Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании сроков расселения аварийного жилого дома
Документ от 21.03.2023, опубликован на сайте 03.04.2023 под номером 105238, 2-я гражданская, об обжаловании действий о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-001580-67

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                            Дело № 33а-1420/2023  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     21 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 6 декабря 2022 года по делу № 2а-2835/2022, по которому постановлено:

административный иск Левановой Земфиры Наримановны, Киселевой Светланы Николаевны удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации города Ульяновска от 21 декабря 2021 года № 2066 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления сроков отселения граждан из жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г***, до 31 декабря 2030 года.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность устранить нарушение, определив иной срок принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного жилого дома по адресу: г***.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Левановой З.Н., Киселевой С.Н., заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Леванова З.Н., Киселева С.Н.  обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании  незаконным  постановления в части установления сроков  отселения граждан из жилых помещений многоквартирного жилого дома, об установлении срока отселения.

В обоснование административного иска указано, что они зарегистрированы и проживают в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу:                    ***, являются собственниками помещений в данном доме. Указанный одноэтажный дом построен в 1965 году, включает в себя шесть  квартир. В доме проживают пенсионеры, семьи с детьми. Часть помещений находится в муниципальной собственности. Дом находится в аварийном состоянии, на грани разрушения. Со стен и крыши выпадают кирпичи, течет кровля, изношены все строительные и несущие конструкции. Согласно техническому заключению (отчету) от 2021 года, подготовленному                                  АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», многоквартирный жилой дом по адресу: ***, является ветхим. Техническое состояние основных строительных конструкций характеризуется как аварийное. Жилой дом подлежит сносу.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 21.12.2021 №2066 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу.  Установлен срок отселения физических и юридических лиц из указанного дома до 31.12.2030.

Административные истцы не согласны с данным постановлением в части  установления сроков отселения граждан из жилых помещений их многоквартирного жилого дома, так как считают его неразумным, нарушающим их  право на благоприятную среду проживания. Полагают, что административным ответчиком не соблюдены требования Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», многоквартирный дом не включен в действующую региональную адресную программу переселения граждан на территории Ульяновской области. Дальнейшая эксплуатация дома создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

Просили суд признать незаконным постановление администрации города Ульяновска от 21.12.2021 №2066 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления сроков отселения граждан из жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу:                  ***, до 31.12.2030; установить иной срок, сократить срок сноса и расселения граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного жилого дома по адресу: ***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  прокуратура Железнодорожного района г.Ульяновска, АО «Ульяновское областное бюро технической инвентаризации», Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска, Финансовое управление администрации г.Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, АО «Имущественная корпорация Ульяновской области», Недышилов А.В., Главинская Л.М., Ракова В.Н.,           Кузнецова Т.Н., Колобова М.М.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы со ссылкой на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 года, п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, указывает, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.  Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей дома из аварийного дома, законом не установлены. Жилищным кодексом РФ также не установлены требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, кроме  прокурора и истцов, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом по адресу: ***,                  1965 года постройки,  одноэтажный, количество квартир - 6, решением Межведомственной комиссией от 30.09.2021 №42 признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г.Ульяновска от 21 декабря 2021 года №2066 установлен срок отселения данного многоквартирного дома - до  31 декабря               2030 года.

Административные истцы Леванова З.Н., Киселева С.Н. и заинтересованные лица Колобова М.М., Главинская Л.М., Кузнецова Т.Н., Ракова В.Н. проживают в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***. Административные истцы являются собственниками помещений в данном многоквартирном доме: Леванова З.Н. - квартиры № ***, Киселева С.Н. - квартиры № ***, заинтересованные лица являются собственниками: Колобова М.М. – квартиры №***, Ракова В.Н. – квартиры №***, Главинская Л.М. – квартиры №***, заинтересованное лицо Кузнецова Т.Н. является нанимателем муниципальной квартиры №***. В указанных квартирах они проживают фактически со своими семьями, где есть дети, пенсионеры, инвалиды.

В областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П, данный многоквартирный дом не включен.

Согласно техническому заключению (отчету) от 2021 г., подготовленному  АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», по результатам проведенного обследования (визуального) и оценке технического состояния основных строительных конструкций многоквартирного жилого дома лит. А по адресу: ***, признан ветхим. Установлено, что техническое состояние основных строительных конструкций многоквартирного жилого дома, в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» характеризуется как аварийное. Эта категория технического состояния строительных конструкций, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Таким образом, в связи с высоким физическим износом несущих конструкций жилого дома, в пределах 61+80% (ветхое состояние), и снижением до аварийного уровня его надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций, жилой дом подлежит сносу.

Учитывая, что многоквартирный дом представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в аварийном, не обеспечивающим безопасное пребывание граждан состоянии, разрушен цоколь, кладка стен,  физический износ составляет в пределах 61+80% (ветхое состояние), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан до 2030 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, установлен без учета технического состояния дома, остаточный срок несущих конструкций незначительный, влекущий возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью. Следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным. В связи с чем удовлетворил административный иск, обязав ответчика установить иные сроки отселения.

С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом не нарушено требование закона, касающееся компетенции органов местного самоуправления по вопросам принятия решения о признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также установлению сроков отселения.

Действительно, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года (вопрос №3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, вышеприведенного Положения №47, определение срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Между тем, как разъяснено в п.22 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В целях исполнимости судебного акта судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда путем указания на обязанность администрации города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: ***, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации города Ульяновска 21 декабря 2021 года № 2066.

В остальной части решение суда является правильным и отмене или изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 6 декабря 2022 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: ***, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации города Ульяновска 21 декабря 2021 года № 2066».

В остальной части решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи