Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий
Документ от 01.03.2023, опубликован на сайте 09.03.2023 под номером 104912, 2-я гражданская, о признании нуждающимися в жилом помещении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шабинская Е.А.                                              73RS0021-02-2021-000061-15

Дело № 33-882/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           1 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Карповой Екатерины Сергеевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 октября 2022 года с учетом определения судьи от 25 ноября 2022 года об исправлении описки по делу №2-4303/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Карповой Екатерины Сергеевны, Карпова Александра Сергеевича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К***, К***, К***, К***, к администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной  собственностью  администрации города Ульяновска о  признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Карповой Е.С. и ее представителя – адвоката Капкаевой Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Карпова Е.С., Карпов А.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К***., К***., К***., К***. обратились в суд с иском к администрации г. Ульяновска о признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Требования мотивированы тем, что ими в администрацию г. Ульяновска было подано заявление о признании многодетной семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Семья состоит из шести человек: мать - Карпова Е.С., отец – Карпов А.С., дети К***., *** года рождения, К***., *** года рождения, К***., *** года рождения, К***., *** года рождения. Письмом администрации г. Ульяновска от 24.06.2022 № 12785-12 им отказано в признании нуждающимися в жилом помещении поскольку они суммарно обеспечены нормой жилья. Считают данный отказ неправомерным. На момент подачи заявления о признании нуждающимися в жилом помещении семья имела в собственности 65,6 кв.м. жилья, в том числе: К***. является собственником ½ доли квартиры общей площадью 62,4 кв.м. по адресу: ***. Карповой Е. С. и Карпову А. С. принадлежит по 50/100 долей жилого дома общей площадью 34,4 кв.м. по адресу: ***. Таким образом, они не обеспечены учетной нормой, поскольку на одного члена их семьи обеспеченность составляет 10,93 кв.м. Ответчик считает обеспеченность семьи истцов с учетом жилой площади, принадлежащей родителям К***. и К***. С родителями общей семьей не проживают, общего хозяйства не ведут, проживают своей семьей. При определении нуждаемости в жилой площади должна учитываться жилая площадь, принадлежащая членам семьи истцов.

На основании изложенного, Карпова Е.С., Карпов А.С. просили признать их семью, состоящую из 6 человек (Карпова Е.С., Карпов А.С., К***., *** года рождения, К***., *** года рождения, К***., *** года рождения, К***., *** года рождения) нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом  по договору социального найма.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Карпова Е.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает доводы, изложенные в иске. Отмечает, что ее семья не обеспечена учетной нормой. Суд посчитал обеспеченность их семьи с учетом жилой площади, принадлежащей родителям К***. и К***. Суд не учел то обстоятельство, что с родителями общей семьей они не проживают, общего хозяйства не ведут, проживают своей семьей. Полагает, что при определении нуждаемости в жилой площади должна учитываться жилая площадь, принадлежащая членам их семьи.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Карпова Е.С. обратилась в администрацию г. Ульяновска с заявлением о принятии ее семьи составом из шести человек (Карпова Е.С., Карпов А.С., К***., *** года рождения, К***., *** года рождения, К***., *** года рождения, К***., *** года рождения) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 16 июня 2022 года (протокол № 12) Карповой Е.С. отказано в признании ее семьи нуждающейся в жилых помещениях со ссылкой на обеспеченность семьи учетной нормой жилья (12 кв.м) на каждого члена семьи, о чем истице было сообщено в письме от 24 июня 2022 года № 12785-12 (л.д. 19-20).

Полагая, что ответчиком необоснованно отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, Карпова Е.С. и Крпов А.С. обратились в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Карповой Е.С. и Карпова А.С., суд первой инстанции исходил из того, что на каждого члена семьи истца приходится общей площади в размере, превышающем учетную норму, установленную в МО «г. Ульяновск».

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения отнесены проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

 

Из материалов дела следует, что Карпова (Кольцова) Е.С. с 18 октября 2013 года состоит в зарегистрированном браке с Карповым А.С. (л.д. 7).

От брака истцы имеют несовершеннолетних детей К***., *** года рождения, К***., *** года рождения, К***., *** года рождения. Карпова Е.С. также имеет несовершеннолетнюю дочь К***., *** года рождения, в отношении которой она имеет статус матери-одиночки (л.д. 8, 10, 12, 14).

Семья истцов проживает в квартире общей площадью 52,1 кв.м по адресу: ***, собственником которой является мать истца Карпова А.С. - Карпова В.С. (л.д. 114-116).

В данном жилом помещении зарегистрировано 5 человек: Карпова В.С., Карпов А.С. и несовершеннолетние дети истцов К***., К***. и К***.

Из пояснений истца Карповой Е.С., следует, что фактически в данной квартире помимо ее семьи, состоящей из шести человек, проживает К***., то есть всего семь человек.

С учетом общего количества проживающих в указанной квартире лиц на каждого члена семьи истцов приходится 44,64 кв.м. общей площади (52,1 кв.м. : 7 х 6).

Материалами дела подтверждается, что истцам Карповой Е.С. и Карпову А.С. на праве общей долевой собственности (по 50/100 долей каждому) принадлежит жилой дом площадью 34,4 кв.м., расположенный по адресу: ***.

Кроме того, несовершеннолетней дочери истицы – К***. на праве собственности принадлежит ½ доля в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 62,4 кв.м по адресу: *** (л.д. 117-120).

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, определяя уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи истцов, необходимо учитывать суммарную площадь всех жилых помещений, право пользования которыми они имеют, которая составляет 110,24 кв.м. (44,64 кв.м. + 34,4 кв.м. + 31,2 кв.м.).

Следовательно, на одного члена семьи истцов приходится 18,37 кв.м. (110,24 кв.м. кв.м. : 6), что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в МО «г. Ульяновск» в размере 12 кв.м.

Судебная коллегия отмечает, что истцы и их дети зарегистрированы в указанных жилых помещениях по месту жительства, а не по месту пребывания, что свидетельствует о том, что волеизъявление собственников данных жилых помещений было направлено именно на предоставление им права пользования указанными квартирами как членам семьи, в связи с чем они имеют право пользования данным жилым помещением, гарантированное частью 2 статьи 31 ЖК РФ.

С учетом изложенного, истцы и члены их семьи являются обеспеченными учетной нормой жилой площади, в связи с чем не могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 октября 2022 года, с учетом определения судьи от 25 ноября 2022 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Карповой Екатерины Сергеевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.03.2023