УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-007140-80
Судья Елистратов А.М.
Дело №33-1249/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 21
марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 8 ноября 2022 года, с учетом определения того же суда
от 22 декабря 2022 года об исправлении описки, по гражданскому делу №
2-5294/2022, по которому постановлено:
исковые
требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области, действующего
в интересах Шмакова Александра Дмитриевича к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.
Взыскать
с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации в пользу Шмакова Александра
Дмитриевича в счёт компенсации морального вреда 5000 руб.
В
удовлетворении исковых требований Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской
области, действующего в интересах Шмакова Александра Дмитриевича к
Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности
обеспечить подгузниками для взрослых, а также в остальной части о компенсации
морального вреда отказать.
Заслушав
доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области, действуя
в интересах Шмакова А.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению
- Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами
реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
50 000 руб., возложении обязанности в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида *** обеспечить истца ***
Требования мотивированы тем, что Шмаков А.Д.. *** года
рождения является инвалидом первой группы. В соответствии с индивидуальной
программой реабилитации *** Шмакову А.Д. полагаются к выдаче ***
Просил суд возложить на ответчика обязанность в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида *** обеспечить Шмакова А.Д. ***,
взыскать с ответчика в пользу Шмакова А.Д. компенсацию морального вреда в
размере 50 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены ФКУ «ГБ
МСЭ по Ульяновской области» Министерства труда России, Министерство семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (в
настоящее время – Министерство социального развития Ульяновской области).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение –
Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации (в настоящее время реорганизовано в форме присоединения к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области) не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу
новое решение, об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный закон от
24,11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями». Указывает, что инвалид имел возможность
реализовать право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет
средств федерального бюджета как через самостоятельное приобретение и получение
в последующем компенсации, но не воспользовался им. Считает, что основания для
удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют,
поскольку инвалидом не представлено доказательств причинно-следственной связи
между несвоевременным предоставлением инвалиду региональным отделением
технического средства реабилитации и ухудшением состояния его здоровья, а так
же наличия моральных страданий. Кроме того, нарушение гарантированного
государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств
федерального бюджета техническими средствами реабилитации не является
основанием для компенсации морального вреда. Указывает, что выплата компенсации
морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что выразится в
сокращении средств на обеспечение других нуждающихся инвалидов.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим
образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения,
постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и
фактическими обстоятельствами по делу.
С 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом от
14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и о социального страхования
Российской Федерации», приказом Фонда социального страхования Российской
Федерации от 29 июля 2022 года № 287 произошла реорганизация Фонда социального
страхования Российской Федерации путем присоединения к Фонду пенсионного и
социального страхования Российской Федерации.
С учетом данной реорганизации, положений статьи 44
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует произвести
замену ответчика – ГУ-УРО ФСС РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Социальный
фонд).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, Шмаков А.Д., *** года рождения, является инвалидом *** (л.д.19-20).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида *** Шмаков
А.Д. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе, ***
Ссылаясь на то, что истец не был обеспечен указанными
средствами реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу
об удовлетворении исковых требований только в части взыскания с Социального
фонда в пользу инвалида денежной компенсации морального вреда.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер
социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24
ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ), определяющим
государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской
Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и
других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является
реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября
1995 года № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального
закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том
числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября
1995 года № 181-ФЗ).
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30
декабря 2005 года №2347-р, поименованы абсорбирующее белье, подгузники.
В соответствии с частью 14 статьи
11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические
средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту
пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального
страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными
организациями.
Во исполнение указанной нормы закона
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240
утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов
техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами
реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 названных Правил установлено,
что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и
изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического
средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил обеспечения
инвалидов техническими средствами реабилитации заявление о предоставлении
технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом,
представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального
страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства
инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии
с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное
в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и
в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по
обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением
уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на
получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные
уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и
оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие
техническими средствами (изделиями) (абзац первый пункта 5 Правил
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от
24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой
реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не
могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее
техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет,
ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического
средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости
соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги,
предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи
11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации,
включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о
размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты
населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации определено, что в случае если
предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство
(изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду
(ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое
средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то
инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости
приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не
более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или)
услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с
этими Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н
утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное
инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая
порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере
указанной компенсации, согласно пункту 3 которого компенсация выплачивается
инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство
реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид
самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или)
оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления
инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по
приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее
- заявление), поданного в уполномоченный орган однократно. Решение о выплате
компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня
принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Выплата
инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с
даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления
средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункты 5 и 6
Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом
техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что
гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств
федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными
индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем
предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной
компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо
если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за
собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый
период в случае их непредставления инвалиду уполномоченным органом по
какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет
средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации
осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно
приобретенное техническое средство реабилитации в порядке,
установленном приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в
иске об обеспечении инвалида такими средствами реабилитации ***.
Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу инвалида
компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение техническими
средствами реабилитации, также основано на нормах закона и является правильным.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя
обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому
причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный
вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского
кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не
обеспечением истца в полном объеме указанными в иске техническими
средствами реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к
обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в
пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере -
5000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть
приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Материальный и процессуальный закон применены судом верно.
Решение суда является правильным, отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8
ноября 2022 года, с учетом определения того же суда от 22 декабря 2022 года об
исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
28.03.2023.