Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании не действующими НПА
Документ от 01.03.2023, опубликован на сайте 16.03.2023 под номером 105052, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                             73OS0000-01-2023-000003-51

Дело № 3а-138/2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1 марта 2023 года                                                                                 г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании не действующими в части Правил благоустройства территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 07 сентября 2021 года № 13,

 

установил:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в процессе судебного разбирательства, к Муниципальному учреждению Совету депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правил благоустройства территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 07 сентября 2021 года № 13, в следующей части:

подпункта 4 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать на прилегающей территории канавы и трубы для стока воды, являющиеся  открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов;

подпункта 9 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать канавы и трубы для стока воды, являющиеся открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов.

В обоснование требований прокурор указал, что указанные Правила приняты Советом депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области с соблюдением кворума, в установленном порядке опубликовано. Подпункты 4 и 9 пункта 3.3.4.2 названных Правил противоречат положениям пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», положениям пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса  Российской Федерации, а также положениям раздела «Дождевая канализация»                          СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр. Из указанных положений законодательства следует, что случаи несения бремени содержания имущества не собственниками могут быть установлены лишь федеральными законами. К полномочиям представительных органов местного самоуправления не относится правомочие  принимать решение о возложении на лиц, не являющихся собственниками,  бремени содержания имущества, не находящегося в их собственности. При этом канавы и трубы для стока талой и дождевой воды, обустроенные в районах застройки индивидуальными жилыми домами, могут являться открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации. Таким образом, как указывает административный истец,  подпункты  4 и 9 пункта 3.3.4.2 названных Правил противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. Это нарушает права неопределенного круга лиц. Протест прокурора на данные положения Правил был отклонен.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен. От прокурора Чердаклинского района Ульяновской области поступило заявление о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, на уточненном административном иске настаивает. Ранее в предварительном судебном заседании представитель административного истца Михайлова Т.В. настаивала на административном иске по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Указано, что несмотря на то, что дождевая, ливневая канализация существует на территории Октябрьского сельского поселения не повсеместно, это не освобождает органы местного самоуправления о надлежащей организации системы водоотвода. Оспариваемыми положениями правил нарушаются и могут быть нарушены права и интересы неопределенного круга лиц. 

Законный представитель административного ответчика Муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Афонин Э.А. в судебном заседании с административным иском, уточненным в процессе судебного разбирательства, не согласился. Просил отказать в его удовлетворении. Представил письменные возражения на иск. Сообщил, что ливневая канализация существует на территории поселения не повсеместно. Указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют положениям федерального и иного законодательства, имеющего большую юридическую силу, не нарушают ничьи права и интересы. Нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, с соблюдением процедуры, проект был согласован и утвержден в установленном порядке.

Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель заинтересованного лица Муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области» в судебное заседание не явился, извещен. Просит о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее также КАС РФ) Российской Федерации, мнения участника процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 3 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может  обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Положения части 6 указанной статьи устанавливают, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации     (часть 4).

Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 19 части 1 этой статьи (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения).

Согласно абзацу двадцать второму части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В соответствии со статьей 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 1).

Законодатель, закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации      от 14.12.2021 № 2647-О, нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования занимают особое место в системе муниципальных правовых актов, обусловленное статусом этого органа в институциональной структуре местного самоуправления и закрепленной за ним исключительной компетенцией (принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; утверждение правил благоустройства территории муниципального образования и др.).

Частью 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено содержание правил благоустройства территории муниципального образования.

Так, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Из приведенных выше норм следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Для достижения данной цели в правилах благоустройства территории устанавливаются требования к благоустройству и элементам благоустройства, а также комплекс соответствующих мероприятий, осуществляемый в том числе, и собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков.

Согласно пункту 9 статьи 8 Устава муниципального образования  «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением.

В силу статьи 27 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в структуру органов местного самоуправления поселения входит представительный орган муниципального образования – Совет депутатов  муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

Совет депутатов поселения обладает правами юридического лица  (часть 2 статьи 28 Устава).

Во исполнение пункта 11 части 1 статьи 29 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов поселения находится утверждение правил благоустройства поселения.

Совет депутатов поселения принимает решения по вопросам,  отнесенным к его компетенции, на заседаниях. Заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 2 статьи 30 Устава).

Глава поселения является высшим должностным лицом поселения. Глава поселения исполняет полномочия Председателя Совета депутатов поселения  (части  1 и 2 статьи 34 Устава).

В силу части 1 статьи 27 Регламента Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (утвержден решением Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 2 октября 2013 года № 27), заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от общего числа избранных депутатов Совета депутатов. 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области  от 7 сентября 2021 года № 13 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

Необходимый кворум на заседании Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 7 сентября 2021 года имелся (присутствовали 6 из 10).

В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Частью 4 статьи 46 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Ульяновской области предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в районной газете «Приволжская правда».

Абзацем вторым части 4 статьи 46 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Ульяновской области регламентировано, что для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления поселения вправе также использовать сетевое издание.

В части 5 статьи 46 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Ульяновской области закреплено, что муниципальные правовые акты могут быть доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, организациям. Обнародование может быть осуществлено посредством размещения  муниципальных правовых актов для ознакомления граждан на информационных стендах и (или) в других местах, определяемых Советом депутатов поселения.

Частью 2 статьи 46 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Ульяновской области предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает поселение, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования (обнародования).

Решение Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 07 сентября 2021 года № 13 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области»  вместе с Правилами благоустройства территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области было официально обнародовано посредством размещения  на стенде  администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области  9 сентября 2021 года.

Данный нормативный акт размещен на официальном портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-search.minjust.ru) 15 октября 2021 года, государственный регистрационный номер: RU73019708202100020.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования (обнародования).

В пункт 3.3.4.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 07 сентября 2021 года № 13, включены следующие оспариваемые административным истцом положения, что собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязаны:

«4) очищать канавы, трубы для стока воды на отведённой и прилегающей территории для обеспечения отвода талых вод в весенний период;»

«9) очищать канавы и трубы для стока воды, в весенний период обеспечивать проход талых вод;».

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003           № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19  (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями-  полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся  организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 1.1. статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных норм Федеральных законов, суд приходит к выводу, что организация в границах сельского поселения отведения талых, ливневых сточных вод  и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Как установлено в пунктах 2 и 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;  канализационная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Содержание термина «канализация», согласно ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» включает в себя отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Ливневая канализация понимается как наружная канализационная сеть, предназначенная для отведения атмосферных сточных вод (пункт 3.32 ОДМ 218.2.055-2015 «Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по расчету дренажных систем дорожных конструкций» (принят и введен в действие на основании Распоряжения Росавтодора от 08.10.2015  № 1868-р).

В силу пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод, при этом сток воды может быть естественным и искусственным.

Разделом «Дождевая канализация» СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, предусмотрено, что применение открытых водоотводящих устройств допускается в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, на парковых территориях с устройством мостков и труб на пересечении с дорогами. Рекомендуется применение открытых водоотводящих устройств в виде кюветных лотков, сопутствующих автомагистралям, и в районах малоэтажного строительства. Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной и естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что канавы и трубы, обустроенные в районах застройки индивидуальными жилыми домами с целью обеспечения отвода талых и дождевых вод, являются открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации.  

В силу пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относится и несение бремени содержания имущества собственником, в том числе лицами, не являющимися собственниками, определяются гражданским законодательством.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.

Таким образом, к полномочиям представительного органа местного самоуправления, не относится правомочие принимать решения о возложении на лиц, не являющихся собственниками, бремени содержания имущества, не находящегося в их собственности.

Кроме того, это может повлечь нарушение права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, что не относится к дискреционным полномочиям, осуществление которых определяется по усмотрению органа местного самоуправления произвольно.

В силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (пункт 3 части 1 статьи 3).

Орган местного самоуправления не освобожден от обязанностей по организации водоотведения, напротив, на него возложена обязанность организовать надлежащим образом водоотведение на вверенной ему территории.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018), случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым правила благоустройства не относятся, или договором.

С учетом изложенного возложение на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязанности очищать на прилегающей территории канавы и трубы для стока воды, являющиеся  открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов является неправомерным, поскольку положениями федерального законодательства не предусмотрено возложение такой обязанности на собственников индивидуальных жилых домов.

Таким образом, суд считает необходимым признать недействующими Правила благоустройства территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 07 сентября  2021 года № 13, в следующей части:

подпункт 4 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать на прилегающей территории канавы и трубы для стока воды, являющиеся  открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов;

подпункт 9 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать канавы и трубы для стока воды, являющиеся открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с правовым подходом, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд считает необходимым его признать не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Приволжская правда» (в силу части 4 статьи 46 Устава муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов в данном печатном издании).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила благоустройства территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 07 сентября 2021 года   № 13, в следующей части:

подпункт 4 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать на прилегающей территории канавы и трубы для стока воды, являющиеся  открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов;

подпункт 9 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать канавы и трубы для стока воды, являющиеся открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Приволжская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 14 марта 2023 года