Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании недействующими НПА
Документ от 01.03.2023, опубликован на сайте 16.03.2023 под номером 105051, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                   73OS0000-01-2022-000332-18

Дело № 3а-136/2023 (3а-304/2022)

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1 марта 2023 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокуроров Макейкиной Е.В., Данилова Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Грифон» о признании недействующими пункта 9677  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021, пункта 9229 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, о взыскании судебных расходов,

 

установил:

 

29 ноября 2011 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость», на 2023 год» (далее также приказ № 264-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и 2023 годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Общество с ограниченной ответственностью (далее также ООО) «Грифон» обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском, уточненным в процессе судебного разбирательства, к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании  недействующими со дня принятия пункта 9677 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021, пункта 9229 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемыми пунктами в Перечни на 2022 и 2023 годы включено принадлежащее административному истцу на праве собственности имущество: нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: *** (по Перечням указан номер дома как «***»), общей площадью 696,9 кв.м, имеющее наименование «двухэтажное здание под офис».

Административный истец указывает, что включение вышеуказанного объекта в Перечни незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Вышеуказанный объект расположен на земельном участке, с кадастровым номером: ***, расположенном по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «под двухэтажным зданием (офис)».

Согласно экспликации к плану недвижимого имущества в указанном объекте имеются помещения, назначение которых  не свидетельствуют о размещении в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ. Ни наименование здания, ни назначение помещений в объектах, ни вид разрешенного использования земельного участка, однозначно не свидетельствуют о размещении  в указанном здании объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Решением Ульяновского областного суда от 19 июня 2019 года по административному делу № *** признаны недействующими со дня принятия пункт 6304 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункт 3516 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года. В данных пунктах значился принадлежащий ООО «Грифон» тот же объект недвижимого имущества -  нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: г. ***, общей площадью 696,9 кв.м, имеющее наименование «двухэтажное здание под офис».

С указанного момента никаких изменений с объектом не произошло. Здание используется ООО «Грифон» только для своей деятельности, в аренду помещения не сдаются.

В 2020 и 2021 году указанное имущество не включалось в соответствующие Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Фактическое обследование  здания, помещений с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечни на 2022-2023 годы не производилось.

К участию в данном деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Грифон» по доверенности Мосорук В.А. заявленные требования поддержала, с учетом уточнений, по вышеуказанным основаниям. Сообщила, что все помещения используются ООО «Грифон» для своей деятельности, для размещения своего штата работников, в аренду не сдаются. Юридическое лицо занимается сдачей помещений в аренду (иных, не в данном здании), торговой деятельностью (не в данном здании), строительством, а также управлением недвижимостью как управляющая компания. Здание огорожено, охраняется,  вход в здание ограничен, действует пропускной режим. Гараж используется только для стоянки автомобилей сотрудников ООО «Грифон», свободный проезд в него исключен. Помещения столовой и кухни используются только сотрудниками данного юридического лица для разогрева и приема пищи, услуги общественного питания не оказываются. Помещение «приемной» занято секретарем руководителя. В помещении «конференц-зал» проводятся совещания сотрудников. Фактическое обследование  здания, помещений с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечни на 2022-2023 годы не производилось. ООО «Грифон» письменно обращалось в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с просьбой о проведении фактическое обследование  здания, помещений с целью определения вида его фактического использования. В этом было отказано.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на иск указано, что административный ответчик полагает, что  нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, исходя из наименования «двухэтажное здание под офис» и вида разрешенного использования земельного участка под ним «под двухэтажным зданием (офис)», является административно-деловым центром. Из отзыва следует, что фактическое обследование здания и расположенных в здании помещений не производилось. По указанному адресу расположена только организация административного истца. Обращает внимание, что в видах экономической деятельности ООО «Грифон» значатся торговля, аренда и управление недвижимым имуществом. 

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.

Прокурор Макейкина Е.В. в заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон  (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона    от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал до 01.01.2023) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (в реакции от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области (утратило силу с 01.04.2022 в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

В соответствии с пункта 1.1 указанного Положения Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений (в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/369-П, вступившего в силу с 1 августа 2020 года).

В предыдущей редакции пункта 1.1 указанного Положения  было закреплено, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам «а», «б», «в» подпункта 33 пункта 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В подпункте 34 пункта 2.2 этого Положения закреплено, что Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ   № 214-пр от 29 ноября 2021 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2022 год.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, номер публикации 7301202111290005.

Пунктом 9677 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021 включен принадлежащий ООО «Грифон» на праве собственности объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером: ***, общей площадью 696,9 кв.м.

На основании действовавшего в период до 29.12.2022 Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 (утратил силу в связи с изданием указа Губернатора Ульяновской области от 28.12.2022 № 175) с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области создано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с  передачей ему функций Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, а также в сфере архитектуры и градостроительства.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (подпункты 33-34 пункта 2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр  от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 год.

Приказ № 264-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, номер публикации 7301202211300001.

Пунктом 9229 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, включен принадлежащий ООО «Грифон» на праве собственности объект недвижимого имущества:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 696,9 кв.м.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами –Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве собственности  объект недвижимого имущества в названные Перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2  пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее  20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

ООО «Грифон» является действующим юридическим лицом, к видам основной деятельности которого отнесены: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, дополнительной деятельности - торговая деятельность, строительные работы, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда за вознаграждение.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Редакция пункта 1 статьи 1.1 указанного закона ранее предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

В дальнейшем пункт 1 статьи 1.1 указанного закона был изложен в иной редакции, предусматривающей, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в редакции Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО, изменения вступили в силу с 01.01.2022).

В данной редакции норма действовала на момент издания приказа №  264-пр от 25.11.2022.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и собственников объектов недвижимого имущества, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование    (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года № 10-П, от 24 марта 2017 года № 9-П и от 2 июля 2020 года № 32-П; определения от 27 октября 2015 года № 2428-О, от 8 ноября 2018 года № 2796-О, от 2 июля 2019 года № 1831-О, от 2 июля 2019 года № 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается следующее.

ООО «Грифон» является собственником объекта недвижимости:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью        696,9 кв.м, имеющее наименование «двухэтажное здание под офис».

Право собственности зарегистрировано 24 декабря 2003 года. 

Согласно Плану недвижимого имущества (с описанием)  в указанном объекте имеются помещения:

на 1 этаже: кладовая, кабинет, коридор, комната отдыха, кладовая, душевая, санузел, тамбур, комната охраны, подсобная, шкаф, раздевалка, котельная, гараж;

на 2 этаже: столовая, кабинет, лестничная клетка, кухня, санузел, коридор, приемная, холл, зимний сад, конференц-зал.

Площадь здания отнесена к следующей: основная 248,8 кв.м, вспомогательная 448,1 кв.м.

Указанный объект  расположен на земельном участке с кадастровым номером: ***, расположенном по адресу: г***, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «под двухэтажным зданием (офис)».

Данные о правообладателе этого земельного участка не зарегистрированы.

Земельный участок предоставлен по договору аренды ООО «Грифон» (договор аренды земельного участка № 24-2-012655 от 12.12.2005, зарегистрирован 01.12.2008.).

Из отзыва Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует, что названный объект недвижимого имущества был включен в Перечни исходя из поступивших сведений о наименовании здания «двухэтажное здание под офис» и виде разрешенного использования земельного участка – «под двухэтажным зданием (офис)».

В постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П указано, что взимание налога на имущество организаций, исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года № 1176-О, при разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из пояснений представителя административного истца и представленных им доказательств, в том числе фотоматериалов, следует, что помещения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером: *** и документы технического учета не отражают такие признаки размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, равно как и не свидетельствуют о размещении в них  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, принадлежащее административному истцу нежилое здание могло быть включено в Перечни при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади принадлежащего  административному истцу объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем документы технической инвентаризации при включении здания в Перечни ответчиком не исследовались.

Фактические обследования здания и помещений на момент включения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества не проводились.

Заявление ООО «Грифон» в адрес Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о проведении фактического обследования здания и помещений оставлено без удовлетворения (том 1, л.д.18).

Наименование помещений как «кабинет» не тождественно понятию «офис», не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилых помещений к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Расположенные в нежилом здании кабинеты, в которых размещается административно-управленческий аппарат, не свидетельствуют о том, что здание и помещения в нем фактически используются в качестве офисов.

Кабинеты административно-управленческого персонала не имеют самостоятельного офисного назначения, а используются для обслуживания производственной деятельности юридического лица.

Занимаемые административно-управленческим персоналом кабинеты не соответствуют понятию «офис», поскольку используются самим налогоплательщиком в целях осуществления своей хозяйственной деятельности и не сдаются в аренду третьим лицам.

Помещения «зимний сад», «гараж» по своим наименованиям и назначению  не подпадают под критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.

Помещение с названием «приемная» (помещение № 21, площадью 13,2 кв.м), исходя из представленных фотографий и поэтажного плана помещения, подлежит отнесению к сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к сопутствующей офисной инфраструктуре подлежат отнесению централизованные приемные помещения. Из экспликации к техническому паспорту и поэтажному плану второго этажа, помещение № 21 «приемная» не является приемной перед кабинетом директора, по обстановке  (помещение не запираемое, без входной двери, не является смежным с каким-либо иным помещением, имеются посадочные места, стол с печатной продукцией) может быть отнесено к централизованному приемному помещению.

Помещение «конференц-зал» (помещение № 24, площадью 76,7 кв.м), исходя из своего наименования предназначено для проведения конференций, то есть для проведения встреч, собраний, совещаний, потому безусловно относится к сопутствующей офисной инфраструктуре.

Таким образом, конференц-зал должен быть отнесен к сопутствующей офисной инфраструктуре, однако площадь конференц-зала (76,7 кв.м) вместе с площадью объектов общественного питания (помещения столовой (помещение № 1, площадью 16,7 кв.м) и кухни (помещение № 17, площадью 16,7 кв.м), равна  123,3 кв.м, что составляете 17,7 % от общей площади здания 696,9 кв.м.

Достоверных данных о том, что кухней и столовой пользуются только работники ООО «Грифон» не имеется.

Наименование и назначение иных помещений объекта недвижимого имущества не предусматривают размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, что не позволяет сделать вывод о том, что остальные помещения используются в целях делового, административного и коммерческого назначения, для размещении в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания (кроме вышеуказанных помещений за№№ 24, 21, и №№ 1, 17).

Нельзя признать указанный в иске объект недвижимости также торговым центром, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных здания и помещений в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечень исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.

Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования не проводилось.

Решением Ульяновского областного суда от 19 июня 2019 года по административному делу № *** признаны недействующими со дня принятия пункт 6304 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункт 3516 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года.

В данных пунктах значился принадлежащий ООО «Грифон» тот же объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: *** общей площадью 696,9 кв.м, имеющее наименование «двухэтажное здание под офис».

Решение Ульяновского областного суда от 19 июня 2019 года по административному делу № *** вступило в законную силу  23 июля 2019 года.

В 2020 и 2021 году указанное имущество не включалось в соответствующие Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Учитывая вышеизложенное, установленные обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что не имелось оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: г***, в пункт 9677 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года; в пункт 9229 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2022 по 2023 годы и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу административного истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Грифон» о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 9677 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 9229 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Грифон» в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины  9000 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято  14 марта 2023 года.