Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание заключения медико-социальной экспертизы
Документ от 14.03.2023, опубликован на сайте 30.03.2023 под номером 105250, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в признании ивалидом, обязании признать инвалидом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2022-006324-41

Судья Киреева Е.В.                                                                              Дело № 33-1079/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    14 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,   Богомолова С.В.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Шемякиной Ольги Георгиевны на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 сентября 2022 года по делу № 2-2952/2022, которым  постановлено: 

 

в удовлетворении исковых требований Шемякиной Ольги Георгиевны к Бюро №20 - филиалу федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России о признании решения медико-социальной экспертизы от 6 апреля 2022 незаконным, отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Шемякиной О.Г., ее представителя – адвоката Ушкур Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России Николаевой И.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

Шемякина О.Г. обратилась в суд с иском к Бюро №20 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России, федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России о признании решения медико-социальной экспертизы незаконным, обязании признать инвалидом. В обоснование иска указала, что 06.04.2022 Бюро №20 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» ей было отказано в установлении инвалидности, с чем она не согласна. 21.03.2022 она была направлена на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации. Направление было выдано лечебным учреждением, в котором она наблюдается с 2009 года после дорожно-транспортного происшествия от 30.10.2009. Отраженные в направлении документы были переданы на рассмотрение комиссии, однако, при проведении медико-социальной экспертизы были учтены не в полном объеме, диагнозы изложены неверно. Экспертиза производилась заочно, вследствие чего члены медико-социальной экспертизы не имели права произвольно менять установленные врачами диагнозы. Отказав в установлении группы инвалидности, ответчик фактически подверг ее жизнь опасности, так как она является нетрудоспособной и не имеет средств к существованию. Телесные повреждения, полученные  в дорожно-транспортном происшествии, а также их последствия, являются основанием для установления ей группы инвалидности. Просила признать незаконным решение Бюро №20-филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 06.04.2022 об отказе в признании ее инвалидом, признать ее инвалидом.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУЗ «Городская поликлиника №6» и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шемякина О.Г. просит решение суда отменить, удовлетворить ее исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что решение суда основано на заключении проведенной по делу судебной экспертизы, при назначении которой не было учтено ее мнение, извещение о судебном заседании, где была назначена экспертиза, она получила в день заседания. Настаивает на том, что медико-социальная экспертиза была проведена ответчиком формально, без выяснения обстоятельств течения и развития ее болезней, данных о ее личности. Не соглашается с заключением проведенной по делу судебной экспертизы. Из вопросов судебных экспертов ей стало понятно, что они не знакомы с ее медицинскими документами. Просит учесть, что согласно справке ГУЗ «Городская поликлиника № 6» от 03.03.2022 она нетрудоспособна с момента травмы от 30.10.2009. Диагнозы, установленные врачами ортопедом и неврологом, подтверждены с 2009 года, но не учитываются при проведении медико-социальной  экспертизы. Просит учесть, что из-за неблагоприятной динамики у нее возникли иные заболевания – кардиологические и урологические. Обращает внимание, что судебная экспертиза была назначена в одно из учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Считает, что экспертами необоснованно без проведения инструментальных исследований снижена степень хронической сердечной недостаточности. Указывает, что не была ознакомлена с порядком и условиями признания лица инвалидом, в связи с чем не могла реализовать право на приглашение любого специалиста для участия в медико-социальной экспертизе с правом совещательного голоса.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.03.2022 ГУЗ «Городская поликлиника № 6» Шемякиной О.Г. было выдано направление на медико-социальную экспертизу (л.д. 8-14).

04.04.2022 в отношении Шемякиной О.Г. Бюро № 20 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» была проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой 06.04.2022 принято решение о том, что инвалидность не установлена (л.д. 17-28).

Полагая отказ в установлении инвалидности незаконным, Шемякина О.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Статьей 8 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На момент проведения в отношении Шемякиной О.Г. медико-социальной экспертизы действовали Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 утверждены (далее – Правила от 20.02.2006).

Названные Правила от 20.02.2006 определяли в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом; устанавливали, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п. 3 Правил).

В пункте 5 Правил от 20.02.2006 определены условия признания гражданина инвалидом, к числу которых отнесены: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пп. «а»); ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью) (пп. «б»); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию (пп. «в»).

Согласно п. 6 Правил от 20.02.2006 наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (п. 7 Правил от 20.02.2006).

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н (далее – приказ №585н).

Согласно пунктам 4, 5 Приказа № 585н степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

В соответствии с п. 7 Приказа № 585н выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п. 9 Приказа № 585н).

В целях проверки обоснованности заключения проведенной в отношении истца медико-социальной экспертизы судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда России.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять указанному заключению экспертов не имеется, поскольку оно соответствует по своей форме и содержанию установленным требованиям.

В соответствии со ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение судебной медико-социальной экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу, что данное заключение является допустимым доказательством, так как оно выполнено сотрудниками экспертной организации, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Само оспариваемое истцом заключение составлено грамотно, в нем имеется вводная, исследовательская и заключительная части. Соблюдены требования, касающиеся структуры и содержания заключения, которые закреплены статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Выводы экспертов исключают возможность их двоякого толкования. При таких обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований не доверять заключению судебно-медицинской экспертизы.

Выводы экспертов, вопреки доводам жалобы, согласуются и с иными материалами дела относительно состояния здоровья Шемякиной О.Г., медицинской документацией.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав истца при назначении судебной медико-социальной экспертизы не могут быть приняты во внимание и служить поводом для отмены судебного решения.

Из материалов дела следует, что Шемякина О.Г. действительно не участвовала в судебном заседании 26.07.2022, когда судом по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза (л.д. 73-78).

Вместе с тем, 29.07.2022 Шемякина О.Г. обратилась в суд с заявлением, к которому приложила свои медицинские документы для проведения очной судебной медико-социальной экспертизы, каких-либо возражений относительно назначенной экспертизы не выразила (л.д. 80).

Из содержания заключения следует, что экспертиза была проведена на основании сведений, содержащихся в медицинских картах Шемякиной О.Г., деле ее освидетельствования в ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области, материалов настоящего гражданского дела, с непосредственным участием Шемякиной О.Г. то есть на основании всех имеющихся доказательств.

То обстоятельство, что ранее ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республики – Чувашии» Минтруда России уже проводило судебную медико-социальную экспертизу, не свидетельствует о недостоверности настоящей судебной экспертизы.

Кроме того, как следует из материалов дела, судебная медико-социальная экспертиза в отношении Шемякиной О.Г. в 2016 году (л.д. 118-123) и в 2022 году (л.д.98-112) была проведена разными экспертами указанного учреждения.

Как указано выше, статьей 8 Федерального закона № 181-ФЗ строго установлено, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о недоверии результатам медико-социальных экспертиз со ссылкой на то, что учреждения, проводившие медико-социальную экспертизу, подведомственны одному и тому же федеральному органу исполнительной власти, судебной коллегией отклоняются.

Соответствующий федеральный орган исполнительной власти судом к участию в деле не привлекался.

Нарушений прав истца при проведении в отношении нее медико-социальной экспертизы, а равно ее процессуальных прав, способных повлечь отмену судебного решения, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 сентября 2022 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Шемякиной Ольги Георгиевны – без удовлетворения.               

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  17.03.2023.