УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-006548-13
Судья Кузнецова О.В.
Дело № 33-892/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 14
февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 ноября 2022
года, по гражданскому делу №2-4738/2022 по которому постановлено:
исковые требования Лапшиной Валентины Анатольевны к
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обеспечить Лапшину Валентину Анатольевну благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».
В удовлетворении исковых требований Лапшиной Валентины
Анатольевны к Министерству семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя Лапшиной В.А. – Басманова А.Г., полагавшего решение суда законным
и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Лапшина В.А. обратилась в суд с иском к Министерству
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного
фонда по договору найма жилого помещения.
Требования мотивировала тем, что она относится к категории
лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её
одинокая мать Л*** (***) Л.А. решением Батыревского районного суда Чувашской
республики от 13.06.2006 лишена в отношении неё родительских прав. Её опекуном
14.07.2006 была назначена М*** А.В. 17.04.2018 она была включена в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым
помещением в г.Ульяновске, но до настоящего времени жилым помещением не
обеспечена.
Просила обязать ответчиков обеспечить её благоустроенным
жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма жилого помещения.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области просит отменить решение суда,
принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворить исковых
требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела. Указывает, что Министерство является исполнительным органом
государственной власти, денежные средства, находящиеся в его распоряжении имеют
целевой характер и используются в соответствии с бюджетом. Лапшина В.А. в
настоящее время в реестре на предоставление жилья имеет номер 589. Доведенное
до Министерства финансирование и наличие 381 исполнительного производства по
обеспечению жильем детей-сирот не позволяет обеспечить истицу жильем в текущем
году.
В возражениях на апелляционную жалобу Лапшина В.А. считает
решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а
апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лапшина
В.А. относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Её одинокая мать Л*** (***) Л.А. решением Батыревского
районного суда Чувашской республики от 13.06.2006 лишена в отношении истицы
родительских прав. Опекуном истицы 14.07.2006 была назначена М*** А.В.
Решением Координационного совета Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от
13.04.2018 Лапшина В.А. была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей для обеспечения жилым помещением на основании её
заявления о включении в список для
обеспечения жилым помещением специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области в г.Ульяновске.
Справкой от 22.09.2022 подтверждается, что Лапшина В.А.
зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***, обучается в ОГБПОУ
«Ульяновский социально-педагогический колледж» (очная форма обучения) с
01.09.2019 по настоящее время.
Закрепленного за истицей жилого помещения не имеется, в собственности
жилых помещений не имеет.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом первой
инстанции было установлено, что Лапшина В.А. является не обеспеченной жилым
помещением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь
положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об
обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на территории Ульяновской области» пришел к обоснованному
выводу об удовлетворении заявленного иска.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в
обеспечении истца жилым помещением специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание в связи
со следующим.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено
право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую
Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской
Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение
ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные
органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими
самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением
субвенций из федерального бюджета).
В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей
применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П,
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети,
находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого
помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или
учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов
профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти
по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных
норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в
соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются
государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов
Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей,
обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые
являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Порядок предоставления жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений (далее–Порядок) утвержден
постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П.
Согласно пункту 3 Порядка специализированные
жилые помещения по договорам
найма специализированных жилых помещений предоставляются в
соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат
обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее
- список), сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и
попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа
государственной власти Ульяновской области в области управления государственным
жилищным фондом Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).
Для предоставления специализированных жилых
помещений указанные граждане обращаются с заявлением в письменной форме в
уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи
заявления гражданами принимает решение о предоставлении им жилых
помещений по договору найма специализированного жилого
помещения в соответствии со списком, сформированным органами опеки и попечительства.
Уполномоченный орган уведомляет орган опеки и попечительства
и самого гражданина, которому
предоставляется специализированное жилое помещение, о
принятом решении о предоставлении жилого помещения по договору
найма специализированного жилого помещения в письменной форме в
течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием
адреса и даты прибытия для оформления договора.
Договор найма специализированного жилого
помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия
уполномоченным органом решения о
предоставлении специализированного жилого
помещения сроком на 5 лет и является основанием для вселения
указанных граждан в предоставленные жилые помещения.
Как установлено материалами дела и не оспаривается
ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца жилым
помещением по договору найма специализированного жилого
помещения не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р
Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 ноября 2022 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд
г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 16 февраля 2023 года.