Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем
Документ от 01.03.2023, опубликован на сайте 13.03.2023 под номером 104968, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-007005-97                                    

Судья Денисова М.А.                                                                  Дело № 33-1113/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       1 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-5138/2022 , по которому постановлено:

исковые требования Умеркиной Алсу Рашидовны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Умеркину Алсу Рашидовну специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск». 

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Умеркиной А.Р., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Умеркина А.Р. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Требования мотивировала тем, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 11.12.2020 она включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск». По настоящее время каким-либо жилым помещением как сирота она не обеспечена. Ввиду тяжелого материального положения она не имеет возможности самостоятельно приобрести жилье. Считает, что имеет право на обеспечение ее специализированным жилым помещением на территории муниципального образования «город Ульяновск», поскольку была поставлена на учет в качестве лица, не имеющего закрепленного жилья до 23 лет, была включена в соответствующие списки, проживает в г.Ульяновске, зарегистрирована по месту жительства.

Просила суд обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение в связи с тем, что является сиротой и до настоящего времени право на приобретение жилья путем получения соответствующего сертификата не реализовано.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, администрация МО «Барышский район», администрация МО «Черемшанский район» Республики Татарстан.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Указывает, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда, для чего необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. Доведенные до Министерства лимиты на 2022 год и наличие 246 детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не позволяют обеспечить Умеркину А.Р. жилым помещением в текущем году. Министерством предпринимаются все возможные меры по реализации законодательства Ульяновской области, направленного на обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Барышский район» просит отказать в её удовлетворении.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно материалам дела, Умеркина А.Р., ***.2002 года рождения, уроженка р.п. С*** Барышского района Ульяновской области, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать У*** Г.Н. заочным решением Барышского городского суда Ульяновской области от 26.07.2007 лишена родительских прав. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

В соответствии с распоряжением Главы администрации муниципального образования «Барышский район» от 08.05.2007 № 88-РА Умеркина А.Р. была помещена в *** для несовершеннолетних ***.

На основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью № *** от 19.10.2007 Умеркина А.Р. передана в приемную семью.

В связи с отсутствием жилья, подлежащего закреплению, Умеркина А.Р. на основании постановления Главы администрации муниципального образования «Барышский район» от 16.11.2007 № 94-А учтена как не имеющая закрепленного жилого помещения.

Решением  Координационного совета от 08.06.2017 Умеркина А.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

11.12.2020 Умеркина А.Р. включена в список с правом предоставления жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск», однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Согласно сведений Росреестра Умеркина А.Р. не имеет в собственности жилых помещений.

Согласно справке Исполнительного комитета Старокутушского сельского поселения Республики Татарстан Умеркина А.Р. в качестве приемной дочери зарегистрирована по адресу: ***, по данному адресу не проживает.

Умеркина А.Р. не обеспечена жилым помещением, зарегистрирована в жилом помещении, не принадлежащим ей на праве собственности.

18.12.2020 Умеркина А.Р. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении   жилого  помещения в г. Ульяновск.

Не согласившись с отказом в предоставлении жилья Умеркина А.Р., обратилась с вышеуказанным иском.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что у Умеркиной А.Р. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и  Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО (ред. от 25.04.2019) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Судебная коллегия считает, что выводы суда о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда соответствуют требованиям закона.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО (ред. от 25.04.2019) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (действовавшим до 1 января 2023 года), которым так же предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются данной категории лиц, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере строительства, которым является ответчик.

Следовательно, надлежащим ответчиком по требованиям истца является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области. Доводы апелляционной жалобы со ссылкой об отсутствии достаточного финансирования  не могут служить основанием для удовлетворения доводов апелляционной жалобы, поскольку эти вопросы регулируются бюджетными отношениями, истец Умеркина А.Р. не является стороной данных отношений.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 марта 2023 года.