Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии со снижением возраста
Документ от 29.03.2023, опубликован на сайте 05.04.2023 под номером 105298, 2-я гражданская, о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Денисова М.А.                                                73RS0001-01-2022-007162-14

Дело № 33-1355/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         29 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-5214/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Ястребовой Натальи Николаевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением пенсионного возраста удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области назначить Ястребовой Наталье Николаевне с 05.09.2022 пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 30.06.1986.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Ястребовой Н.Н., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ястребова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области) (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности назначить пенсию по старости.

В обоснование иска указано, что 26.08.2022 истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в чем ей было отказано решением № 185140/22 от 05.09.2022 в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Ястребова Н.Н. полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку оно принято без учета того факта, что в период с 30.05.1986 по 30.06.1986 она фактически проживала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а именно в г.***, что дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию по старости на 1 год, то есть с даты достижения ею 54 лет – с 05.09.2022.

С учетом изложенного, Ястребова Н.Н. просила установить факт постоянного ее проживания в г. *** в период с 30.05.1986 по 30.06.1986, обязать ответчика назначить с 05.09.2022 пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУ администрация МО «Инзенский район».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на нормы действующего законодательства в сфере пенсионных прав, указывает, что право на меры социальной поддержки, в том числе на снижение пенсионного возраста имеют только те граждане, которые работали (проживали) на территории с льготным социально-экономическим статусом постоянно. Поскольку у истицы в период с 30.05.1986 по 16.07.1986 имело место производственная практика, а не работа на предприятии, расположенном в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, право на пенсию по старости с уменьшением возраста на абсолютную величину у нее отсутствует. Суд, удовлетворяя исковые требования Ястребовой Н.Н., ссылается только на показания свидетелей. Поскольку пенсии за проживание в зоне с льготным социально- экономическим статусом носят льготный характер и назначаются ранее общеустановленного возраста, считает, что факт проживания на загрязненной территории должен быть также подтвержден документально. В обоснование своих доводов ссылается на судебную практику.

В возражениях на апелляционную жалобу Ястребова Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует, что 15.03.2022 Ястребова Н.Н. обратилась в ГУ–ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ о т 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Г ГУ–ОПФР по Ульяновской области от 05.09.2022 № 185140/22 Ястребовой Н.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготно-экономическом статусом.

Не согласившись с этим, Ястребова Н.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанной категории граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно статье 7 Закона Закон № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 город *** был включен в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 город *** с 01.02.1998 не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №958н от 28 ноября 2014 года утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В соответствии с пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Как установлено судом, истица Ястребова (Шкурина) Н.Н., *** года рождения, в спорный период была зарегистрирована по месту жительства в с. *** (л.д. 53).

В период с 01.09.1985 по 22.07.1986 Ястребова (Шкурина) Н.Н. обучалась в Ульяновском кооперативном среднем профессионально-техническом училище Ульяновского областного союза потребительских кооперативов на дневном отделении, что подтверждается архивной справкой Ульяновского облпотребсоюза (л.д. 50).

Согласно приказу Ульяновского облпотребсоюза от 03.06.1986 № 58 истица была направлена для прохождения производственной практики в Инзенское райпо в период с 30.05.1986 по 16.07.1986 (л.д. 56об. - 57).

Допрошенные в суде первой инстанции свидетели Б*** и К***. пояснили, что вместе с истицей обучались в спорный период в Ульяновском кооперативном среднем профессионально-техническом училище Ульяновского облпотребсоюза, также вместе проходили производственную практику с 30.05.1986 по 16.07.1986 в г.***, где постоянно проживали. В период прохождения практики их расселили в дома к местным жителям, где каждый день они проходили практику в продовольственном магазине и в магазине промышленных товаров. В период прохождения практики домой не ездили, зарплату за практику им не платили.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта постоянного проживания Ястребовой Н.Н. в период с 30.05.1986 по 16.07.1986 в городе ***, который относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о недоказанности факта прохождения истцом производственной практики в г. *** со ссылкой на наличие описки («Шкуркина») в написании ее фамилии в приказе от 03.06.1986 № 58, доказательств наличия на тот период времени других студентов с фамилией «Шкурина» материалы дела не содержат.

Поскольку с. ***, где Ястребова Н.Н. была зарегистрирована по месту жительства, и г. ***, где она обучалась по очной форме обучения, находятся на значительном расстоянии от места прохождения производственной практики (более 200 км), оснований полагать, что истица ежедневно ездила домой или в г. ***, у судебной коллегии не имеется.

Приведенные фактические обстоятельства дела указывают, что в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, который дает право на снижение пенсионного возраста лицам, проживающим (работающим) в зоне с льготным социально-экономическим статусом на один год, Ястребова Н.Н. постоянно проживала в указанном населенном пункте.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.03.2023