Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным заключения о результатах общественных слушаний
Документ от 14.02.2023, опубликован на сайте 07.03.2023 под номером 104954, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене заключения о результатах общественных обсуждений, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2022-007105-35

Судья Анципович Т.В.                                                                    Дело №33а-841/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     14 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Морозовой Натальи Михайловны, Ткачевой Марии Михайловны, Лариной Валентины Михайловны, Бондаревой Елены Ивановны, Щепаревой Ольги Анатольевны на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 21 октября 2022 года по делу №2а-4131/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Морозовой Натальи Михайловны, Ткачевой Марии Михайловны, Лариной Валентины Михайловны, Бондаревой Елены Ивановны, Щепаревой Ольги Анатольевны к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска о признании заключения о результатах общественных обсуждений от 23.11.2021 по вопросу предоставления Марьину А.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером *** незаконным и его отмене отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Щепаревой О.А., Морозовой Н.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бодуновой Т.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Морозова Н.М., Ткачева М.М., Ларина В.М., Бондарева Е.И., Щепарева О.А. обратились в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения о результатах общественных обсуждений и его отмене.

В обоснование требований указали, что они являются собственниками квартир в доме №*** корп.*** по ул.***. Застройщиком Марьиным А.В. на соседнем земельном участке с кадастровым номером *** возводится магазин. Для получения разрешения на строительство Марьин А.В. обращался в администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - «магазины». Администрацией города Ульяновска были проведены общественные обсуждения по данному вопросу, однако информация об их проведении не размещалась в общедоступных местах, в связи с чем они не могли направить свои возражения по данному вопросу.

Без учета этих обстоятельств административным ответчиком были подготовлены заключение и разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка и выдано разрешение на строительство.

Неосведомленность о проведении общественных обсуждений повлекла строительство объекта, против которого они возражали, чем нарушаются их права. Документом, завершающим процедуру общественных обсуждений, является заключение о результатах общественных обсуждений, которое оформлено с нарушением требований закона. 

Административные истцы просили признать незаконным и отменить заключение о результатах общественных обсуждений от 23.11.2021 по вопросу предоставления Марьину А.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером *** «магазины».

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц: Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ООО «Гарант», Марьин А.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административные истцы не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска.

Полагают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом не дана надлежащая оценка их доводам. Согласно решению суда им было известно о начале строительства магазина в апреле-мае 2022 года. Однако данный вывод является ошибочным, поскольку проведение работ на спорном участке жильцы оценивали как аварийные, проводимые МУП «УльГЭС». Данное обстоятельство также подтверждается ответом на обращение жильцов первого заместителя Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска. До сведения жильцов было доведено, что в дальнейшем строительство на участке не планируется.

До подачи административного иска жильцы неоднократно обращались в уполномоченные органы с целью выяснения характера проводимых на участке работ, о чем свидетельствуют обращения к депутату Гордумы Моргачеву С.В. к Губернатору Ульяновской области, в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, к секретарю фракции «Единая Россия» по Ульяновской области, в ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска, в прокуратуру Ульяновской области, к Сенатору Совета Федерации Федерального Собрания РФ Гибатдинову А.М., в Ульяновскую Городскую Думу, Правительство Ульяновской области, мэру города Ульяновска, в приемную Президента РФ. Таким образом, они обратились в суд, исчерпав досудебные способы защиты своего права, в связи с чем срок подачи административного иска не может считаться пропущенным.

Признавая процедуру общественных обсуждений проведенной в строгом соответствии с законом, судом не учтено, что оповещение о начале общественных слушаний, размещенное на досках объявлений домов, не содержало исчерпывающей информации о месте предполагаемого строительства и не позволило жильцам определить, о каком участке идет речь. Таким образом, без указания необходимой информации оповещение не может считаться надлежащим, следовательно, Марьин А.В. не выполнил указания Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по размещению оповещения в местах массового скопления граждан.

Доказательством ненадлежащего уведомления являются списки жильцов дома №***, корп.*** по *** в количестве 72 человек (большинство жителей), которые подтверждают, что они не были уведомлены о строительстве магазина.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административные истцы Ткачева М.М., Ларина В.М., Бондарева Е.И., заинтересованные лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно положениям ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (п.1 ч.2 ст.217 КАС РФ).

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административных истцов о признании незаконным и отмене заключения о результатах общественных обсуждений от 23.11.2021 по вопросу предоставления Марьину А.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером *** – «магазины», суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении административными ответчиками процедуры общественных обсуждений, в том числе, соблюдении порядка проведения общественных обсуждений, установленного положениями ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2018 №93 «Об утверждении Положения об общественных обсуждениях по вопросам градостроительной деятельности».

С данным выводом судебная коллегия соглашается в связи со следующим.

Предоставление разрешения на условного разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которой проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2).

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации      (часть 8).

Порядок проведения общественных обсуждений регламентирован ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2018 №93 «Об утверждении Положения об общественных обсуждениях по вопросам градостроительной деятельности», согласно п.6 которого процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений,             2) размещение проекта, подлежащего общественному обсуждению, и информационных материалов к нему на официальном сайте администрации города Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и открытие экспозиции или экспозиции проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиции проекта; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;         5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с п.5 Положения об общественных обсуждениях по вопросам градостроительной деятельности организатором общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства является администрация города Ульяновска в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных слушаний.

Согласно п.8 Положения об общественных обсуждениях по вопросам градостроительной деятельности оповещение о начале общественных обсуждений: не позднее, чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте проекта подлежит опубликованию в газете «Ульяновск сегодня» и на официальном сайте; распространяется на информационных стендах, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в пункте 4 настоящего Положения, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений к указанной информации; направляется в Ульяновскую Городскую Думу, Общественную палату Ульяновской области, Общественную палату муниципального образования «город Ульяновск», администрацию(и) района(ов) города Ульяновска, на территории которого(ых) проводятся общественные обсуждения.

Постановлением администрации города Ульяновска от 05.06.2017 №1433 (ред. от 08.06.2021) создана комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и заявлений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которая является постоянно действующим коллегиальным органом.

В соответствии с п.7.9 Положения о комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и заявлений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по итогам рассмотрения заявления о предоставлении разрешения комиссия принимает одно из следующих решений: об отложении рассмотрения вопроса о возможности предоставления разрешения; об отказе в предоставлении разрешения; о возможности рассмотрения проекта решения о предоставлении разрешения на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Как установлено судом, 30.04.2019 между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и ООО «Гарант» заключен договор №*** аренды земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1000 кв.м, вид разрешенного использования «магазины», на срок 5 лет (том 1 л.д.92-99).

28.09.2021 между ООО «Гарант» и Марьиным А.В. заключен договор субаренды данного земельного участка (том 1 л.д.100-107).

На основании заявления ООО «Гарант» от 09.09.2021 Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска 13.09.2021 был подготовлен градостроительный план №*** земельного участка с кадастровым номером ***, согласно которому в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденными постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 №1166, земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), вид разрешенного использования «магазины» отнесен к условно разрешенным видам использования (том 1 л.д.108-120).

На заседании комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и заявлений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состоявшемся 06.10.2021, было рассмотрено заявление ООО «Гарант» о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером *** - «магазины», и принято решение о прохождении общественных обсуждений.

19.10.2021 Марьиным А.В. Главе города Ульяновска подано заявление об инициировании общественных обсуждений по вопросу предоставления  разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка – «магазины» (том 1 л.д.128).

Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска было подготовлено оповещение о начале общественных обсуждений по проекту постановления администрации города Ульяновска «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в Засвияжском районе г.Ульяновска», в котором указано, что общественные обсуждения проводятся с 29.10.2021 по 26.11.2021 включительно, экспозиция проекта проводится с 08.11.2021 по 17.11.2021 включительно в здании Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по адресу: г.Ульяновск. ул.Гончарова, 38/8, посещение экспозиции возможно во вторник, четверг с 08.30 до 11.30, указан период приема предложений и замечаний (с 08.11.2021 по 17.11.2021 включительно) и способы направления замечаний и предложений относительно проекта (том 1 л.д.129).

Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Марьину А.В. указано на необходимость размещения оповещения в местах массового скопления граждан в районе расположения земельного участка в срок до 29.10.2021 с фотофиксацией размещенных оповещений с датой размещения (том 1 л.д. 133).

27.10.2021 оповещение о проведении общественных обсуждений было размещено на досках объявлений на подъездах дома №*** по ***, что подтверждается представленными фотографиями     (том 1 л.д.138-143).

29.10.2021 оповещение о проведении общественных обсуждений размещено на официальном сайте администрации города Ульяновка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» (выпуск от 29.10.2021 №99) (том 1 л.д. 130-132).

Письмами Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 28.10.2021 оповещения были направлены в администрацию Засвияжского района города Ульяновска, Общественную палату Ульяновской области, Общественную палату муниципального образования «город Ульяновск» и в Ульяновскую Городскую Думу (том 1 л.д.134-137).

В ходе проведения общественных обсуждений замечания и предложения по обсуждаемому вопросу не поступили.

08.11.2021 проект постановления администрации города Ульяновска «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в Засвияжском районе г.Ульяновска» по вопросу предоставления Марьину  А.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «магазины», площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером *** , расположенного по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, севернее земельного участка с кадастровым номером ***, территориальная зона Ж4 и информационные материалы к нему были размещены на официальном сайте администрации города Ульяновска (том 1 л.д.144).

23.11.2021 на основании протокола общественных обсуждений от 23.11.2021 Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений с рекомендацией о предоставлении Марьину А.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, которое размещено 26.11.2021 на официальном сайте администрации города Ульяновска в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» (выпуск от 26.11.2021 № 109) (том 1 л.д. 153-158).

Постановлением администрации города Ульяновска от 21.12.2021 №2068 Марьину А.В. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка «магазины» (том 1 л.д.159).

Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска 10.01.2022 Марьину А.В. выдано разрешение №*** на строительство магазина на спорном земельном участке (том 1 л.д.160-162).

Не соглашаясь с заключением от 23.11.2021 о результатах общественных обсуждений, административные истцы указывали на ненадлежещее оповещение жильцов о проведении общественных обсуждений по спорному вопросу, однако данные доводы не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела. Согласно представленным в дело доказательствам оповещения о начале проведения общественных обсуждений были своевременно размещены в общедоступных местах, в том числе на входах в подъезды дома №*** по ул.*** г.Ульяновска, в котором проживают административные истцы. Также в соответствии с требованиями ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации оповещение о проведении общественных обсуждений было размещено на официальном сайте администрации города Ульяновка в сети «Интернет» и опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» (выпуск от 29.10.2021 №99).

Довод в апелляционной жалобе о неинформативности оповещения в связи с неуказанием адреса земельного участка судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в оповещении адрес земельного участка с кадастровым номером *** указан в соответствии с данными о регистрации земельного участка, содержащимися в Росреестре, а именно: Ульяновская область, г.Ульяновск, севернее земельного участка с кадастровым номером ***.

Поскольку по делу не установлено нарушения порядка проведения общественных обсуждений и оформления итогов общественных обсуждений, суд, руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Несогласие административных истцов с выводом суда о пропуске установленного ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока для обращения в суд с административным иском не опровергает правильность принятого по делу решения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о пропуске трехмесячного срока для обжалования в судебном порядке оспариваемого заключения от 23.11.2021, при этом отмечает, что основанием к отказу в удовлетворении административного иска послужило рассмотрение судом требований административных истцов по существу, а не пропуск срока обращения в суд с административным иском.

При принятии решения судом надлежаще установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные в дело доказательства, верно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения. В решении изложены мотивы, послужившие основанием для отказа в удовлетворении заявленных административными истцами требований, с которыми судебная коллегия соглашается.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 21 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Морозовой Натальи Михайловны, Ткачевой Марии Михайловны, Лариной Валентины Михайловны, Бондаревой Елены Ивановны, Щепаревой Ольги Анатольевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.02.2023.