Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перечисление платежей
Документ от 15.02.2023, опубликован на сайте 10.03.2023 под номером 105002, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по не перечислению на специальный счет накопленных денежных средств, о возложении обязанности перечислить на специальный счет накопленные денежные средства, о признании незаконным действия по выставлению счетов на оплату взносов на капитальный ремонт, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-005511-20

Судья Алексеева Е.В.                                                                    Дело № 33-990/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                  15 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Рыбалко В.И.,

судей Бабойдо И.А.,  Власовой Е.А.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и Ларичкиной  Татьяны Владимировны   на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 сентября 2022 года по делу № 2-4042/2022, по которому постановлено:

исковые требования Ларичкиной Татьяны Владимировны удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по не перечислению на специальный банковский счёт, открытый для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома *** в г. Димитровграде Ульяновской области и обязать Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области перечислить собранные с собственников многоквартирного жилого дома *** в г.Димитровграде Ульяновской области денежные средства в сумме 2 214 884 руб. 73 коп. на специальный банковский счёт №***, открытый на имя ООО «Зеленый район» в Банк ВТБ (ПАО) для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома *** в г. Димитровграде Ульяновской области.

Признать незаконными действия Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по выставлению собственникам помещений многоквартирного жилого дома *** в г. Димитровграде Ульяновской области счетов на оплату взносов на капитальный ремонт с 13 марта 2022 года по 31 июля 2022 года.

В удовлетворении исковых требований о взыскании процентов за пользование денежными средствами  отказать.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения представителя Ларичкиной Т.В. – Напалкова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ларичкина Т.В., являясь председателем совета собственников помещений многоквартирного дома *** в г.Димитровграде Ульяновской области, обратилась в суд с иском к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (далее также – Фонд модернизации) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности перечислить денежные средства на специальный счет, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковые требования мотивированы тем, что на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома *** в г. Димитровграде Ульяновской области, оформленном протоколом № 1 от 5 марта 2021 года, принято решение о переходе на способ формирования фонда капитального ремонта в виде открытия и перечисления средств на специальный счёт. Также принято решение о том, что владельцем специального счёта будет являться ООО «Зеленый район». Протокол собрания был направлен ответчику 12 марта 2021 года письмом и получен Фондом модернизации 19 марта 2021 года. Решение собрания никем из собственников не оспорено и не признано недействительным, в связи с чем силу части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации оно вступило в законную силу 13 марта  2022 года.

Однако собранные собственниками денежные средства в сумме 2 045 512 руб. 13 коп. до настоявшего времени на специальный счёт ответчиком не перечислены. Письмом Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 27 апреля 2022 года установлено, что ответчиком нарушены требования части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, в адрес ответчика Агентством вынесено предписание на устранение выявленного нарушения со сроком исполнения до 15 июля 2022 года. Предписание до настоящего времени не исполнено.

Ответчик текущие денежные средства на специальный счёт не переводит, договор с ООО «РИЦ-Димитровград» о перечислении в Фонд денежных средств на капитальный ремонт дома не расторгает, продолжает выставлять собственникам дома счета на оплату взносов на капитальный ремонт.

Согласно отчёту по собранным денежным средствам по состоянию на 30 июня 2022 года от собственников многоквартирного дома *** в г. Димитровграде Ульяновской области на капитальный ремонт дома было  собрано 2 136 830 руб. 95 коп. 

Истец просил признать незаконными бездействие ответчика в части не перечисления на специальный счет денежных средств в сумме 2 136 830 руб. 95 коп., обязать ответчика перечислить собранные с собственников многоквартирного жилого дома *** в г.Димитровграде Ульяновской области денежные средства в сумме 2 136 830 руб. 95 коп. на специальный банковский счёт, владельцем которого является ООО «Зеленый район», и который открыт в Банке ВТБ (ПАО). Признать незаконными действия ответчика по выставлению собственникам помещений МКД *** в г.Димитровграде Ульяновской области счетов на оплату взносов на капитальный ремонт, а также по сбору указанных денежных средств и обязать ответчика в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу прекратить выставлять собственникам помещений МКД счета на оплату взносов на капитальный ремонт, прекратить собирать указанные денежные средства. Просила также взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 6 апреля 2022 года по 11 июля 2022 года в размере 74 759 руб. 82 коп. путем их зачисления на специальный счет.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Зелёный район».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области просит отменить решение суда в связи с неправильным определением фактических обстоятельств дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указывает, что протокол № 1 от 5 марта 2021 года был направлен в Фонд с нарушениями требований, установленных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 44/пр, а именно - не были направлены приложения, указанные в пункте 20 названного приказа. Таким образом, у Фонда отсутствовали доказательства волеизъявления собственников дома, бюллетени, а также реестр собственников, что послужило основанием для оставления протокола без исполнения.

С учетом несоответствия направленного в Фонд модернизации протокола предусмотренным законом требованиям он не мог являться основанием для изменения способа формирования фонда капитального ремонта.

Просит решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 сентября 2022 года отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требованиях.

В апелляционной жалобе Ларичкина Т.В. просит отменить решение суда в связи с неправильным определением фактических обстоятельств дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы, ссылаясь на установленный частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации пятидневный срок для направления решения собственников владельцу специального счета, указывает, что в данном случае протокол необходимо было направить в срок с 8 марта 2021 года по 12 марта 2021 года включительно (с учетом выходных дней). С учетом того, что протокол № 1 от 5 марта 2021 года был направлен в Фонд модернизации 12 марта 2021 года, установленный законом срок был соблюден.

Поскольку факт незаконного удержания Фондом денежных средств с 19 марта 2022 года установлен в судебном порядке, настаивает на том, что имелись основания для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указание суда на то, что собираемые Фондом с собственников средства на капитальный ремонт не используются в качестве средств платежа, является необоснованным, поскольку право на взыскание процентов за пользованием чужими денежными средствами возникает в связи с их незаконным, неосновательным удержанием, вне зависимости от основания возникновения обязательства и возможности использования денежных средств в качестве средств платежа.

Кроме того, отсутствие возможности использования спорных денежных средств опровергается позицией Фонда модернизации, в соответствии с которой взыскание указанных денежных средств, в том числе процентов за пользование чужими денежными средствами, приведет к затруднениям в исполнении региональной программы капитального ремонта МКД Ульяновской области.

Считает, что таким образом Фонд подтверждает непосредственное использование денежных средств собственников помещений МКД, поступающих в так называемый «общий котел». Кроме того, указанные денежные средства могут использоваться для оплаты текущих расходов Фонда, поскольку Фонд не финансируется за счет средств бюджета Ульяновской области.

Просит решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 сентября 2022 года изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции было установлено, что истица является собственником квартиры № *** дома *** в г.Димитровграде Ульяновской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

По делу не оспаривалось, что в указанном многоквартирном доме было проведено общее собрание собственников помещений, оформленное протоколом №1 от 5 марта 2021 года, на котором было принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта – формирование денежных средств на специальном счете, владельцем которого было выбрано ООО «Зелёная улица».

В силу положений части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В части третьей названной статьи сказано, что в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации в адрес регионального оператора были направлены документы по многоквартирному жилому дому *** в г.Димитровграде Ульяновской области о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте № ***, открытом на имя ООО «Зеленый район» в Банке ВТБ (ПАО). На капитальный ремонт собственниками помещений в доме были собраны денежные средства в размере 2 214 884 руб. 73 коп.

В части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Согласно части 7 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что протокол общего собрания собственников квартир дома *** в г. Димитровграде Ульяновской области от 5 марта 2021 года о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в Фонд был направлен курьерской службой 12 марта 2021 года, т.е. в течение пяти рабочих дней (л.д. 16 -18) после принятия решения (учитывая праздничные и выходные дни).

Данный протокол был получен Фондом модернизации 19 марта 2021 года.

Решение собрания о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в соответствии с правилами части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации вступило в силу через один год после направления его региональному оператору, т.е. 13 марта 2022 года.

Собранные собственниками денежные средства в размере 2 214 884 руб. 73 коп. ответчиком на специальный счёт в установленный срок перечислены не были.

Удовлетворяя требования Ларичкиной Т.В. и признавая незаконным бездействие Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по не перечислению на специальный банковский счёт, открытый для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома № *** в г.Димитровграде Ульяновской области, возлагая на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обязанности по перечислению собранные с собственников многоквартирного жилого дома № *** в г.Димитровграде Ульяновской области денежные средства в сумме 2 214 884 руб. 73 коп. на специальный банковский счёт №***, открытый на имя ООО «Зеленый район» в Банк ВТБ (ПАО) для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома №*** в г.Димитровграде Ульяновской области, суд обоснованно исходил из приведенных выше норм жилищного законодательства, поскольку возложенные на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обязанности по исполнению решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом №1 от 5 марта 2021 года, исполнены не были.

Суд правомерно признал незаконными действия Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по выставлению собственникам помещений многоквартирного жилого дома №*** в г.Димитровграде Ульяновской области счетов на оплату взносов на капитальный ремонт с 13 марта 2022 года по 31 июля 2022 года.

Доводы апелляционной жалобы Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о том, что оснований для исполнения решения общего собрания собственников, оформленного протоколом №1 от 5 марта 2021 года, не имелось, поскольку данный протокол был представлен с нарушением срока, к протоколу не был приложен реестр собственников помещений в многоквартирном доме, не приложены: извещене о проведении общего собрания, списки присутствующих и приглашенных лиц, письменные решения (бюллетени), в связи с чем у Фонда отсутствовали доказательства волеизъявления собственников дома, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку, как указывалось выше, протокол собрания от 5 марта 2021 года в Фонд был направлен курьерской службой 12 марта 2021 года, т.е. в течение пяти рабочих дней (л.д. 16-18) после принятия решения (учитывая праздничные и выходные дни). Данный протокол был получен Фондом модернизации 19 марта 2021 года.

С указанной даты Фондом модернизации не было направлено какого-либо сообщения председателю собрания собственников Ларичкиной Т.В. (подписавшей протокол от 5 марта 2921 года) или иным собственникам о недостатках протокола, влекущих невозможность исполнения решения собрания собственников.

При этом в материалы дела не было представлено каких-либо доказательств, что собственники помещений или уполномоченные на то лица оспаривали решение собрания, оформленное протоколом от 5 марта 2021 года.

Более того, в материалы дела представлено письмо Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 27 апреля 2022 года, адресованное Ларичкиной Т.В. (л.д. 19-20), из которого усматривается, что Агентством была проведена проверка жалобы Ларичкиной Т.В. на предмет неправомерного неперечисления Фондом денежных средств собственников на специальный счет, по результатам рассмотрения жалобы в адрес Фонда модернизации было вынесено предписание за нарушение требований части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на данное предписание, Фондом также не были предприняты действия по переводу денежных средств на специальный счет.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Фонда модернизации, ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Приказом Минстроя России от 28 января 2019 года № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» не предусмотрено, что Фонд модернизации  имеет безусловное право не исполнять  принятые на собрании собственниками решения по причинам не приложения к протоколу собрания предусмотренные Приказом Минстроя России от 28 января 2019 года № 44/пр документы.

Как указано выше, Фондом модернизации не были предприняты какие-либо действия по истребованию от председателя собрания необходимых документов в качестве приложения к протоколу собрания с целью устранения недостатков, не было направлено какое-либо уведомление о невозможности исполнения решения собственников.

Вместе с тем, Федеральным законом от 21 января 2007 года № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» закреплено, что настоящий Федеральный закон принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом,  что предполагает, в свою очередь, обеспечение реализации прав граждан на использование собранных на капитальный ремонт денежных средств в рамках действующего жилищного законодательства.

Не влияют на правильность решения и доводы апелляционной жалобы Ларичкиной Т.В. о необоснованном отказе во взыскании с Фонда модернизации процентов за пользование чужими денежными средствами.

В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечисленные в данной статье средства, образующие фонд капремонта, обладают единой правовой природой, так как возникли в связи с исполнением обязательств собственников помещений многоквартирных домов по внесению взносов на капитальный ремонт исходя из минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Проценты, полученные от размещения временно свободных средств в кредитных организациях, так же как и проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете регионального оператора, являются средствами собственников помещений в МКД, формирующих фонд капремонта. Следовательно, указанные доходы не могут быть использованы региональным оператором по своему усмотрению и должны быть направлены только на оплату капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в пределах установленного размера предельной стоимости выполненных услуг и (или) работ по капитальному ремонту. При этом превышение указанной предельной стоимости возможно только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме уплачивали взнос на капитальный ремонт сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт.

По делу не было представлено доказательств со стороны истца, что денежные средства в размере  2 214 884 руб. 73 коп. были размещены в кредитных организациях или использованы региональным оператором по своему усмотрению.

В силу положений п. 4.4 представленного в дело Устава Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, средства, полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда, могут использоваться только на финансирование расходов на капитальный  ремонт общего имущества в этих домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов Фонда, не допускается.

Таким образом, оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами у суда не имелось.

Учитывая, что при наличии решения общего собрания МКД от 5 марта 2021 года №1 о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в Банке ВТБ (ПАО), владельцем которого является ООО «Зелёный район», ответчик незаконно с 13 марта 2022 года по 31 июля 2022 года осуществлял сбор с собственников взносов на капитальный ремонт МКД, выставляя собственникам советующие счета, изменение договора в данной части с ООО «РИЦ-Димитровград» имело место только с 31 июля 2022 года, то соответствующие действия ответчика за период с 13 марта 2022 года по 31 июля 2022 года также правомерно признаны судом первой инстанции незаконными с возложением .

Учитывая изложенное, принятое по делу решение отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и Ларичкиной Татьяны Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий:

Судьи:

 

Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2023 года.