Дело № 3а-133/2023
73-OS0000-01-2022-000333-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2023 года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Трифоновой Т.П.,
при секретаре Шапошниковой М.В.,
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сафиулловой Дании Фатиховны о признании
недействующими пункта 10 952 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2022 год, утвержденного приказом Министерством строительства и
архитектуры Ульяновской области от 29 ноября 2021 года № 214-пр, пункта
10 358 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от № 264-пр от 25
ноября 2022 года,
у с т а н о в и л :
29 ноября 2021 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ №
214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2022 год»
(далее также приказ № 214-пр).
25 ноября 2022 года
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на
2023 год» (далее также приказ № 264-пр).
Указанными приказами
определены Перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на
имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и 2023 годы
соответственно. Перечни являются
приложениями к приказам.
Сафиуллова
Д.Ф. обратилась в Ульяновский областной
суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела (л.д.48-55
т.1) к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о
признании недействующими: пункта 10 952 Перечня объектов недвижимого имущества,
в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года; пункта 10 358 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.
В
обоснование заявленных требований указал на то, что в Перечни на 2022 и 2023
года включено принадлежащее ей здание с кадастровым номером ***, расположенное
по адресу: ***. Наименование здания – «здание мойка на 2 поста», расположено на
земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования
– «под автопрофилакторием».
Включение
здания в перечни произведено незаконно, поскольку здание не отвечает критериям,
установленным статьей 378.2 НК РФ.
В
связи с этим истец просила признать недействующими со дня принятия пункты
вышеуказанных приказов и взыскать
расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Судом к участию
в деле в качестве заинтересованного лица
привлечено ООО «Дельта».
В
судебном заседании представитель административного истца Горгиладзе С.Н. заявленные требования
поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в
судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск просил отказать в
удовлетворении требований истца. Указал на обоснованность включения здания в
перечни. Данное здание было включено в перечни как торговый центр, поскольку
предназначено для размещения объектов бытового обслуживания. Истец по вопросу несогласия с отнесением
объекта недвижимости к категории зданий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, в
уполномоченный орган не обращался.
Представитель
ООО «Дельта» в судебное заседание не явился, извещен.
Суд
определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения
представителя истца, заключение прокурора об удовлетворении требований истца,
исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание по адресу: *** суд приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в
отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами
отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они
полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные
интересы.
Согласно пункту «и»
части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление
общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и
иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным
законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2
и 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №
184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения относится решение вопросов установления,
изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство
Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство
Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных
правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской
области).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21
августа 2019 года) утверждено Положение
о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство)
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности
строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный
государственный контроль (надзор) в области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту
«а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на
этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень).
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 214-пр от 29 ноября 2021
года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.
Пунктом 10 952
приказа № 214-пр в перечень на 2022 год включено принадлежащее истцу здание с
кадастровым номером ***.
Согласно указу
Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по
совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти
Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства
и архитектуры Ульяновской области, образовано Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в
полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных
в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического
использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с
требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о
Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022
года № 1/51-П).
Во исполнение
указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022 года. Пунктом
10 358 указанного приказа в перечень включено принадлежащее истцу здание с
кадастровым номером ***.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что
оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными
органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества
Ульяновской области) и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской
области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции,
установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в
которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением
процедуры официального опубликования.
Определяя
правомерность включения принадлежащего истцу на праве общей долевой
собственности здания в перечни, суд приходит
к следующему.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований,
вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим
Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных
образований.
Как указано в статье
400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие
правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в
соответствии со статьей 401
настоящего Кодекса.
Статьей 401 НК РФ
предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах
муниципального образования недвижимое имущество, в том числе, здание, строение, сооружение.
Согласно п.п.1 п. 1
ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей,
установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в
отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом
налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и
помещения в них.
В соответствии с п.
4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование
помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания
(строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Согласно пункту 7
указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества,
указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет
перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской
Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном
сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
Законом Ульяновской
области от 2 сентября 2015 г. № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на
территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории
Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены
особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30
Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также
предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования
налогоплательщиками.
Согласно ст. 1.1
указанного закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого
имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых
центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно статье 1
Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 г. № 112-ЗО «О единой дате начала
применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы
по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов
налогообложения» единой датой
начала применения на территории Ульяновской области порядка определения
налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой
стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 г.
В соответствии с
пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений,
устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,
4,
5
настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3
указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на
основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости,
документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных
органов государственной власти Ульяновской области, органов местного
самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости,
сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных
источников информации.
По результатам сбора
и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об
определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае
недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для
определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и
помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении
обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по
месту их нахождения (п. 1.5).
В ходе судебного
разбирательства установлено, что здание с кадастровым номером ***, площадью
127,5 кв.м, расположенное по адресу: ***, находится в собственности истца.
Назначение здание – нежилое здание, наименование – здание мойки на два поста.
Согласно выписки из
ЕГРН здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***,
площадью 10 284 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид
разрешенного использования – под административно-производственным зданием,
зданием гаража, зданием склада, зданием, газопроводом высокого и низкого
давления протяженность 583,2 кв.м (л.д. 38, 45 т.1).
Согласно сведениям
публичной кадастровой карты здание расположено на земельном участке с
кадастровым номером ***, площадью 136 кв.м, категория земель – земли населенных
пунктов, вид разрешенного использования – под автопрофилакторием (л.д. 42, 60
т.1).
Таким образом, вид
разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Из технического
паспорта на здание следует, что площади в нем классифицируются следующим
образом: 92,68 кв.м – производственная (помещение мойки), 5,34 кв.м –
учрежденская (кабинет), 29,45 кв.м – служебная (бытовая, коридор, лестничная
клетка, туалет).
Не может служить
основанием для включения здания в перечень и наименование здания – «здание
мойки на два поста», поскольку такое наименование здания безусловно не
предполагает использование его в качестве объекта бытового обслуживания.
Глава 30
НК РФ не содержит термина бытовые услуги, использует понятие «объект бытового
обслуживания», не раскрывая его содержания.
Вместе с тем по
смыслу положений параграфа 2
главы 37, главы 39
Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил
бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N
1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение
лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание
услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд
гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в
соответствии с абзацем
третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года
№ 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение
заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий
товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных
нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно,
объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2
НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости,
который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг,
предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей
гражданина.
Назначение помещений, указанных в техническом паспорте как «мойка» не
тождественно термину «объект бытового обслуживания», в связи с чем однозначно
не свидетельствует о размещении объекта, предназначенного исключительно для
удовлетворения личных потребностей гражданина.
В ходе рассмотрения дела представителем истца представлены документы о
том, что спорное здание мойки на 2 поста Сафиуллова Д.Ф. сдает в аренду ООО
«Дельта», руководителем которого является её сын ***, на основании договора
аренды от 5 августа 2021 года (л.д. 77-79). Указанный договор заключен на срок
11 месяцев. При этом договор предусматривает его пролонгацию неограниченное
количество раз в случае, если ни одна из сторон не позднее, чем за 1 месяц до
даты окончания договора аренды не заявит о его расторжении (п. 3.1, 3.2
договора).
По условиям договора здание передано
в аренду в целях использования его для автомойки и чистки принадлежащего
ООО «Дельта» автомобиля ***, дополнительного иного транспортного средства,
эксплуатируемого арендатором в целях реализации основной деятельности
арендатора, в том числе грузовых автомобилей габаритами не более типа:
цельнометаллический фургон, промтоварный фургон (п. 1.1. договора).
Также суду представлены документы о наличии в собственности ООО
«Дельта» автомобиля ***0.
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что ООО «Дельта» располагается по адресу: ***.
По указанному адресу располагаются и другие принадлежащие истцу объекты
недвижимости – здания. Основным видом деятельности ООО «Дельта» является
производство прочей одежды и аксессуаров одежды.
Представитель истца в ходе рассмотрения дела пояснила, что ООО «Дельта»
занимается производством детской одежды. В мойке моют автомашины общества, в
том числе и грузовые, перед рейсом. Чаще всего здание автомойки используется
для хранения в нем автомашины общества.
Министерством по запросу суда представлен акт обследования спорного
здания. Приложенные к акту фотографии не подтверждают его использование для
удовлетворения личных потребностей граждан.
По сообщению представителя истца имеющаяся на здании реклама автомойки
относится к предыдущему, до 2022 года, периоду
использования здания. Вместе с тем до 2022 года данное здание в перечни
не включалось, поскольку действующая до 2022 года редакция п. 1.1 Закона
Ульяновской области № 99-ЗО предусматривала возможность включения в перечни
объектов недвижимости площадью более 150 кв.м.
Каких-либо доказательств, опровергающих факт использования спорного
здания с августа 2021 года исключительно ООО «Дельта», ответчиком суду не
представлено.
На момент включения здания в перечни его обследование на предмет
фактического использования не производилось.
Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах
толкуются в пользу налогоплательщика.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о незаконности
включения спорного здания в перечни,
поскольку оно не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат
удовлетворению.
Определяя момент, с
которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими
в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец
является плательщиком налога на имущество за период с 2022 и 2023 год и
оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на
который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента
вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав
и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3
КАС РФ. Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных
правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.
На основании ст. 111
КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 600 руб.
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное
исковое заявление Сафиулловой Дании Фатиховны
удовлетворить.
Признать
недействующими со дня принятия пункт 10 952 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области от 29 ноября 2021 года № 214-пр, пункт
10 358 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от № 264-пр от 25
ноября 2022 года.
Сообщение о принятии
настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его
вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».
Взыскать с Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области в пользу Сафулловой Дании Фатиховны
расходы по госпошлине в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Трифонова Т.П.
Срок изготовления
решения в окончательной форме 24 марта
2023 года.