Дело № 3а-152/2023
73OS0000-01-2022-000316-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2023 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Трошиной П.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Семенова Данилы Васильевича к Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
Семенов Д.В.
обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указал,
что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 февраля 2020г. по делу № 2-773/2020 на Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области была возложена обязанность обеспечить его жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск». После вступления решения суда в законную силу
исполнительный лист был сдан им в службу судебных приставов-исполнителей, где
11 июня 2020г. возбуждено исполнительное производство. Вместе с тем решение
суда до настоящего времени не исполнено. Учитывая длительное неисполнение
решения суда, истец просил присудить ему компенсацию за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 руб., а также
взыскать расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Судом к участию в деле в качестве
административного ответчика была привлечена
Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области,
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области.
В судебное заседание Семенов Д.В. не явился,
просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Остальные участники процесс в судебное
заседание также не явились, извещены надлежащим образом. Их неявка не
препятствует рассмотрению дела по существу.
Представитель Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в
письменном отзыве на иск указал на то, что
Семенов Д.В. включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области, с правом предоставления
жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».
До 1 апреля 2022 года функции по обеспечению
жильем из специализированного жилищного фонда были возложены на Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области. Минстрой Ульяновской области
являлся исполнительным органом государственной власти и все денежные средства,
находящиеся в распоряжении Министерства, имели целевой характер и
использовались в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов
бюджета Ульяновской области»
Министерством систематически проводилась
работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов. Вместе с тем доводимые до Министерства
лимиты бюджетных средств не позволяли закрывать потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что в свою
очередь привело к образованию большой очередности среди данной категории
граждан.
В соответствии с п. 2.2 Указа Губернатора
Ульяновской области от 10 декабря 2021 г. № 118 «О мерах по совершенствованию
деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области»
с 1 апреля 2022 года образовано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, которому переданы функции Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области по приобретению и
предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Министерство не является организацией,
которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение
суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству
необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда.
В настоящее время проводится работа по
повышению качества реализации установленных федеральным законодательством
дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот, а также по увеличению
бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории
граждан.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
Считает завышенным заявленный истцом размер
компенсации.
Полагает, что компенсация подлежит взысканию
с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области.
Министерство финансов Ульяновской области о
дне рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Представитель Министерства в
судебное заседание не явился, возражений на предъявленный иск не представил.
Исследовав
материалы настоящего дела, обозрев материалы гражданского дела
Ленинского районного суда г.Ульяновска №
2-773/2020, исполнительное производство № ***, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность
исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования
неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении
компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения
судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта
в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не
позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению
судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта
учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в
пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного
листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1
БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных
документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по
исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428
ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт
7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного
постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или
должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта,
признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях
своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ
или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган,
организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по
исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче
или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем
непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ,
пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что решением Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 17 февраля 2020г. по гражданскому делу №
2-773/2020 на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
(далее – Министерство) была возложена обязанность обеспечить Семенова Д.В.
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск».
Решение суда сторонами не обжаловалось и
вступило в законную силу 26 марта 2020г.
5 июня
2020г. исполнительный лист был получен Семеновым Д.В. и 9 июня 2020г.
предъявлен в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России
по Ульяновской области, где 11 июня 2020г. возбуждено исполнительное
производство.
В рамках данного исполнительного производства
судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились
требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки
исполнения.
На основании Указа Губернатора Ульяновской
области № 118 от 10 декабря 2021г. с 1 апреля 2022 г. упразднено Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской
области от 27 января 2022г. № 1/52-П утверждено Положение о Министерстве
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области». С 1
апреля 2022г. полномочия Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области по обеспечению детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения переданы Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Определением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 10 июня 2022г. произведена замена должника – Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области его правопреемником –
Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области.
До настоящего времени решение суда не
исполнено, исполнительное производство не окончено.
С настоящим иском Семенов Д.В. обратился в
суд 31 января 2022г., т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального
закона № 68-ФЗ и частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Период неисполнения решения Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 17 февраля 2020г. со дня возбуждения
исполнительного производства (11 июня 2020г.) по день рассмотрения настоящего
иска составляет 2 года 8 мес. 19 дней.
Принимая во внимание изложенные
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения
судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенные Министерством
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в качестве
причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют
о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда,
однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и
эффективными.
При таких обстоятельствах истец имеет право
на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного
Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение
взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного
бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить
иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований
заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности, справедливости.
Учитывая обстоятельства дела, продолжительность
срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд
считает необходимым присудить истцу
компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный
срок в размере 30 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет
административного истца.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №
68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу
истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Семенова
Данилы Васильевича удовлетворить частично.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Семенова Данилы Васильевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
в размере 30 000 руб., расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Семенова Данилы Васильевича отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда о присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Трифонова Т.П.
Решение в
окончательной форме изготовлено 2 марта 2023 года.