсного управляющего Горбачевой Н.В.,                            ООО «Заволжская строительная компания» в лице конкурсного управляющего                                  Лашина С.М., ООО «ЕВРОГАРАНТ», ООО «МЕтТРА», ООО «УЛАВИА»,                  ООО «ФРОНТ ДООР»,  ООО «СИМБИРСКСПЛАВ», заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель Ильясова А.Н. -  в судебное заседание не явились, извещены.

От ООО «МЕтТРА» поступил отзыв, согласно которому данная организация расположена в ином здании, в помещениях, не принадлежащих Шабанову Д.М. (кадастровые номера здания, помещений не указаны, подтверждающие документы не представлены).

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Прокурор Макейкина Е.В. в заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон  (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона    от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал до 01.01.2023) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области), действовавшее на момент издания оспариваемого приказа № 167-ПОД.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 указанного Положения, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД                       от 27 ноября 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 (24063)                                       от 30 ноября 2017 года.

Пунктом 12502 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27.11.2017, в указанный Перечень включен объект недвижимого имущества, принадлежащий истцу Шабанову Д.М.:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 864,2 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Пунктом 12505 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27.11.2017, в указанный Перечень включен объект недвижимого имущества, принадлежащий истцу Шабанову Д.М.:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 774,1 кв.м, расположенное по адресу: ***.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД                      от 27 ноября 2018 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,              на 2019 год соответственно.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда»                     № 88 (24.162) от 29 ноября 2018 года.

Пунктом 6504 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018, в указанный Перечень включен объект недвижимого имущества, принадлежащий истцу Шабанову Д.М.:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 864,2 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Пунктом 6507 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018, в указанный Перечень включен объект недвижимого имущества, принадлежащий истцу Шабанову Д.М.:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 774,1 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Указанные приказы Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области были размещены на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ulgov.ru.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные объекты недвижимости были включены в перечни уполномоченным органом - Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (в реакции от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области (утратило силу с 01.04.2022 в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

В соответствии с пункта 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений (в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/369-П, вступившего в силу с 1 августа 2020 года).

В предыдущей редакции пункта 1.1 указанного Положения  было закреплено, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам «а», «б», «в» подпункта 33 пункта 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1                               статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В подпункте 34 пункта 2.2 этого Положения закреплено, что Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года,  № 214-пр                  от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда»  № 85 (24.359)     от 17 ноября 2020 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, номер публикации 7301202111290005.

 

Пунктом 5402 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пунктом 8132 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктом 17017 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр                    от 29.11.2021, включено принадлежащее административному истцу Шабанову Д.М. имущество:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 864,2 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Пунктом 5404 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пунктом 8134 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктом 17019 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр                    от 29.11.2021, включено принадлежащее административному истцу Шабанову Д.М. имущество:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 774,1 кв.м, расположенное по адресу: ***.

На основании действовавшего в период до 29.12.2022 Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 (утратил силу в связи с изданием указа Губернатора Ульяновской области от 28.12.2022 № 175) с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области создано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с  передачей ему функций Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, а также в сфере архитектуры и градостроительства.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (подпункты 33-34 пункта 2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр                    от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 год.

Приказ № 264-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, номер публикации 7301202211300001.

Пунктом 16596 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, включен принадлежащий              Шабанову Д.М. объект недвижимого имущества:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 864,2 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Пунктом 16598 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, включен принадлежащий              Шабанову Д.М. объект недвижимого имущества:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 774,1 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области), Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества в названные Перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2  пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее                 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Административный истец Шабанов Д.М. не имеет статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 15 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1                      статьи 399 НК РФ).

Решением Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017 № 118 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ульяновск» определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В силу подпункта «б» пункта 1 решения Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017 № 118, определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10                          статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка (в редакции на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и собственников объектов недвижимого имущества, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование     (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года          № 10-П, от 24 марта 2017 года № 9-П и от 2 июля 2020 года № 32-П; определения   от 27 октября 2015 года № 2428-О, от 8 ноября 2018 года № 2796-О,                          от 2 июля 2019 года № 1831-О и № 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Шабанов Д.М. является собственником объектов недвижимости:

1) помещение, назначение «нежилое» с кадастровым номером: ***, общей площадью 774,1 кв.м, расположенное по адресу: ***. Право собственности за Шабановым Д.М. зарегистрировано 02.12.2016, без обременений.

2) помещение, назначение «нежилое» с кадастровым номером: ***, общей площадью 864,2 кв.м, расположенное по адресу: ***. Право собственности за Шабановым Д.М. зарегистрировано 02.12.2016, без обременений.

Указанные помещения с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: *** расположены в здании, назначение: «нежилое», с кадастровым номером: ***, общей площадью 5618 кв.м, наименование «здание бытовых помещений» (ГП-161), расположенное по адресу: г*** (т. 4, л.д. 59). 

Данное здание с кадастровым номером: *** поставлено на кадастровый учет 13.10.2022. До этого момента оно являлось частью здания с кадастровым номером:  ***, назначение: «нежилое», общей площадью 8005,1 кв.м, наименование «здание бытовых помещений» (ГП-161), расположенное по адресу: ***. Объект снят с кадастрового учета 13.10.2022 (т. 4, л.д. 46).

Принадлежащие Шабанову Д.М. помещения с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: *** до 13.10.2022 находились в здании с кадастровым номером:  ***, назначение: «нежилое», общей площадью 8005,1 кв.м, наименование «здание бытовых помещений» (ГП-161), расположенном по адресу: ***.

Здание с кадастровым номером: ***, как следует из ЕГРН, расположено в пределах двух земельных участков (т.4, л.д. 59):

- земельного участка с кадастровым номером: ***, общей площадью 3600 +/-21 кв.м, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «административные объекты», данные о правообладателе не зарегистрированы (т.4, л.д. 71-81); 

- земельного участка с кадастровым номером: ***, общей площадью 1673 +/- 14 кв.м, расположенного по адресу: ***, (***), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «под объектом по обслуживанию автомобилей», принадлежит на праве собственности ***, право собственности зарегистрировано 23.11.2017 (т.4, л.д. 82-85).

Согласно сообщению Управления федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 06.03.2023, по адресу  *** в текущий период зарегистрировано 8 юридических лиц; 14 юридических лиц исключено из ЕГРЮЛ, 2 юридических лица ликвидированы (т.2, л.д. 160, об.). 

Как следует из инвентарного дела № 25618 на объект, расположенный по адресу: ***, он имеет наименование           «база строительной индустрии». По данному адресу находится несколько зданий с самостоятельными кадастровыми номерами.

Из технической документации на объект здание с кадастровым номером: *** (ранее часть здания с кадастровым номером:  ***), здание с кадастровым номером: *** состоит из нескольких частей с разными литерами: ***.

Помещения, принадлежащие Шабанову Д.М., расположены в части здания  с ***. Указанная часть здания расположена в пределах земельного участка с кадастровым номером: ***, общей площадью 3600 +/-21 кв.м, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «административные объекты», данные о правообладателе не зарегистрированы.

Согласно технической документации помещение  с кадастровым номером: ***, общей площадью 774,1 кв.м, состоит из помещений: душевая (№ 37), сауна (№№ 38, 39), гардероб (№ 40), электрощитовая (№№ 41, 59), санузел (№№ 42, 65, 67), мастерская (№№ 48, 72, 150), коридор (№№ 49, 51, 55, 60, 64, 69, 71, 77, 152), производственный цех (№№ 50, 56, 153), склад (№№ 52, 54, 80), кабинет (№№ 57, 63, 76, 7, 81, 82, 83), служебное (№ 58),  тамбур (№№ 61, 62), подсобная (№ 66), не используется (№№ 68, 70), котельная (№ 149), кладовая (№ 151).

Согласно технической документации помещение  с кадастровым номером: ***, общей площадью 864,2 кв.м., состоит из помещений:

1 этаж: лестничная клетка (№ 78), коридор (№ № 84, 85),

2 этаж: кабинет (№№ 24-42, 53-57), санузел (№ № 43, 44, 45, 47-52), коридор (№ 46, 58). 

Вышеуказанные помещения по технической документации не относятся к помещениям торгового назначения и объектов общественного питания.

Наименование помещений как «кабинет» не тождественно понятию «офис», не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилых помещений к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Оценивая помещения с назначением «мастерская» в указанных выше объектах, суд приходит к выводу, что они не могут быть однозначно отнесены к объектам бытового обслуживания.

Так, согласно пункту 90 «ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения», мастерская представляет собой небольшое производственное или ремонтное предприятие бытового обслуживания населения или его отделение по оказанию некоторых бытовых услуг населению (ремонт обуви, пошив одежды и т.п.).

При этом назначение помещения «мастерские» не ограничивается сферой бытового обслуживания.

Согласно «ГОСТ 58759-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения», мастерские отнесены к видам производственных мобильных зданий и включают такие разновидности, как ремонтно-механическая, инструментальная, электротехническая, санитарно-техническая, столярно-плотничная, подготовки отделочных материалов, арматурная, диагностическая, ремонта средств малой механизации, ремонта строительных машин, ремонта автомобилей.

Изложенное не позволяет однозначно отнести помещения в объектах, принадлежащих истцу, с назначением «мастерские» к объектам бытового обслуживания.

Нельзя признать указанные в иске объекты недвижимости также торговым центром, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ, в том числе, исходя из имеющихся в них помещениях складов.

Так, на основании статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года      № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст), торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с пунктом 33 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», склад - специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относятся операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

Таким образом, для того, чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

В данном случае помещения с назначением «склад» не могут быть отнесены к  торговым объектам по смыслу статьи 378.2 НК РФ.

Данных о том, что помещение сауны используется для оказания бытовых услуг по смыслу нормы статьи 378.2 НК РФ – не имеется.

Принадлежащие Шабанову Д.М. помещения с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: *** переданы им по договору аренды ООО «Еврогарант» от 01.01.2017 (т.2, л.д. 211-212) с дополнительным соглашением от 27.09.2018 (т.2, л.д.214).

Шабанов Д.М. является учредителем  ООО «Еврогарант».

Основной вид деятельности ООО «Еврогарант»: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

ООО «Еврогарант», как следует из материалов дела, в спорные периоды передало часть названных помещений по договорам субарендаторам:

- в помещении с кадастровым номером: ***:

ООО «Алмар производство» - с 2022 года помещения № *** (19,43 кв.м), места общего пользования (10 кв.м), помещение № *** (16,89 кв.м), а  всего 46,32 кв.м,   для производственной деятельности;

Индивидуальному предпринимателю  Ильясовой А.Н.  с 2021 года помещение № *** (75,7 кв.м) под офис.

- в помещении с кадастровым номером: ***:

ООО «Современные рекламные технологии» - с 2015 года помещения №№ *** (всего 259,33 кв.м) под производство;

ООО «Группа компаний «Люминофор синтез» - с 2019 года помещения           №№ ***, места общего пользования, под офис, до 2021 года 34,93 кв.м, с 2021 года 17,71 кв.м. 

ООО «Строительный двор» - с 2021 года помещения №№ ***                       (всего 34,03 кв.м), под  офис.

Также представителем истца пояснено, что ООО «Симбирсксплав»  с 2022 года переданы в субаренду для целей его деятельности помещение № ***, общей площадью 12,44 кв.м. Договор аренды, как сообщено, находится на согласовании. По целям деятельности (согласно выписке из ЕГРЮЛ) данное юридическое лицо занимается торговой и производственной деятельностью (т. 3, л.д. 78 - 81).

Из отзыва Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует, что названный объект недвижимого имущества был включен в Перечни исходя из поступивших сведений о виде разрешенного использования земельного участка – «административные объекты», а также ввиду нахождения большого количества организаций по данному адресу.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П указано, что взимание налога на имущество организаций, исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вид разрешенного использования указанного земельного участка не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к административно-деловому центру либо торговому центру (комплексу).

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года № 1176-О, при разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из пояснений представителя административного истца и представленных им доказательств, в том числе фотоматериалов, следует, что помещения объекта недвижимого имущества, и документы технического учета не отражают такие признаки размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, равно как и не свидетельствуют о размещении в них  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания на площади не менее 20 процентов от общей площади здания.

По данным технической инвентаризации в здании с кадастровым номером: *** (***) отсутствуют помещения, которые  бы свидетельствовали о размещении в них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, указанное нежилое здание могло быть включено в Перечни при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Документы технической инвентаризации при включении объектов в перечни ответчиком не исследовались.

Фактические обследования здания и помещений на момент включения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества и на момент рассмотрения данного административного дела не проводились.

Исходя из представленных в материалы дела договоров субаренды за спорный период, под офис и торговлю фактически использовано:  в 2019 году и 2020 году – по 34,93 кв.м, в 2021 году – 144,66 кв.м, в 2022 году – 139,88 кв.м.

Вместе с тем, учитывая, что общая площадь здания составляет  5618 кв.м, то 20 процентов от нее составляет 1123,6 кв.м. Таким образом, площадь помещений, использованных под торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания за каждый из спорных периодов составила  менее 20 процентов от общей площади здания.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных здания и помещений в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.

Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования не проводилось.

Учитывая вышеизложенное, не имелось оснований для включения принадлежащего административному истцу Шабанову Д.М. недвижимого имущества: нежилого помещения с кадастровым номером: ***, общей площадью 774,1 кв.м, расположенное по адресу: *** – в пункт 12505 Перечня на 2018 год, в пункт 6507 Перечня на 2019 год, в пункт 5404 Перечня на 2020 год, в пункт 8134 Перечня на 2021 год, в пункт 17019 Перечня на 2022 год, в пункт 16598 Перечня на 2023 год; а также нежилого помещения с кадастровым номером: ***, общей площадью 864,2 кв.м, расположенное по адресу: *** - в пункт 12502 Перечня на 2018 год, в пункт 6504 Перечня на 2019 год, в пункт 5402 Перечня на 2020 год, в пункт 8132 Перечня на 2021 год, в пункт 17017 Перечня на 2022 год, в пункт 16596 Перечня на 2023 год.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2018 по 2023 годы и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу административного истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 1800 рублей.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования  Шабанова Дмитрия Михайловича о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 12502 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества  и земельных отношений  Ульяновской области             № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 12505 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества  и земельных отношений  Ульяновской области            № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6504 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области            № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6507 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области                 № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 5402 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года. 

Признать недействующим со дня принятия пункт 5404 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года. 

Признать недействующим со дня принятия пункт 8132 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года. 

Признать недействующим со дня принятия пункт 8134 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 17017 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 17019 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт  16596 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр                от 25 ноября 2022 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт  16598 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр                  от 25 ноября 2022 года. 

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Шабанова Дмитрия Михайловича в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины 1800 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято  6 апреля 2023 года.