Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственным препаратом
Документ от 29.03.2023, опубликован на сайте 05.04.2023 под номером 105301, 2-я гражданская, об обеспечении лекарсвтенным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жилкина А.А.                                                     73RS0001-01-2022-007034-10

Дело № 33-1386/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     29 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-5201/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Гарбуз Юлии Витальевны удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства выписывать Гарбуз Юлии Витальевне льготный рецепт по жизненным показаниям на препарат *** *** в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Гарбуз Юлию Витальевну лекарственным препаратом *** в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Гарбуз Ю.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гарбуз Ю.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦМРиО ФМБА России), Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты и обеспечить лекарственным препаратом.

В обосновании заявленных требований указано, что Гарбуз Ю.В. является инвалидом *** группы, в сентябре 2021 г. ей был установлен диагноз: ***. В связи с наличием тяжелого заболевания и по жизненным показаниям согласно протоколу ВК от 30.08.2022 №4318 ФГБУ ФНКЦМРиО ФМБА России истцу назначена ***. Медицинским учреждением было направлено ходатайство в Министерство здравоохранения Ульяновской области об обеспечении истицы необходимым ей лекарственным препаратом. Однако до настоящего время рецепты на получение указанного препарата лечащим врачом не выписываются, а Министерство здравоохранения Ульяновской области не предпринимает действий для обеспечения истицы этим лекарственным препаратом.

С учетом изложенного, Гарбуз Ю.В. просила обязать ФГБУ ФНКЦМРиО ФМБА России производить своевременную выписку рецептов на лекарственный препарат ***, а Министерство здравоохранения Ульяновской области обязать обеспечить лекарственным препаратом ***.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное медико-биологическое агентство, ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнолигий» Федерального медико-биологического агентства, ФГБУН Институт мозга человека им. Н.П. Бахаревой Российской Академии Наук, ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Ссылаясь на нормы действующего законодательства указывает, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Препарат *** был назначен вне инструкции по применению. Данный препарат стационарного применения согласно Приказа Минздрава РФ от 24.11.2021 №1094Н запрещается выписывать на домашнее применение. Этот препарат вводится внутривенно капельно соответственно под наблюдением квалифицированного медицинского персонала. Из содержания выписного эпикриза следует, что только лечащий врач может наблюдать пациента и оказывать своевременную профессиональную медицинскую помощь. Период применения препарата точно установить не предоставляется возможным, поскольку это будет зависеть от его эффективности и безопасности.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУН Институт мозга человека им.Н.П. Бехтеревой Российской Академии Наук просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без изменения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Гарбуз Ю.В. является инвалидом *** группы, ей установлен диагноз: ***.

Согласно выписному эпикризу ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнолигий» ФМБА России от 18.03.2022 истице по жизненным показаниям рекомендована ***, 1 раз в шесть месяцев (т. 1, л.д. 20-24).

Протоколом врачебной подкомиссии от 30.08.2022 № 4318 Поликлиники для взрослых № 3 ФГУЗ КБ №172 ФМБА России принято решение о том, что Гарбуз Ю.В. с целью патогенетической терапии по жизненным показаниям назначен прием лекарственного препарата *** (т. 1, л.д. 58-60).

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и исходил из того, что Гарбуз Ю.В. как инвалид *** группы в связи с имеющимся у нее заболеванием *** имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача (фельдшера), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ФГБУ ФНКЦМРиО ФМБА России обязанности выписывать истцу рецепты на обеспечение лекарственным препаратом ***., а на Министерство здравоохранения Ульяновской области – обеспечивать истца указанным лекарственным препаратом

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505, к перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральным государственным учреждениям и медицинским организациям частной системы здравоохранения, бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, относит терапевтическое лечение ***.

Аналогичные гарантии предусмотрены Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497.

Нуждаемость Гарбуз Ю.В. в применении лекарственного препарата *** по жизненным показаниям подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами, в том числе заключением врачебной комиссии.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения Гарбуз Ю.В. необходимым ей лекарственным препаратом следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Судебная коллегия в указанной части также отмечает, что частью 1 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44).

Согласно данному перечню оптикомиелит (***) относится к группе заболеваний ***.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Поскольку лекарственный препарат *** назначен Гарбуз Ю.В. по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, данный лекарственный препарат должен быть предоставлен ей бесплатно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что данный препарат стационарного применения и не может быть выписан на домашнее применение, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются юридически значимыми при разрешении настоящего спора.

Удовлетворение требований истца о возложении на медицинское учреждение обязанности выписывать льготные рецепты на получение лекарственного препарата ***, а на Министерство здравоохранение Ульяновской области – обеспечивать ее данным препаратом не может быть постановлено в зависимость от способа приема этого препарата, и не свидетельствует о возможном нарушении порядка приема лекарственного препарата.

Судебная коллегия отмечает, что обеспечение инвалида необходимой ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом не может ставиться в зависимость от включения указанного вида медицинского изделия в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который ссылаются авторы апелляционных жалобы, поскольку иное толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией права инвалида на охрану его здоровья.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.03.2023