Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем
Документ от 15.03.2023, опубликован на сайте 30.03.2023 под номером 105218, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещеним, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-006460-83                                 

Судья Кузнецова О.В.                                                 Дело № 33-1127/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                     15 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Коничева Эдуарда Владимировича, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 октября 2022 года по гражданскому делу № 2-4602/2022, по которому постановлено:

исковые требования Коничева Эдуарда Владимировича удовлетворить частично.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Коничева Эдуарда Владимировича  благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории города Ульяновска Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Коничева Э.В., поддержавшего доводы свой  апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Коничев Э.В. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного  жилищного фонда по договору найма жилого помещения, взыскании неустойки за неисполнение решения суда.

Требования мотивировал тем, что он относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в г.Ульяновске, однако не обеспечен жилым помещением до настоящего времени. Считает бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области незаконным.

Просил суд обязать ответчика обеспечить его благоустроенным жилым помещением в г.Ульяновске в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу, в случае неисполнения решения суда взыскивать с Министерства в его  пользу судебную неустойку в размере 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда по дату его обеспечения благоустроенным жилым помещением в г.Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Министерство финансов Ульяновской области, Департамент Министерства семейной демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Коничев Э.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить в части отказа во взыскании неустойки, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагает, что у суда имелись основания для удовлетворения его требования о взыскании неустойки, поскольку оно было заявлено в целях обеспечения баланса между возможным нарушением государством обязанности по обеспечению его жильем в разумный срок и необходимостью компенсации нарушения его конституционного права на жилище.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Указывает, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда, для чего необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. Доведенные до Министерства лимиты на 2022 год и наличие 246 детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не позволяют обеспечить Коничева Э.В. жилым помещением в текущем году. Министерством предпринимаются все возможные меры по реализации законодательства Ульяновской области, направленного на обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Коничев Э.В., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением в г.Ульяновске на основании его заявления от 25.05.2016 по решению Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 03.06.2016 (протокол №8). Его мать К*** Л.И. лишена родительских прав в отношении истца решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 28.02.2000, умерла 04.01.2002. Его отец К*** В.В. лишен родительских прав в отношении истца по решению  Николаевского районного суда Ульяновской области от 05.03.2004. 

02.10.2008 Коничев Э.В. был передан в приемную семью. 

В период с 01.09.2013 по 30.06.2017 Коничев Э.В. обучался в *** в г.Ульяновске. 

В настоящее время проживает по адресу: ***, 13.06.2020 вступил в брак, имеет дочь К*** М*** Э***, 20.07.2020 года рождения.

Закрепленного за истцом жилого помещения не имеется. Согласно представленных сведений истец не имеет в собственности жилых помещений на территории Ульяновской области.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (действовавшего на момент разрешения спора) пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска в части возложения на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности по обеспечению Коничева Э.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории города Ульяновска Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).  Порядок предоставления жилых помещений специализированного  государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее–Порядок) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П.

Согласно пункту 3 Порядка  специализированные  жилые помещения  по договорам найма специализированных жилых помещений  предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  специализированными жилыми помещениями (далее - список), сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).

Для предоставления специализированных жилых помещений указанные граждане обращаются с заявлением в письменной форме в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, сформированным органами опеки и попечительства.

Уполномоченный орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому предоставляется  специализированное  жилое помещение, о принятом решении о предоставлении  жилого помещения  по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для оформления договора.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные жилые помещения.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность обеспечить истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.

В соответствии с п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).

В соответствии с разъяснениями, данными в п. п. 31, 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.

Согласно разъяснениям, данным в п.28 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст.308.3 ГК РФ).

Исходя из смысла п. 30 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7, судебная неустойка сама по себе не применима к правоотношениям, связанным с социальной поддержкой, вне зависимости от удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.

Руководствуясь ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований  для взыскания судебной неустойки, при этом суд обоснованно исходил из того, что спор, по которому было удовлетворено  требование Коничева Э.В. о предоставлении   жилого помещения, не  связан с неисполнением гражданско-правовой обязанности, а вытекает из жилищных правоотношений и обязанности субъекта РФ – Ульяновской  области по обеспечению истца жилым  помещением  в рамках программы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляемой государством.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и правильному применению норм материального права.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 октября 2022 года, с учетом определения суда от 1 декабря  2022 года об исправлении описок, оставить без изменения, а апелляционные жалобы Коничева Эдуарда Владимировича, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 марта 2023 года.