Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация за ненадлежащее содержание в исправительном учреждении
Документ от 14.03.2023, опубликован на сайте 23.03.2023 под номером 105098, 2-я гражданская, о признании действий(бездействий) сотрудников незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-02-2022-000611-12

Судья Школенок Т.Р.                                                                         Дело №33а-1066/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             14 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний, Шайдуллова Азата Зайдятовича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 8 сентября 2022 года по делу №2а-2446/2022, которым постановлено:

административные исковые требования Шайдуллова Азата Зайдятовича удовлетворить частично.

Признать незаконными и нарушающим права осужденного Шайдуллова Азата Зайдятовича действия (бездействие) Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю выразившихся  в не проведении  надлежащим  образом  дезинсекционных  и дератизационных мероприятий в период  17.10.2017 по 30.06.2022, не выдачи дезинфицирующих средств для мыться полов, раковин и  унитаза в период с  17.10.2017 по  30.10.2021.  

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,  выразившихся  в не проведении надлежащим образом дезинсекционных  и дератизационных мероприятий в период 17.10.2017 по 30.06.2022, не выдачи дезинфицирующих средств  для  мыться полов, раковин  и  унитаза в  период с 17.10.2017 по 30.10.2021, в размере 45 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича к Федеральному казенному учреждению ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю,  Федеральной службе исполнения наказаний- отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича к УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период 17.10.2017 по 30.06.2022 в сумме 100 000 руб. отказать.

Решение в части взыскания с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 45 000 руб. подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Шайдуллов А.З. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, Министерству Финансов Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при отбывании наказания.

В  обоснование  требований указал, что с 17.10.2017 по настоящее время он отбывает  наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. В  мае 2022 года ему стало известно, что суды Российской Федерации выносят решения, согласно которым  непроведение надлежащим образом дезинсекционных и дератизационных мероприятий  и невыдача дезинфицирующих  средств  для  мытья  полов, раковин  и унитаза являются нарушением  права  на  надлежащие условия отбывания наказания.

14.04.2022 в Комсомольскую-на-Амуре прокуратуру по надзору за соблюдением законов в  исправительных учреждениях  было направлено обращение за разъяснением и правовой оценкой по фактам появления в камере содержания  членистоногих и по  необеспечению дезинфицирующими  средствами. Указывает, что весь период содержания в колонии во всех камерах, где содержался административный истец, водились  крысы, количество которых в  2017-2018 году  было особенно велико, в настоящее время  количество сократилось, но окончательно  они не истреблены. На наличие крыс указывалось сотрудникам администрации при проведении ежедневных проверок. Однако они ссылались на  предпринимаемые  ими  меры, показывали  ловушки  и  отравленный  корм. 

Кроме  того, в камерах, санблоке и иных помещениях с 2017 года до  настоящего времени  присутствуют  черви, мокрицы, сороконожки. С июня 2021 года появились муравьи, которые уничтожали тетради и книги в тумбочках.

Также указал, что выдача дезинфицирующих средств не имеет систематической основы. Данные средства выдавались в середине 2018 года, затем выдача прекратилась и возобновилась с перебоями только в конце 2021 года.

Полагает, что данные факты являются грубым нарушением санитарно-эпидемиологических правил.

Кроме  того,  на протяжении всего периода  содержания административного истца в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю продолжает нарушаться право на надлежащие условия содержания в виде  необеспечения  гигиены и  приватности в  душевых. В  душе отсутствует  должный  слив и перегородки. 

Административный истец является приверженцем религии «Ислам», догмы которой запрещают оголять тело от колен до пупка, что делает практически  невозможным совместное принятие  душа. Минимальный пологий  пол не производит  должного слива. 

Просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в непроведении надлежащим образом дезинсекционных и дератизационных мероприятий, невыдаче  дезинфицирующих  средств  для  мытья  полов, раковин и унитаза с 2017 года по 2022 годы систематически, а с 2018 года по ноябрь 2021 выразившиеся в отсутствии  в  душевых  возможности  соблюдения  гигиены  и приватности  при  принятии  душа – незаконными, нарушающими право на надлежащие условия содержания при  отбывании  наказания и устранении данного нарушения, взыскании компенсации за ненадлежащие условия  содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в период с 17.10.2017 по 30.06.2022 в размере 100 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Шайдуллов А.З. не соглашается с решением суда, просит его изменить: признать незаконными, нарушающими права административного истца действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в невыдаче дезинфицирующих средств в достаточном объеме в период с 01.11.2021 по 30.06.2022. Отмечает, что отказ в удовлетворении данного требования  повлек сокращение объема выдаваемых дезсредств со ссылкой на оспариваемое решение суда.

Опираясь на Европейские пенитенциарные правила, Правила Н. Манделы, практику Европейского суда по правам человека во взаимосвязи со ст.12.1 УИК РФ просит решение суда изменить, признав нарушающими условия содержания действия, выразившееся в необеспечении приватности и гигиены в душевой.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России не соглашаются с решением суда в части удовлетворенных требований Шайдуллова А.З., просят принять новое решение об отказе в административном иске в полном объеме.

В обоснование жалобы указывают, что ссылаясь на п.3.5 СанПин 3.5.2.3472-17 и п.3.17 СП 3.5.3.3223-14, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58 (действовавших до 01.09.2021) суд первой инстанции заменяет понятия о кратности проведения дезинсекционных и дератизационных мероприятий, тем самым приходит к неправильным выводам о необходимости удовлетворения требований Шайдуллова А.З. Указывая на акты обследования, не принимает их во внимание при вынесении решения.

По мнению административных ответчиков, суд, установив, что действующим законодательством не регламентирована выдача дезинфицирующих средств для мытья полов, раковин и унитаза, а также, что все необходимые мероприятия по дератизации и дезинсекции в колонии фактически проводятся, необоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований Шайдуллова А.З. Отмечает, что в судебном заседании не подтвержден факт отсутствия у осужденного денежных средств на самостоятельное приобретение дезсредств.

Полагают, что требование о выплате денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворению не подлежит, поскольку административным истцом не представлено каких-либо доказательств допущенных нарушений.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Шайдуллов А.З. ходатайство об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не заявил.

***., имеющий статус осужденного к пожизненному лишению свободы и отбывающий наказание в ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, допущенный районным судом в качестве представителя Шайдуллова А.З., судебной коллегией был освобожден от участия в деле в качестве представителя, поскольку в соответствии с пунктом 12.11 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110, осужденным к лишению свободы запрещается вести переговоры, перестукиваться или переписываться с лицами, содержащимися в других камерах или иных помещениях ИУ.

Шайдуллов А.З. и *** содержатся в разных камерах исправительного учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Администрация учреждения обязана пресекать установление каких-либо связей и контактов осужденных, содержащихся в разных камерах, в том числе общение осужденных.

Таким образом, право Шайдуллова А.З. иметь представителя, имеющего статус осужденного к пожизненному лишению свободы, не может быть реализовано в силу того, что контакты между осужденными запрещены.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно статьям 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к  следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Удовлетворяя административный иск в части, признавая нарушения условий содержания, а также присуждая компенсацию в размере 45 000 руб., суд первой инстанции исходил из того, что в период отбывания Шайдулловым А.З. наказания в исправительном учреждении не были созданы бытовые условия, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, определил размер компенсации -                    45 000 руб.

При этом суд пришел к выводу, что обстоятельство наличия в камерах крыс и насекомых за весь период содержания нашло подтверждение в показаниях, опрошенных судом свидетелей. Доказательств тому, что до 2021 года проводились плановые обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности их грызунами и членистоногими ответчиком не представлено, судом установлен факт непроведения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю надлежащим образом дезинсекционных и дератизационных мероприятий при наличии грызунов и насекомых, невыдачи дезинфицирующих средств.

Оснований не согласиться с указанными выводами районного суда, не имеется.

Согласно положениям части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

В пункте 14 поименованного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий, в том числе санитарных условий (п. 2, 13, 14).

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Шайдуллов А.З. с 17.10.2017 по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в виде пожизненного лишения свободы.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3 статьи 101 УИК РФ).

«СП 3.5.1378-03.3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003, и введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 131, (далее -                        СП 3.5.1378-03.3.5.) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (пункт 1.2), являются обязательными для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью.

Разделом III указанных СП 3.5.1378-03.3.5. установлены требования к осуществлению дезинфекционной деятельности, в том числе требования к проведению дезинсекции и дератизации (пункты 3.8 и 3.9 соответственно), в результате проведения которых должно быть достигнуто полное уничтожение синантропных членистоногих а также грызунов, либо снижение их численности до запланированного уровня.

СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 № 58 «Об утверждении СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» и действовавшие до 01.09.2021 (далее - СП 3.5.3.3223-14) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение (пункт 1.2), соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Требования к организации и проведению дератизационных мероприятий установлены разделом III СП 3.5.3.3223-14, которые включают проведение обследования для оценки состояние объектов и прилегающей к нему территории, проведение профилактических и истребительных дератизационных мероприятий и контроль эффективности мероприятий.

СанПиН 3.5.2.3472-17. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06. 2017 № 83 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» и действовавшие до 01.09.2021 (далее - СанПиН 3.5.2.3472-17), устанавливают требования к организации и проведению мероприятий по уничтожению и (или) снижению численности, созданию неблагоприятной среды обитания для членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение (пункт 1.1), соблюдение указанных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3).

Разделом III указанных СанПиН 3.5.2.3472-17 установлены мероприятия и кратность их проведения.

Судом установлено, что дератизация и плановые обследования в соответствии с п. 3.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 3.5.2.3472-17,  с п. 3.17 СП 3.5.3.3223-14 должным образом не проводились, что следует из актов о проведении работ по выявлению на эпидемически значимых объектах ФКУ ИК-6 членистоногих и грызунов, а также из представления Комсомольской-на-Амуре прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 15.01.2021.

Так, в представлении Комсомольской-на-Амуре прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 15.01.2021 указано, что в соответствии с   п. 3.5 СанПин 3.5.2.3472-17 и п. 3.17 СП 3.5.3.3223-14 кратность проведения дезинсекционных и дератизационных мероприятий должна составлять не менее 1 раза в месяц. Между тем, в нарушении указанных норм, в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в 2020 году дезинсекционные и дератизационные мероприятия проводились только 23.03.2020, 29.05.2020, 26.08.2020, 26.11.2020 (т.1 л.д. 209-210).

Справкой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и представленными документами подтверждается, что в соответствии с договором       № 13 от  26.03.2018, заключенным  между  учреждением  ФКУ ИК -6 УФСИН  России по Хабаровскому краю  и ФБУЗ  «Центр гигиены и  эпидемиологии в  Хабаровском крае»  дератизация  помещений  учреждения   проводилась  26.03.2018 (акт выполненных  работ № 00000604), 29.10.2018  (акт выполненных  работ                       № 00001326), 06.12.2018 (акт выполненных работ № 00001522).

Также в соответствии с  данным  договором  проводилась  дезинсекция  в  помещениях учреждениях 22.06.2018 (акт выполненных работ № 0000756), 23.08.2018 (акт выполненных  работ № 00001021), 25.09.2018 (акт выполненных работ                 № 00001190), 06.12.2018 (акт  выполненных работ  № 00001526).

В соответствии  с  договором № 12/81-17/2019/2ю от 25.01.2019,   заключенным  между учреждением  ФКУ ИК -6  УФСИН  России по  Хабаровскому  краю и      ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», дератизация  помещений  учреждения  проводилась  20.05.2019 (акт выполненных работ                  № 00005558), 26.08.2019 (акт выполненных работ № 0010407).

Также в соответствии с данным договором проводилась дезинсекция в помещениях  ИК-6  - 15.02.2019 (акт выполненных работ № 00001169), 20.05.2019 (акт выполненных работ № 00005558), 24.06.2019 (акт выполненных работ                  № 00007590), 26.08.2019 (акт выполненных работ № 00010407), 24.09.2019 (акт  выполненных  работ № 00011760), 26.11.2019 (акт выполненных  работ  № 00014265).

В соответствии  с  договором    1349/87/2019/5ю от 04.02.2020, заключенным   между  учреждением   ФКУ  ИК -6 УФСИН  России  по Хабаровскому краю и       ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», дератизация   помещений учреждения проводилась 23.03.2020 (акт выполненных работ                    № 00003261), 29.05.2020 (акт выполненных работ № 00005785), 26.08.2020 (акт выполненных  работ  № 00008951), 26.11.2020 (акт выполненных работ № 00013928). Дезинсекция в помещениях учреждения проводилась 23.03.2020  (акт  № 00003261), 29.05.2020 (акт № 00005785), 22.07.2020 (акт № 00008521), 26.08.2020 (акт                  № 00008951), 25.09.2020 (акт № 00011266), 26.11.2020 (акт  №00013928).

На основании  договора  №172/06.03/2021/16ю с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» в 2021 году дератизация помещений             ФКУ  ИК-6 проводилась 24.03.2021 (акт выполненных работ № 00004083), 30.07.2021 (акт № 00012694), 30.09.2021 (акт № 00017024), 21.11.2021 (акт № 00019582), дезинсекция проводилась 30.07.2021 (акт № 00012694), 21.11.2021 (акт № 00019582).

По  заключенному 15.03.2022 договору № 364/06.03/2022/20ю дератизация и дезинсекция помещений ФКУ ИК-6 проводилась 16.06.2022 и 25.08.2022 (акты  выполненных работ № 0000-09314, № 0000-14531) (т.1 л.д. 65). 

ФБУЗ  «Центр  гигиены и  эпидемиологии в  Хабаровском крае»   предоставлены:

- договор возмездного оказания услуг № 24 от 17.02.2017 на дератизацию  грызунов   и  дезинсекции  насекомых  в  помещениях  пищеблока (кратность  дератизации   грызунов - 2, дезинсекция  насекомых (тараканы) - 3,  дезинсекция   (мухи) 1 (т.1     л.д. 152-155);

- договор № 13 от 26.03.2018, кратность дератизации грызунов - 4, дезинсекция  насекомых (тараканы) - 2,  дезинсекция (мухи) - 2 (т.1 л.д. 156-159);

- договор № 12/81-17/2019 /2ю от 25.01.2019, кратность дератизации грызунов - 4, дезинсекция насекомых (тараканы) - 4,  дезинсекция (мухи) - 1 (т.1 л.д. 160-164):

- договор № 1349/87/2019/510 от 04.02.2020 кратность дератизации: дератизация   систематическая  пищевые  и прочие  объекты - 4;  дезинсекция  насекомых  влажным  методом - 2; дезинсекция насекомых влажным методом – 2 (т.1 л.д. 165-169);

- договор № 934/06.03/2021/65Ю от 20.07.2021, кратность дератизации  систематической  пищевых  и прочих  объектов - 3,  дезинсекция насекомых  комбинированным  методом - 2 (т.1 л.д. 147-151);

- договор    364/06.03./2022 без даты, кратность систематической дератизации - 4; дезинсекции насекомых гелем - 2, дезинсекции насекомых ловушками – 1 (т.1 л.д. 174-177).

Представлены акты выполненных работ за 2019 год: по выполнению услуги   дератизации  грызунов и дезинсекция насекомых влажным  методом от  15.02.2019; от  20.05.2019, на  выполненные услуги систематической дератизации  пищевых  и прочих  объектов, дезинсекция  насекомых  влажным  методом от 20.05.2019, акт от  24.06.2019 и акт от 24.09.2019 на дезинсекцию  насекомых  влажным  методом;          от 26.11.2019 по выполнению услуги дератизации грызунов и дезинсекции   насекомых влажным  методом; за 2020 год: от 25.09.2020 по выполнению услуги и  дезинсекции насекомых влажным методом; от 26.11.2020 на систематическую  дератизацию, дезинсекцию  насекомых  влажным  методом; за 2021 год: от 30.07.2021  и 25.11.2021 по проведению систематической дератизации пищевых и прочих  объектов и дезинсекции насекомых комбинированным методом; за 2022 год: от  16.06.2022 по дезинсекции насекомых гелем, дератизации  систематической (т.1 л.д.  178-187).

ФКУ ИК-6  УФСИН  России по Хабаровскому краю представлены акты о проведении работ по выявлению на эпидемически значимых объектах ФКУ ИК-6 членистоногих и грызунов, начиная с января 2021 года по  август 2022 года,   из которых следует, что созданная ответчиком  комиссия  ежемесячно обследуются объекты учреждения: 1,2,3,4,5,6 блоки режимного корпуса с 1 по 4 этаж, пищеблок, участок строго режима, административные здания, продовольственное-вещевой склад, прачка. В ходе проведенных работ наличие членистоногих и грызунов не выявлено (т.1 л.д. 67-86).

Доказательств, подтверждающих проведение плановых обследований с целью определения технического и гигиенического состояния объекта, а также прилегающей к нему территории до 2021 года, ответчиком в суд представлено не было.

В минимальную норму материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205, входит хозяйственное мыло (200гр/месяц), туалетное мыло (50гр/месяц), зубная паста/зубной порошок (30гр/месяц), зубная щетка (1 шт. на 6 месяцев), одноразовая бритва (6шт/месяц), туалетная бумага (25м/месяц).

Выдача дезинфицирующих средств для мытья полов, раковины и унитаза указанным нормативным актом  не установлена.

Как установлено судом, исходя из пояснений сторон и показаний свидетелей, санитарная обработка, уборка в  камерах  осуждённых не проводится, камеры  убираются  самими  осужденными с помощью выдаваемых им средств, перечисленных выше. В связи с жалобами осужденных  дезинфицирующие средства для уборки помещений лишь с ноября  2021 года ежемесячно выдаются  по  журналу. В отсутствие уборки сотрудниками учреждения не обеспечение дезинфицирующими средствами административного истца, необходимыми для поддержания чистоты и порядка в помещении, предупреждения заболеваний безусловно нарушает права административного истца.

Разрешая исковые требования, суд, применяя приведенные выше нормы материального права, обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для присуждения        Шайдуллову А.З. компенсации, районный суд указал на то, что условия его содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому не соответствовали установленным требованиям, так как имела место невозможность пребывать в безопасных, нормальных санитарно-гигиенических условиях.

Таким образом, судом установлен факт содержания Шайдуллова А.З. в ненадлежащих условиях, установленные нарушения с учетом их характера и длительности повлекли причинение административному истцу физических и нравственных страданий, унижение его человеческого достоинства в силу чего, районным судом обоснованно и в достаточной степени определена компенсация в размере 45 000 руб.

При определении размера взыскиваемой компенсации судом были учтены характер и продолжительность нарушений содержания, обстоятельства, при которых допущены нарушения.

Судебная коллегия полагает, что данная сумма соответствует принципам разумности и справедливости, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.

Оснований для взыскания компенсации в большем размере коллегия не усматривает.

Поскольку содержание административного истца в ненадлежащих условиях явилось следствием бездействия со стороны административных ответчиков, которые на протяжении достаточно длительного периода мер для устранения имеющихся недостатков не предпринимали, доводы апелляционной жалобы административных ответчиков об обратном не могут быть признаны состоятельными.

При принятии решения суд исходил из фактов отсутствия проведения надлежащих мероприятий по соблюдению требований санитарных норм, что явилось основанием для удовлетворения административных требований в части.

Наличие насекомых и грызунов нашло объективное подтверждение в показаниях свидетелей по делу и иных доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка при принятии решения.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы административных ответчиков не могут повлечь отмену обжалуемого судебного решения.

Доводы апелляционной жалобы Шайдуллова А.З. относительно периода нарушения, выразившегося в не обеспечении дезинфицирующими средствами, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, который, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о периоде нарушения с 17.10.2021 по 30.10.2021.

Доводы жалобы Шайдуллова А.З. о нарушении приватности при помывках ввиду отсутствия перегородок в душевых, судебной коллегией отклоняются. Наличие в душевых помещениях перегородок Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений прямо не предусмотрено. Отсутствие таких перегородок само по себе не свидетельствует о нарушении условий содержания административного истца, за которое подлежит взысканию компенсация.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы в своей совокупности повторяют позицию, изложенные административным истцом и ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.

При этом, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 8 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний, Шайдуллова Азата Зайдятовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.03.2023.