Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении сведений персонифицированного учета
Документ от 15.03.2023, опубликован на сайте 22.03.2023 под номером 105078, 2-я гражданская, об обязании работодателя представить сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, о страховом стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах на работающих застрахованных лиц,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                  73RS0013-01-2022-004349-57

Дело № 33-1166/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное управление-Д-град» - Радаева Александра Михайловича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-2337/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно – коммунальное управление-Д-град» о понуждении к предоставлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно – коммунальное управление-Д-град» (ИНН 7329014095, ОГРН 1147329001049) представить в государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области индивидуальные сведения на застрахованных лиц:

- Морозова Виктора Валентиновича (СНИЛС ***) по форме СЗВ-М за отчетные периоды «апрель 2021, июль 2021, август 2021, сентябрь 2021, октябрь 2021, ноябрь 2021, декабрь 2021» по форме и порядку заполнения формы, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 №83 п, по форме СЗВ –СТАЖ за отчетный период «2021 год» по форме и порядку заполнения формы, утвержденной постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 №507 п, по форме СЗВ-ТД с признаком «Увольнение», по форме и порядку заполнения формы, утвержденной постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 №730п;

- Торосяна Джанибека Сероповича (СНИЛС ***) по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период «2021 год» по форме и порядку заполнения формы, утвержденной постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 №507 п.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно – коммунальное управление-Д-град» (ИНН 7329014095, ОГРН 1147329001049) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) руб.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) обратилось в суд с указанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное управление-Д-град» (далее – ООО «ЖКУ-Д-град») о понуждении к предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с действующим законодательством страхователи представляют о каждом застрахованном лице сведения по установленной форме. Страхователем ООО «ЖКУ-Д-град» до настоящего времени индивидуальные сведения на застрахованных лиц по формам СЗВ-ТД с признаком «Увольнение», СЗВ-М за апрель 2021, июль 2021, август 2021, сентябрь 2021, октябрь 2021, ноябрь 2021, декабрь 2021, СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении работника Морозова В.В., СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении работника Торосян Д.С. не были представлены.

С учетом изложенного, ОСФР по Ульяновской области просило обязать ООО «ЖКУ-Д-град» представить индивидуальные сведения на застрахованных лиц: Морозова В.В. (СНИЛС ***) по форме СЗВ-М за отчетные периоды «апрель 2021, июль 2021, август 2021, сентябрь 2021, октябрь 2021, ноябрь 2021, декабрь 2021», по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период «2021 год», по форме СЗВ-ТД с признаком «Увольнение»; Торосяна Д.С. (СНИЛС ***) по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период «2021 год».

Судом по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Морозов В.В., Торосян Д.С.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе конкурсный управляющий ООО «ЖКУ-Д-град» - Радаев А.М. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что ему не были переданы документы ответчика, а принятые меры к исполнению требований закона в настоящее время остаются безрезультативными. Суд не учел, что на конкурсного управляющего законом не возложена обязанность к восстановлению данных бухгалтерского, пенсионного и других видов учета, и он лишен возможности от имени ответчика исполнить возложенные на него судом обязанности.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «ЖКУ-Д-град» является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 44-53).

Согласно указанной выписке с 27 марта 2014 года Общество зарегистрировано в качестве страхователя.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 мая 2020 года ООО «ЖКУ-Д-град» признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство, конкурным управляющим назначен Радаев А.М. (л.д. 41-43).

Материалами дела также подтверждено, что Морозов В.В., *** года рождения, и Торосян Д.С., *** года рождения, являлись работниками ответчика (л.д. 13об.-32).

При этом судом установлено, что при проведении территориальным органом ПФР сверки отчетов были выявлены следующие расхождения. Страхователем до настоящего времени индивидуальные сведения на застрахованных лиц по СЗВ-ТД с признаком «Увольнение», СЗВ-М за апрель 2021, июль 2021, август 2021, сентябрь 2021, октябрь 2021, ноябрь 2021, декабрь 2021, СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении Морозова В.В., СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении Торосян Д.С. представлены не были.

Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению, истцом в адрес ответчика в декабре 2021 года было направлено уведомление об устранении ошибок (несоответствий) между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ (л.д.33).

Ссылаясь на возникновение спора с ответчиком, ГУ-УПФР по Ульяновской области обратилось в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона на ООО «ЖКУ-Д-град» возложена прямая обязанность представлять в случае необходимости уточнения (исправления) или отмены данных, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 27-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» (п.1.2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что в общей части индивидуального лицевого счета указываются в том числе периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии (подп. 10).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).

В силу ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета (пункт 1).

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены данным Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) в том числе следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета (подпункт 1); фамилию, имя и отчество (подпункт 2); дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (подпункт 3); дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (подпункт 4).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 года № 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее – Инструкция № 211н).

Пунктом 24 Инструкции № 211н установлено, что сведения о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют: страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подп. «а»).

В п. 25 Инструкции № 211н указано, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ.

Контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица (пункт 37 Инструкции № 211н).

В соответствии с п. 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу (п. 39 Инструкции № 211н).

В статье 16 Федерального закона № 27-ФЗ закреплено право органов Пенсионного фонда Российской Федерации требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом; а равно обязанность: обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года № 519п утвержден Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее – Порядок № 519п).

Пунктом 3 Порядка № 519п установлено, что территориальные органы Пенсионного фонда России осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет: по заявлению зарегистрированного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; при выявлении территориальным органом ПФР по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, неполных (недостоверных) сведений.

Согласно п. 4 Порядка № 519п в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет зарегистрированное лицо (представитель зарегистрированного лица) представляет заявление, а также документы, в том числе подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет: о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж (подп. 1); о периодах обучения и об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж (подп. 2); о заработке до 1 января 2002 года для исчисления размера страховой пенсии, в том числе о доходе, полученном в связи с выполнением предпринимательской деятельности (подп. 3); о трудовой деятельности за период с 1 января 2020 года (подп. 4).

Корректировка сведений персонифицированного учета по вопросу уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в отношении сведений за периоды работы у страхователя, осуществляющего деятельность, производится путем выполнения территориальным органом Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя процедуры по приему и включению в индивидуальный лицевой счет зарегистрированного лица сведений персонифицированного учета, представленных страхователем в соответствии с уведомлением, в целях устранения имеющихся расхождений (пункт 15 Порядка № 519п).

При выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя в соответствии с пунктом 14 данного Порядка (пункт 17 Порядка №519п).

При выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проведенной территориальным органом Пенсионного фонда России проверки в отношении сведений, представленных страхователем, осуществляющим деятельность, территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя: направляет уведомление страхователю; производит внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (на основании сведений, представленных страхователем в целях устранения имеющихся расхождений) в соответствии с пунктом 15 данного Порядка (пункт 18 Порядка № 519п).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета.

Утверждения арбитражного управляющего об отсутствии у него возможности исполнить обязанность по представлению в пенсионный орган требуемых сведений в связи уклонением руководителя Общества от передачи ему бухгалтерской и статистической документации не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Из материалов дела следует, что до настоящего времени процедура банкротства в отношении ООО «ЖКУ-Д-град» не завершена, Общество не ликвидировано, в связи с чем ответчик не может быть освобожден от обязанности предоставить в пенсионный орган корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованное лицо, являвшееся его сотрудником.

Судебная коллегия отмечает, что указанная обязанность предусмотрена законом, и не ставиться в зависимость от возбуждения в отношении страхователя процедуры банкротства и наличия либо отсутствия у арбитражного управляющего возможности предоставить эти сведения, поскольку иное толкование закона нарушает права и законные интересы застрахованного лица – работника, находящегося в менее защищенном по сравнению с работодателем положении.

Поскольку между пенсионным органом и страхователем возник спор, он в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 27-ФЗ подлежал разрешению в судебном порядке, и у суда первой инстанции в силу приведенных выше положений законодательства отсутствовали основания для отказа в иске.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Жилищно– коммунальное управление-Д-град» - Радаева Александра Михайловича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.03.2023