УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-002128-81
Судья Алексеева Е.В. Дело № 33-1130/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15
марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.,
при секретаре Абросимовой А.Г.
с участием прокурора Холодилиной О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 23 мая 2022 года, с учетом определения того же
суда от 27 июля 2022 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-1636/2022, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора
Заволжского района г. Ульяновска в интересах Галеевой Гузели Рашитовны к Министерству здравоохранения Ульяновской
области о возложении обязанности
организовать услугу по проезду к месту
лечения и обратно, взыскании понесённых расходов, компенсации морального вреда
– удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу Галеевой Гузели Рашитовны расходы по проезду к месту лечения и обратно в сумме 438 000 руб., компенсацию морального вреда в
сумме 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании
компенсации морального вреда – отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах Галеевой Г.Р.
обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской
области о возложении обязанности
организовать услугу по проезду к месту
лечения и обратно, взыскании понесённых расходов, компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения
законодательства об оказании специализированной медицинской помощи и бесплатной
медицинской помощи населению было выявлено бездействие Министерства
здравоохранения Ульяновской области, в результате чего *** Галеева Г.Р. вынуждена за счет личных средств
самостоятельно четыре раза в неделю
круглогодично посещать медицинский центр
ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, 4, чтобы получить жизненно необходимое лечение.
За период с 2020 года по 2021 год
Галеева Г.Р. понесла расходы в сумме 438 000 руб. Согласно справки МСЭ
способность к самостоятельному передвижению Галеевой Г.Р. полностью утрачена.
Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области организовать и предоставить истице Галеевой Г.Р. бесплатно услугу по
доставке из дома к месту лечения в
диализный центр ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г. Ульяновск, пр-т Сурова,
4 и обратно домой, взыскать с ответчика
в пользу истицы понесенные расходы в сумме 438 000 руб., а также
компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены администрация
г. Ульяновска, ООО «Фрезениус Нефрокеа», Антонов Д.А.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.
Указывает, что Галева Г.Р. получает плановое лечение
методом программного гемодиализа
амбулаторно, в оказании скорой медицинской помощи, медицинской эвакуации не
нуждается, необходимости к экстренной доставке её не имеется. Ссылаясь на нормы
действующего законодательства, указывает, что другие основания для доставки
Галеевой Г.Р. транспортом медицинской организации для получения программного
гемодиализа в лечебное учреждение законодательством не предусмотрены. Кроме
того, медицинская услуга гемодиализа предоставляется медицинской организацией
ООО «Фрезениус Нефрокея» в рамках Территориальной программы государственных
гарантий и оплачивается из средств ТФОМС. В соответствии с действующим
федеральным законодательством доставка пациента к месту лечения и обратно не
является медицинской услугой, оплата доставки больных на процедуру программного
гемодиализа за счет средств ОМС тарифными соглашениями в системе обязательного
медицинского страхования Ульяновской области на 2020-2022 годы не предусмотрена.
Прямого указания на исполнение по доставке на гемодиализ законодательство не
содержит, финансирование транспортировки пациентов является правом, а не
обязанностью выделения средств из соответствующего бюджета. Считает, что истцом
не представлено достаточно доказательств причинения ей физических или
нравственных страданий по вине Министерства. Считает размер компенсации
морального вреда завышенным, не соответствующим принципам разумности и
соразмерности.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что
каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 ноября
1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в
Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года
№323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Здоровье - состояние физического, психического и социального
благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также
расстройства функций органов и систем организма.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на
поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление
медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская
помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от
наличия у него заболевания и от его состояния (пп. 1, 3, 9 ст. 2 Федерального
закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» установлено, что к основным принципам охраны
здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны
здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность
органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных
лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании
медицинской помощи.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому
населению по профилю «нефрология», утвержденному приказом Минздравсоцразвития
России от 18 января 2012 года № 17н, медицинская помощь взрослому населению по
профилю «нефрология» оказывается в рамках, в том числе специализированной
медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1271н
«Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной
недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа» терапия методом
гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской
помощи.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 13 августа 2002
года № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению
Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения
почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное
увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к
специализированной медицинской помощи, оказываемой в
амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, Галеева Г.Р. является ***. Согласно справке МСЭ способность к самостоятельному
передвижению Галеевой Г.Р. полностью утрачена.
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного
больного истица Галеева Г.Р. сама не передвигается, нуждается в
транспортировке в центр диализа.
Справкой ООО «Фрезениус Нефрокеа» подтверждается, что
Галеева Г.Р. находится на постоянном лечении процедурой *** с 25.01.2018 в *** центре по адресу: г. Ульяновск, пр-т
Врача Сурова, д. 4 по причине ***. График лечения на аппарате *** 4 раза в
неделю (понедельник, среда, пятница, суббота, утро с 05 часов до 11 часов).
Перерывы в лечении *** не допустимы в связи с угрозой для жизни.
Галеева Г.Р. 30.04.2020 года обратилась в Министерство
здравоохранения Ульяновской области с заявлением, в котором просила оказать ей содействие
в лечении, аналогичные заявления были
поданы ею 20.04.2020, 27.04.2020. Положительно вопрос истицы относительно её
доставки в *** центр до настоящего времени не решён.
Судом установлено, что транспортировка Галеевой Г.Р. от места её жительства - г. *** до места получения медицинской помощи для
прохождения процедуры программного *** в ООО «Фрезениус Нефрокеа»,
расположенное по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 4 и обратно в
соответствии с графиком лечения не организована.
Поскольку ответчик не выполнил свою обязанность по
организации доставки инвалида в медицинское учреждение, то расходы на оплату
услуги по доставке в медицинское учреждение в период 2020-2021 годы понесла
истица в сумме 438 000 руб.
Установлено, что 02.09.2020 Галеева Г.Р. заключила с Антоновым
Д.А. договор возмездного оказания услуг, по которому Антонов Д.А. обязуется за плату оказать услуги по перевозке Галеевой Г.Р. автомобильным транспортом
в *** центр по маршруту *** – г.
Ульяновск, пр.Врача Сурова, д. 4 (понедельник, среда, пятница). Стоимость одной поездки составляет 2000 руб.,
что подтверждается актами сдачи-приёма оказанных услуг по данному
договору.
Прокурор, полагая права инвалида нарушенными, обратился в
интересах Галеевой Г.Р. в суд с данным
иском.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, применив
закон, подлежащий применению, пришел к правомерному выводу о том, что
транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское
учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде
заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей
частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и
обеспечению бесплатной услуги по транспортировке больных хронической почечной
недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи
методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа должна быть
возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения
Ульяновской области, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов
по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится
заместительная терапия методом программного гемодиализа.
Данные выводы суда соответствуют установленным по делу
доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права,
гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для
жизнеобеспечения.
Защита
гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12
Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из таких способов является
возмещение убытков (абзац
девятый названной статьи).
В
соответствии с пунктом 1
статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право
которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков,
если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем
размере.
Под
убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или
должно будет произвести для восстановления нарушенного права
Так,
в соответствии со статьей 2
Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система
гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной
поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им
равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
На
основании статьи 53
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством
вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов
государственной власти или их должностных лиц.
Права
потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а
государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию
причиненного ущерба (статья 52
Конституции Российской Федерации).
Из
содержания названных конституционных норм следует, что действия (или
бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие
вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред
возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной
власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства
справедливого возмещения вреда.
Таким
образом, исходя из приведенных выше норм материального права в их системной
взаимосвязи, можно сделать вывод, что как организация и обеспечение бесплатной
услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от
места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и
обратно в соответствии с графиком гемодиализа, так и компенсация за самостоятельную оплату данной услуги направлены
на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им
равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную
адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в
общество.
Руководствуясь ст.12, ст.15 Гражданского кодекса Российской
Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что
понесенные истицей расходы на оплату услуги по доставке в медицинское
учреждение в период 2020-2021 годы в сумме 438 000 руб. подлежат взысканию в её пользу с ответчика.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства
здравоохранения Ульяновской области, судебная коллегия признает правильным
вывод суда первой инстанции о том, что транспортировка граждан в медицинские
учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения
заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей
частью мероприятий по оказанию данной помощи, поскольку ее необходимость
обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
В связи с чем, Галеева Г.Р., нуждающаяся в транспортировке в
лечебное учреждение, имеет право на бесплатное доставление к месту оказания
специализированной медицинской помощи и обратно и такие услуги в рамках
оказания специализированной медицинской помощи ей должны быть оказаны.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции
пришел к правомерному выводу о том, что перевозка граждан, нуждающихся в
соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие
специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не
относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время, является составной
частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой
заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием
медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»,
утверждено Положение о Министерстве
здравоохранения Ульяновской области, где указано, что Министерство здравоохранения
Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области
государственной управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1 положения). К
функциям и полномочиям Министерства
здравоохранения Ульяновской области относятся, в том числе, разработка,
внесение на утверждение Правительства Ульяновской области и реализация
Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в
себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (п.п. 3
п.2.1 положения); обеспечение контроля за выполнением Территориальной программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
территории Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством Ульяновской области (п.п.5 п.2.1 положения);
создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской
Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности
для граждан (п.п.7 п.2.1 положения); организация оказания населению Ульяновской
области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в
учреждениях здравоохранения (п.п.8 п. 2.1 положения).
Анализируя указанные
положения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области является уполномоченным органом, который
организует оказание, в том числе и
специализированной медицинской помощи, к которой относится также терапия
методом гемодиализа, в медицинских учреждениях для жителей области и
обеспечивает ее доступность для граждан.
Несмотря на то, что транспортировка больных на гемодиализ не
включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств ОМС, вместе с
тем, это не исключает возможности ее финансирования Министерством
здравоохранения Ульяновской области в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 83
Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации».
Отказ в транспортировке *** Галеевой Г.Р. в медицинское
учреждение для прохождения жизненно необходимой процедуры *** противоречит
нормам ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ, согласно
которым оказываемая медицинская помощь (в том числе и специализированная)
должна быть доступна.
Пунктом 1 статьи
150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.
Если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими
его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда
(часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), статьи 1101 Гражданского
кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального
вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина,
которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме.
Руководствуясь положениями статей
150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой
инстанции, установив, что ответчиком не организована транспортировка истицы
страдающей хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение,
оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии
методом программного гемодиализа, чем ей были причинены нравственные страдания,
пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с
Министерства здравоохранения Ульяновской области, в пользу истицы компенсации
причиненного морального вреда.
Размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу ***
Галеевой Г.Р., соответствует требованиям разумности и справедливости, в связи с
чем доводы апелляционной жалобы о завышенном размере компенсации морального
вреда подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии принятых нормативных
актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке и
неуказание такого обязательства в качестве расходного обязательства субъекта не
может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую
помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии установленной
законом обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких
расходов (п. 2 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 21 ч. 2 ст. 26.3
Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Ссылка на то, что выделяемые Министерству средства являются
целевыми и не могут быть использованы на иные цели, в том числе транспортировку
больных для оказания специализированной медицинской помощи, не согласуется с
нормой п.2 ч.2 ст. 83 Федерального
закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которой
предусмотрена обязанность финансирования расходов, не включенных в структуру
тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах
обязательного медицинского страхования, за счет бюджета субъекта Российской
Федерации, а также полномочием Министерства по организации оказания населению
Ульяновской области специализированной медицинской помощи.
Приведенная в обоснование доводов апелляционной жалобы иная
судебная практика не может быть принята во внимание, так как обстоятельства по
каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении,
и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с
учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда
первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании закона, а потому не
могут являться основанием к отмене судебного акта и отказу в иске.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23 мая
2022 года, с учетом определения того же суда от 27 июля 2022 года об
исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 17 марта 2023 года.