Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 14.03.2023, опубликован на сайте 30.03.2023 под номером 105255, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-005970-98

Судья Богомолов С.В.                                                                          Дело № 33-1134/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       14 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Сычёвой О.А.,

при секретаре  Болмашновой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 сентября 2022 года по делу № 2-4313/2022, по которому постановлено: 

 

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего *** к государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать по медицинским показаниям несовершеннолетнему *** года рождения, льготные рецепты на медицинские изделия (расходные материалы к инсулиновой помпе) производства ООО «***» (название «***»).

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего *** к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить *** года рождения, медицинскими изделиями *** по выписанному льготному рецепту от 18.05.2022.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Свешникова Максима Сергеевича компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб. 

В остальной части в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Ульяновской области отказать.

Решение суда в части возложения обязанности выписывать рецепты обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Свешникова С.В., Свешникова М.С., прокурора Макейкиной Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего ***, обратился с иском Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» (далее – ГУЗ ДГКБ) о возложении обязанности обеспечить медицинским изделием, выписывать рецепты на медицинское изделие, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Свешников М.С., 19.05.2006 года рождения, наблюдается в ГУЗ ДГКБ с диагнозом: «***», является ребенком-инвалидом. В связи с заболеванием ему требуются медицинские изделия: ***. Однако, *** не обеспечен *** по льготным рецептам. Кроме того, Министерством здравоохранения Ульяновской области произведена закупка расходных материалов «***», которые несовместимы с ***, установленной *** Согласно информационному письму ООО «***» от 07.06.2022 № 88-255 инсулиновая помпа «***» не подтверждает совместимость с медицинскими изделиями сторонних производителей, в частности с «Наборами *** ***». Рецепты на требуемые медицинские изделия лечебное учреждение в настоящее время не выписывает. Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить *** года рождения, спорными медицинскими изделиями по выписанным льготным рецептам; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу несовершеннолетнего *** в счет компенсации морального вреда в связи с несвоевременным обеспечением последнего медицинскими изделиями по выписанным рецептам, 50 000 рублей; обязать ГУЗ ДГКБ выписывать *** льготные рецепты на медицинские изделия производства ООО
«***» (название
«***»); обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области обеспечить Свешникова М.С. медицинскими изделиями производства ООО «***» (название
«***») до отмены назначения расходных материалов; обратить решение суда в части обязания выписывать рецепты к немедленному исполнению.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. В настоящее время производить выписку спорных медицинских изделий невозможно. Просит учесть, что Министерством заключен государственный контракт на поставку медицинских изделий, товар, приобретенный в рамках конкурентных электронных процедур, соответствует Каталогу товаров, работ, услуг. Вариант расходных медицинских изделий, от которых отказывается истец, является полностью соответствующим и имеет сертификаты соответствия. Обращает внимание, что по результатам электронного аукциона для обеспечения льготных категорий граждан расходными материалами к *** будут поставлены расходные материалы: Наборы *** для одноразового использования с принадлежностями; вариант исполнения ***, Набор стерильных резервуаров ***, отвечающие требованиям к значению показателей, совместимые с ***. По мнению автора жалобы, выбор товара ООО «***» представляется условием, ограничивающим экономическое развитие рынка медицинских изделий в Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу Свешников С.В. просит оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, *** года рождения, является ребенком-инвалидом; инвалидность установлена ему на срок до *** (л.д. 14).

*** имеет диагноз «***», находится на ***, нуждается в медицинских изделиях: ***, о чем указано в выписном эпикризе ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева».

11.02.2022 *** как пациенту с хроническим заболеванием, лечащим врачом был оформлен льготный рецепт на медицинское изделие ***

Ссылаясь на то, что *** не обеспечивается необходимыми медицинскими изделиями, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, ***

В силу п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В соответствии с ч.1 ст.6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 №1094н, установлено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).

В соответствии с п. 36 указанного выше Порядка право назначать лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется на основании рецептов лечащего врача.

В силу прямого указания приведенных выше положений закона ребенок-инвалид, страдающий заболеванием «***», подлежит бесплатному обеспечению необходимыми медицинскими изделиями по рецептам лечащего врача.

Нуждаемость *** в спорных медицинских изделиях подтверждена рецептами лечащего врача.

***  включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению *** медицинскими изделиями по рецептам лечащего врача.

Доводы жалобы о том, что истец не может быть обеспечен спорными медицинскими изделиями, так как отказался от получения аналогов - ***, не могут быть приняты во внимание и служить поводом для отмены судебного решения.

Частью 3 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 11 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения: наименование медицинского изделия; дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения; назначение медицинского изделия, установленное производителем; вид медицинского изделия; класс потенциального риска применения медицинского изделия; код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;  наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия; наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия; адрес места производства или изготовления медицинского изделия; сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях; иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 № 09-С-571-1414 «Об обращении медицинских изделий» также обращено внимание на то, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.

Согласно информационным письмам ООО «***» данный производитель *** не подтверждает их совместимость с медицинскими изделиями сторонних производителей, в том числе с наборами ***; и с набором ***, от которых отказался истец.

*** наборы компании «***, никогда не проходили процесс валидации для совместного использования с *** производства «***.

При использовании *** наборов, *** сторонних производителей с *** ***, компания «***» не может гарантировать исправность работы ***, а также не несет ответственность за возможные неблагоприятные события.

Таким образом, производитель *** *** не подтверждает их совместимость с расходными материалами других производителей.

Сведения о взаимозаменяемости медицинских изделий не внесены и в государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.

Иные медицинские изделия, в том числе те, о которых указано в апелляционной жалобе, несовершеннолетнему лечащим врачом не назначались и рецепты на них не выписывались.

Доказательств того, что безопасная совместимость аналогов медицинских изделий с установленной у истца *** подтверждена результатами клинических испытаний, а равно соответствующими экспертизами, ответчиком не представлено.

Указание о совместимости *** с аналогами медицинских изделий подтверждено поставщиком таких аналогов в спецификации к государственному контракту, заключенному Министерством здравоохранения Ульяновской области, а не производителем.

В регистрационном удостоверении на медицинские изделия производителя «*** указано лишь об их допуске к обращению на территории Российской Федерации.

Ссылка в жалобе на возможное ограничение конкурентных процедур судебной коллегией отклоняются, так как в любом случае совместное применение расходных материалов и основного медицинского изделия разных производителей должно гарантировать качество и безопасность такого применения.

С учетом изложенного решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению *** спорными медицинскими изделиями по рецептам лечащего врача следует признать правильным.

Верным является и вывод суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов необходимыми медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением истца  медицинскими изделиями, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, взысканная сумма компенсации соответствует требованиям разумности и справедливости.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применены судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  20.03.2023.