Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ребенка-инвалида медицинскими изделиями
Документ от 15.03.2023, опубликован на сайте 22.03.2023 под номером 105077, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственным препаратом о компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                               73RS0013-01-2022-004331-14

Дело № 33-864/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  15 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 октября 2022 года, с учетом определения судьи того же суда от 10 января 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-2326/2022, по которому постановлено:

 

уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах Протченко Евсевии Алексеевны удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области (ИНН 7325000951, ОГРН 1027301185570) в пользу Протченко Ольги Николаевны (паспорт ***, выдан ОВД Новомалыклинского района Ульяновской области 07.10.2006), действующей в интересах П***, денежные средства в размере 74916,20 руб., затраченные на приобретение ***, приобретенных для несовершеннолетней П***., *** года рождения, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., а всего 77916,20 руб. (семьдесят семь тысяч девятьсот шестнадцать рублей 20 копеек).

В удовлетворении уточненных исковых требований о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинские изделия, компенсации морального вреда в большем размере и в иске к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней П***. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинские изделия, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий и лекарственного препарата, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что Протченко Е.А. является *** инвалидом, которой выставлен диагноз ***. Ребенок находится на ***, в связи с чем ей необходимо осуществлять регулярный самоконтроль *** не менее 7-9 раз в сутки, для чего ей установлена ***. Для *** необходим ***; смена *** набора ***, смена резервуара для ***. В связи с отсутствием в аптечной сети ГУ «Ульяновская государственная аптека» необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий, на которые лечащим врачом были выписаны льготные рецепты, законным представителем П***. – Протченко О.Н. были закуплены: по рецептам серии 732111 № 1000440580 от 07.12.2021 и серии 732211 № 1000462928 от 01.03.2022 *** соответственно на сумму 5604 руб. и на 6279,20 руб.; по рецептам серии 73-11 № 13007 от 07.12.2021 и серии 732111 № 1000440586 от 07.12.2021 – *** на сумму 93 руб.; по рецепту серии 732211 № 1000462918 – устройство для *** на сумму 9050 руб.; по рецепту серии 732211 № 1000462923 от 01.03.2022 – резервуар *** на сумму 1590 руб.; по рецепту серии 73-21 № 000921 от 07.06.2022 – устройство для *** на сумму 8750 руб., по рецепту серии 732211 № 1000487561 от 07.06.2022 – резервуар *** на сумму 1490 руб. Всего медицинских изделий было приобретено на сумму 74 916 руб. 20 коп.

С учетом изложенного, прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России организовать обеспечение П***., медицинскими изделиями – резервуарами для ***, устройствами для *** в соответствии с назначением врача; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в размере 74 916 руб. 20 коп., затраченные на приобретение ***, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое решение. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что Министерство проводило все возможные мероприятия для обеспечения медицинскими изделиями и лекарственным препаратом П***., по организации закупок льготных лекарственных препаратов. По рецептам от 07.12.2021 серии 732111 № 1000440580 и серии 732211 № 1000440586 от 01.03.2022 истец отказался забирать предоставленные лекарственные средства, согласно журнала отказа от синонимов. Обращает внимание на то, что льготные рецепты на медицинские изделия *** были отсрочены. Льготный рецепт на медицинское изделие *** серии 73-21 №000921 от 07.06.2022 отсутствует в Региональной Медицинской информационной системе. Указанные доказательства не были предоставлены в суд первой инстанции, поскольку ответчик не обладал данной информацией на момент написания отзыва на иск.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для ***инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют ***инвалиды в возрасте до 18 лет.

Из материалов дела следует и судом установлено, что П***., *** года рождения, является *** инвалидом, которому выставлен диагноз «***. В связи с необходимостью осуществлять регулярный самоконтроль ***, ребенку установлена ***.

Лечащим врачом ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России Протченко Е.А. выписаны льготные рецепты: серия 73-11 № 13007 от 07.12.2021 и серия 732111 № 1000440586 от 07.12.2021 на спиртовые салфетки (л.д.11-12); серия 732111 № 1000440580 от 07.12.2021 и серия 732211 №1000462928 от 01.03.2022 на *** (л.д. 8-9); серия 732211 №1000462918 от 01.03.2022 и серия 73-21 №000921 от 07.06.2022 на устройство для *** (л.д. 13,16); серия 732211 №1000462923 от 01.03.2022 и серия 732211 №1000487561 от 07.06.2022 на *** (л.д.14, 17).

В связи с отсутствием в аптечном пункте ГУ «Ульяновская государственная аптека» указанных медицинских изделий и лекарственных препаратов они были приобретены законным представителем П***. – Протченко О.Н. за счет собственных денежных средств на общую сумму 74 916 руб. 20 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами (л.д. 7,10,15,18).

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (***) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), однако, учитывая, что положенными ей медицинскими изделиями и лекарственными препаратами Протченко Е.А. обеспечена не была, ввиду их отсутствия в аптечной сети по вине Министерства здравоохранения Ульяновской области, на ответчика следует возложить обязанность по возмещению понесенных истцом убытков, связанных с самостоятельным приобретением этих медицинских изделий.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции в данной части основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Нуждаемость П***. в применении *** подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами, в частности, выписанными лечащим врачом в установленном законом порядке льготными рецептами на расходные материалы к данной инсулиновой помпе.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что истец отказался забирать предоставленные лекарственные средства, что льготные рецепты на медицинские изделия *** были приняты на отсроченное обслуживание, а льготный рецепт на медицинское изделие *** серии 73-21 № 000921 от 07.06.2022 отсутствует в Региональной Медицинской информационной системе.

Согласно подпункту 4 пункта 12 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение семи рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли

Аналогичные требования к обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями были закреплены в пункте 6 ранее действовавших Правил отпуска лекарственных препаратов, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 № 403н.

Из отзыва привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ГУ «Ульяновская городская аптека» следует, что указанные в рецептах медицинские изделия и лекарственные препараты на момент обращения истца в аптечный пункт отсутствовали.

Доказательств того, что по указанным рецептам медицинские изделия и лекарственный препарат поступили в аптечный пункт, и могли быть предоставлены истцу в пределах установленного указанными Правилами отпуска лекарственных препаратов срока, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика убытков, связанных с самостоятельным приобретением указанных медицинских изделий.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 октября 2022 года, с учетом определения судьи того же суда от 10 января 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.03.2023