УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузнецова О.В. 73RS0001-01-2022-007201-91
Дело № 33-1402/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
29 марта 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.
при секретаре Чичкиной
А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение
Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 2 декабря 2022 года по гражданскому делу №
2-5267/2022, по которому постановлено:
исковые требования
Кожедуба Анатолия Ивановича удовлетворить.
Возложить на
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации
по Ульяновской области обязанность установить Кожедубу Анатолию Ивановичу
повышение фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве в соответствии с
ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и с
учетом установленного повышения произвести перерасчет его пенсии с 01.02.2022.
Заслушав доклад
председательствующего, пояснения Кожедубы А.И., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Кожедуб А.И.
обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного
Фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности
установить повышение фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве и произвести
перерасчёт пенсии.
Требования
мотивированы тем, что он неоднократно, в период с февраля по август 2022 года
обращался к ответчику с заявлениями об установлении ему повышения фиксированной
выплаты 25% как гражданину, имеющему не
менее 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве, в соответствии ч с.14
ст.17 Закона №400-ФЗ. Ответчик ему в этом отказал, поскольку факт проживания в
сельской местности отсутствует, согласно ОКАТО рабочий поселок ***, на
территории которого проживает истец, не относится к сельским населенным
пунктам. С отказом ответчика истец не согласен, т.к. согласно п.22 Перечня,
установленного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.03.2020
№113-П, п. Силикатный относится к сельским территориям Ульяновской области.
Просил суд обязать
ответчика установить ему повышение фиксированной выплаты за работу в сельском
хозяйстве и произвести перерасчёт пенсии с даты его первоначального обращения.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое
решение. Ссылаясь на нормы действующего пенсионного законодательства РФ
указывает, что у истца отсутствует необходимое для установления повышения к
пенсии условие – факт проживания в сельской местности на момент обращения с
заявлением об установлении повышения. Согласно паспортным данным истец
зарегистрирован в ***. В соответствии с п.4 правил установления и выплаты
повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не
менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской
местности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 №1441,
при отнесении местности к сельской для установления повышения фиксированной
выплаты применяется раздел «Сельские населенные пункты» общероссийского
классификатора объектов административного территориального деления. В ОКАТО
019-95 в составе «Сельских населенных пунктов» *** Ульяновской области рабочий поселок
*** отсутствует. В то же время, рабочий поселок *** района содержится в разделе
ОКАТО «Объекты административно-территориального деления, кроме сельских
населенных пунктов», в числе поселков городского типа *** Ульяновской области.
Согласно п. 14 Приложения №1 «Реестр административно-территориальных единиц
Ульяновской области» к Закону Ульяновской области от 126-ЗО «*** является
рабочим поселком. Считает, что оснований для применения утвержденного
Постановлением Правительства Ульяновской области Перечня «сельских территорий»
от 16.03.2020 №113-П в целях определения права на повышение фиксированной
выплаты за работу в сельском хозяйстве, не имеется. Полагает, что поскольку
статус рабочего поселка *** в настоящее время в законодательном порядке не
изменен, соответственно оснований рассматривать его как сельский пункт, не
имеется. У суда первой инстанции отсутствовали основания для отнесения *** к сельской местности.
С 1 января 2023 года
ГУ Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области
переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области.
Дело рассмотрено в
отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Как
установлено судом, решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области от 31
января 2022 года №18758/22 (л.д.13-14) Кожедубе А.И.. отказано в перерасчете
назначенной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17
Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых
пенсиях" по заявлению от 27.01.2022.
При
наличии у истца стажа работы в сельском хозяйстве 32 года 10 месяцев 17 дней, отсутствует
второе условие – проживание в сельской местности.
Разрешая
спор, суд первой инстанции исходил из того, что Постановлением Правительства
Ульяновской области от 16.03.2020 №113-П утвержден Перечень населенных пунктов,
относящихся к сельским территориям Ульяновской области и в п.22 данного Перечня указан рабочий поселок ***
Ульяновской области и пришел к выводу о том, что истец проживает в сельской
местности и в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря
2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеет право на установление
повышенной фиксированной выплаты.
Данные
выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
В
соответствии с частью 14
статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам,
проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в
сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в
период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в
соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к
страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25
процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой
пенсии, предусмотренной частями 1
и 2 статьи 16
настоящего Федерального закона.
Частью 16
статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение
размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии
по инвалидности в соответствии с частью 14
настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы
(деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N
1441 (ред. от 23.06.2021) "Об утверждении Правил установления и выплаты
повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не
менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской
местности" . При отнесении местности к сельской для установления повышения
фиксированной выплаты применяется раздел "Сельские населенные пункты"
Общероссийского классификатора
объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Следовательно,
законодателем определено, каким образом подтверждается факт отнесения
населенного пункта к сельской местности.
В
ОКАТО 019-95 в составе «Сельских населенных пунктов» *** Ульяновской области
рабочий поселок *** отсутствует. В то же время, рабочий поселок *** содержится
в разделе ОКАТО «Объекты административно-территориального деления, кроме
сельских населенных пунктов» в числе поселков городского типа *** Ульяновской
области, код 73 236 557.
Согласно
п.14 Приложения №1 «Реестр административно-территориальных единиц Ульяновской
области к Закону Ульяновской области от 3.10.2006 №126-ЗО «Об
административно-территориальном устройстве Ульяновской области» «***» является
рабочим поселком.
Разрешая
заявленные требования истца, суд исходил из Постановления Правительства
Ульяновской области от 16.03.2020 №113-П «Об утверждении перечня населенных
пунктов, относящихся к сельским территориям Ульяновской области, Перечня
сельских агломерация на территории Ульяновской области и признании утратившим
силу отдельных положений нормативных актов Правительства Ульяновской области».
Данным постановление утвержден перечень населенных пунктов, относящихся к
сельским территориям Ульяновской области, в числе которых включен рабочий
поселок ***. Однако суд первой инстанции не учел, что данным Постановлением не
определялись населенные пункты Ульяновской области как объекты
административно-территориального деления.
Данный
перечень был утвержден в целях обеспечения реализации на территории Ульяновской
области государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие
сельских территорий».
Следовательно
оснований для применения утвержденного
Постановлением Правительства Ульяновской области Перечня «сельских территорий»
от 16.03.2020 №113-П в целях определения
права на повышение фиксированной выплаты за работу в сельской местности, у суда
первой инстанции не имелось.
В
связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о праве истца повышение фиксированной выплаты за работу в сельском
хозяйстве не основан на законе, в связи с чем обжалуемое решение суда
первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе
Кожедубу А.И. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 2 декабря 2022 года отменить.
Принять по делу
новое решение.
В удовлетворении
исковых требований Кожедуба Анатолия Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об установлении
повышенной фиксированной выплаты за
работу в сельском хозяйстве в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от
28.12.2013 N 400-ФЗ "О
страховых пенсиях" и перерасчете размера пенсии, отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный
суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 03.04.2023