Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ребенка-инвалида медицинскими изделиями
Документ от 15.03.2023, опубликован на сайте 22.03.2023 под номером 105085, 2-я гражданская, об обязании обеспечить изделием медицинского назначения, взыскании денежных средств потраченных на приобретение изделий медицинского назначения и морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова М.С.                                                  73RS0021-01-2022-000623-44

Дело № 33-1071/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Котельниковой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2022 года по гражданскому делу № 2-1-466/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетней К*** и законного представителя – Кондратьевой Алсу Шевкетовны, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Сенгилеевская районная больница», ГУ «Ульяновская государственная аптека» об обязании обеспечить изделием медицинского назначения, возмещении расходов, взыскании компенсации морального вреда, обращении решения суда к немедленному исполнению  удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать К***, *** года рождения, изделием медицинского назначения – ***.

Обязать ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» осуществлять на постоянной основе выписку рецептов на льготное обеспечение К***, *** года рождения, изделием медицинского назначения – ***.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Кондратьевой Алсу Шевкетовны в счет возмещения расходов, понесенных на приобретение изделия медицинского назначения – ***, сумму в размере 53 880 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, всего 63 880 рублей.

Взыскать с ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» в пользу Кондратьевой Алсу Шевкетовны компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей,

Решение суда в части обеспечения К***. изделием медицинского назначения – *** обратить к немедленному исполнению.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетней К*** и законного представителя – Кондратьевой Алсу Шевкетовны, к Миистерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетней К*** и законного представителя – Кондратьевой Алсу Шевкетовны, к ГУ «Ульяновская государственная аптека» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., возражения законного представителя Кондратьевой А.А. – Кондратьевой А.Ш., прокурора Холодилиной Ю.О., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней К***. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Сенгилеевская районная больница», ГУ «Ульяновская государственная аптека» о возложении обязанности обеспечить изделием медицинского назначения, возмещении расходов, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что несовершеннолетняя К***. является ***инвалидом, ей выставлен диагноз: ***. В соответствии с выпиской из медицинской карты стационарного больного № 5991974 выданной ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» К***. рекомендован ежедневный контроль ***. Между тем, в нарушение требований действующего законодательства рецепты на льготное обеспечение К***. системой *** для контроля *** не выписывается. Соблюдая рекомендации государственных лечебных учреждений, Кондратьева А.Ш. регулярно приобретает за счет собственных средств *** с целью регулярного *** своей несовершеннолетней дочери К***.

С учетом изложенного, прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать К***., *** года рождения, изделием медицинского назначения с *** в необходимом объеме; обязать ГУЗ «Сенгилеевская РБ» осуществлять на постоянной основе выписку рецептов на льготное обеспечение К***. изделием медицинского назначения - ***; обязать ГУ Ульяновская государственная аптека» обеспечивать К***. изделием медицинского назначения *** в соответствии с рецептами; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» в солидарном порядке в пользу Кондраттьевой А.Ш. денежные средства в сумме 53 880 руб., потраченные Кондратьевой А.Ш. на приобретение за собственные средства ***; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» в солидарном порядке в пользу Кондратьевой А.Ш. компенсацию морального вреда в связи с не обеспечением её несовершеннолетней дочери К***. изделием медицинского назначения датчиками *** в размере 100 000 руб.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что ежемесячное обеспечение расходными материалами в инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе, в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется. Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р. Обращает внимание на то, что использование систем непрерывного *** не исключает применение *** и *** для определения уровня ***, так как уровень *** в интерстициальной жидкости может не точно отражать уровень ***, а также в периоды резких колебаний уровня ***, а также в периоды резких колебаний ***, в случаях *** или ее угрозы, и в случаях, когда симптомы не соответствуют показаниям системы. *** не является диагностикой ***. Соответственно, закупка *** не исключает применения *** для определения уровня *** и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством РФ, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Закупка данного медицинского изделия, который не включен ни в один льготный перечень, приведет к нецелевому использованию бюджетных средств.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что К***., *** года рождения, является инвалидом категория «***инвалид», страдает заболеванием ***.

Согласно выписки из медицинской карты стационарного больного № 5991974 от 13.10.2020 года, выданной ГАУЗ «Детская республиканская клиническая  больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», К***. рекомендован ежедневный контроль *** (л.д. 14-15).

Из выписки из медицинской карты стационарного больного № 2845 от 21.10.2022, выданной ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева», следует, что К***., учитывая нечувствительность к ***, их частоту, в том числе ночью, рекомендован постоянный *** по системе «***» (л.д. 128).

Как следует из материалов дела, на период рассмотрения дела в суде первой инстанции К***. медицинскими изделиями системы *** на постоянной основе не обеспечивалась.

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (***) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» обязанности выписывать Кондратьевой А.А. рецепты на обеспечение системой *** а на Министерство здравоохранения Ульяновской области – бесплатно обеспечивать ее указанными медицинскими изделиями.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Нуждаемость К***. в применении системы *** подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения К***. необходимыми ей медицинскими изделиями следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение истца указанными медицинскими изделиями за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, о котором ставится вопрос в иске прокурора, предусмотрено Стандартом медицинской помощи детям при *** (диагностика и лечение), утвержденным приказом Минздрава России от 22.01.2021 № 22н (п.2.2 Стандарта).

Метод непрерывного *** также предусмотрен Клиническими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации по лечению сахарного диабета 1 типа

Поскольку система *** является средством диагностики при непрерывном *** судебная коллегия приходит к выводу, что данные медицинские изделия могут быть выписаны истцу с учетом ее нуждаемости по жизненным показаниям в непрерывном мониторинге уровня ***

Судебная коллегия отмечает, что обеспечение ***инвалида необходимой ему по жизненным показаниям системой непрерывного *** не может ставиться в зависимость от включения указанного вида медицинского изделия в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который ссылаются авторы апелляционных жалобы, поскольку иное толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией права ***инвалида на охрану его здоровья.

Верно установив тот факт, что не обеспечение ребенка-инвалида полагающимся ему по жизненным показаниям медицинским изделием произошло по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, что послужило основанием для приобретения указанного препарата законным представителем ***инвалида за собственный счет, суд сделал правильный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца убытков, связанных с самостоятельным приобретением медицинского изделия и компенсации морального вреда, причиненного существенным нарушением личных неимущественных прав ***инвалида, поскольку, с учетом состояния здоровья истца, она по жизненным показаниям нуждается в постоянном измерении уровня ***.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.03.2023