УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-006701-39
Судья Елистратов А.М.
Дело № 33-1233/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.,
при секретаре Абросимовой
А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 октября 2022
года по делу №2-4871/2022,
по которому постановлено:
исковые
требования Коклеева Владимира Алексеевича к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области
от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
предоставить Коклееву Владимиру Алексеевичу специализированное жилое помещение
на условиях договора найма специализированного жилого помещения в г.Ульяновске
Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Коклеев В.А. обратился в суд с иском к Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о
возложении обязанности предоставить в жилое помещение на условиях договора
найма специализированного жилого помещения городе Ульяновске. В обоснование
иска указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированным жилым
помещением, 22 октября 2015 года. До настоящего времени жилым помещением не
обеспечен. Просил обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
предоставить в городе Ульяновске специализированное жилое помещение на условиях
договора найма специализированного жилого помещения.
Суд привлек к участию в деле в качестве в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области считает решение суда незаконным и
подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что Министерством
принимаются последовательные и
объективные меры для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по
обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из доведенного
финансирования, систематически
проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской
области, прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования. Для
целей обеспечения истца специализированным жилым помещением в разумный срок
необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. С учетом
изложенного полагает, что выводы суда об обязании Министерства обеспечить истца
благоустроенным жилым помещением на основании договора найма
специализированного жилого помещения, не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на жалобу Коклеев В.А. просит оставить решение
суда без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 21 сентября 2006 года родители
истца – *** лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в
том числе истца Коклеева В.А., *** года рождения (л.д. 44-49).
На основании постановления главы администрации Заволжского
района г.Ульяновска от 20 октября 2006 года (в редакции постановления от 28
декабря 2006 года) Коклеев В.А. помещен в государственное образовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.
53-54).
Постановлением главы администрации муниципального
образования «Майнский район» Ульяновской области от 2 мая 2007 года над
несовершеннолетним Коклеевым В.А. была установлена опека (л.д. 55).
Распоряжением Министерства образования Ульяновской области
от 25 июня 2010 года № 2292-р отделу опеки и попечительства было предписано
внести несовершеннолетнего Коклеева В.А. в списки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения
(л.д. 58).
22 октября 2015 года Коклеев В.А. был включен в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области с правом на предоставление жилого помещения в г. Ульяновске (л.д. 13).
Материалами дела подтверждено, что жилых помещений в собственности,
а равно в пользовании по договору социального найма истец не имеет.
Ссылаясь на то, что имеет право на обеспечение жилым
помещением специализированного жилищного фонда, однако, таким жилым помещением
не обеспечен, Коклеев В.А. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В
соответствии с частью 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление
жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -
Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры
социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Согласно
пункту 1
статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями
жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых
помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых
жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных
жилых помещений.
Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста
18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения
совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов
Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным
в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в
письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 3 постановления Правительства Ульяновской
области от 27 декабря 2012 года № 644-П (в редакции от 29 июля 2021 года) «Об
утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений»
специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых
помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению
специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации
деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на
основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти
Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом
Ульяновской области.
Согласно
Положению о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области (пп.13 пункта 2.6) Министерство в сфере строительства
обеспечивает на основании решения осуществление полномочий представителя
собственника жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, включая осуществление контроля за состоянием таких помещений.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии достаточного финансирования не могут служить
основанием для отказа в предоставлении жилья той категории граждан, которой
такая мера социальной поддержки гарантирована законом.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.03.2023.