Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ребенка-инвалида лекарственным препаратом
Документ от 01.03.2023, опубликован на сайте 09.03.2023 под номером 104902, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечивать лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                      73RS0001-01-2022-006624-76

Дело № 33-966/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    1 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 октября 2022 года по гражданскому делу № 2-4804/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней К*** – удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Кочеткову Валерию Александровну лекарственным препаратом «*** в количестве 30 флаконов (6 упаковок) в год.

Взыскать Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу К*** денежные средства за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат в размере 91 000 руб.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу К*** компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении остальной части требования о компенсации морального вреда – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения законных представителей К***. – Кочеткова А.Ю. и Кочетковой А.Ю., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней К***., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечивать лекарственным препаратом, возместить денежные средства на самостоятельно приобретенные лекарственные препараты, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что несовершеннолетняя К***. с 2018 года состоит на учете в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» с диагнозом ***, имеет право на получение бесплатной медицинской помощи и набора социальных услуг в связи с установлением ей категории «***-инвалид» (справка МСЭ № *** от 07.08.2018). Инвалидность установлена повторно, сроком до 14.10.2034.

В соответствии с выпиской из протокола заседания врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных средств и лечебного питания ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва» от 17.02.2022 № 7-ВК-ЛС Кочетковой В.А. по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат ***, который является зарегистрированным лекарственным средством на территории Российской Федерации.

Согласно заключению врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» от 10.03.2022 № 28.1.175 К***. назначен препарат «*** 16 мкг на введение в соответствии с показателями абсолютного количества лейкоцитов в ОАК. Потребность 30 флаконов на 2022 год.

С целью обеспечения несовершеннолетней указанным лекарственным препаратом ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» 11.03.2022 в Министерство здравоохранения Ульяновской области направлена дополнительная заявка на лекарственные препараты на 2022 год, которая содержала рассчитанную потребность в препарате *** в количестве 30 флаконов (6 упаковок). Ответчик возложенные на него обязательства не исполнил, К***. необходимым ей по жизненным показаниям лекарственным препаратом не обеспечена.

Согласно информации, представленной Министерством здравоохранения Ульяновской области от 10.08.2022 № 73-иогв-11-01/8257исх, закупка лекарственного препарата *** за счет средств федерального или областного бюджета не представляется возможной.

Указанные обстоятельства привели законного представителя несовершеннолетней К*** к необходимости самостоятельного приобретения лекарственного препарата *** под торговым наименованием *** в количестве 10 флаконов (2 упаковок) на сумму 91 000 руб..

С учетом изложенного, прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать К***. за счет средств областного бюджета лекарственным препаратом *** в количестве 30 флаконов (6 упаковок) в год до момента отмены лекарственного препарата по медицинским показаниям; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в размере 91 000 руб. за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат *** в количестве 10 флаконов (2 упаковок); Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу К*** компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска», ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, препарат *** по торговому наименованию *** не включен ни в один льготный перечень. С точки зрения законодательства в части самого льготного лекарственного обеспечения и обеспечения медицинскими изделиями также не предусмотрено обеспечение препаратом ***. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством РФ, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Закупка данного медицинского изделия, который не включен ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством Бюджетного кодека Российской Федерации. Нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Кочеткова В.А., 13.10.2016 года рождения, является инвалидом категории ***-инвалид», инвалидность установлена сроком до 14.10.2034 (л.д. 56-57).

Кочеткова В.А. с 2018 года состоит на учете в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» с диагнозом ***.

В соответствии с выпиской из протокола заседания врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных средств и лечебного питания ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва» от 17.02.2022 № 7-ВК-ЛС К*** по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат *** (л.д. 37-39).

Согласно заключению врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» от 10.03.2022 № 28.1.175 К***. назначен препарат *** 16 мкг на введение в соответствии с показателями абсолютного количества *** в ОАК. Потребность 30 флаконов на 2022 год (л.д. 40).

Как следует из материалов дела, на период рассмотрения дела в суде первой инстанции К***. лекарственным препаратом *** на постоянной основе не обеспечивалась.

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием *** имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать К***. указанным лекарственным препаратом, и взыскал с ответчика расходы за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат. Установив нарушение прав ***инвалида со стороны регионального Минздрава, суд также взыскал в пользу К***. компенсацию морального вреда.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Нуждаемость К*** в применении лекарственного препарата *** по жизненным показаниям подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами, в том числе, заключением врачебной комиссии.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения К***. необходимыми ей медицинскими изделиями следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение лекарственными препаратами, не входящими в льготные перечни, не осуществляется, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

Частью 1 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44).

Согласно данному перечню *** отнсится к группе заболеваний «Другие иммунодефициты».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Поскольку лекарственный препарат *** назначен К*** по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, данный лекарственный препарат должен быть предоставлен ей бесплатно.

Судебная коллегия отмечает, что обеспечение ребенка-инвалида необходимым ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом не может ставиться в зависимость от его включения в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который ссылается автор апелляционной жалобы, поскольку иное толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией права ***инвалида на охрану его здоровья.

Из материалов дела также следует, что с целью обеспечения несовершеннолетней К***. указанным лекарственным препаратом ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» 11.03.2022 в Министерство здравоохранения Ульяновской области направлена дополнительная заявка на лекарственные препараты на 2022 год, которая содержала рассчитанную потребность в препарате *** в количестве 30 флаконов (6 упаковок).

Однако, согласно представленной Министерством здравоохранения Ульяновской области информации от 10.08.2022 № 73-иогв-11-01/8257исх, закупка лекарственного препарата *** за счет средств федерального или областного бюджета не представляется возможной.

Таким образом, верно установив тот факт, что не обеспечение ***инвалида полагающимся ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом произошло по вине ответчика, что послужило основанием для приобретения указанного препарата законным представителем К***. за собственный счет, суд сделал правильный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца убытков, связанных с самостоятельным приобретением лекарственного препарата и компенсации морального вреда, причиненного существенным нарушением личных неимущественных прав ***инвалида, поскольку, с учетом состояния здоровья истца, она по жизненным показаниям нуждается в постоянном приеме данного препарата.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.03.2023