Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия по обеспечению питьевой водой надлежащего качества
Документ от 14.02.2023, опубликован на сайте 03.03.2023 под номером 104885, 2-я гражданская, о признании противоправными бездействия выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0012-01-2022-000971-59

Судья Рыбаков И.А.                                            Дело № 33а-779/2023 (33а-6229/2022)  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     14 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2022 года по делу                        №2а-1-642/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать противоправным бездействие администрации муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства по разработке проектов зон санитарной охраны на постоянно действующие источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные на территории р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения на территории р.п. Новая Майна, с. Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области  в срок до 01.06.2023.

Обязать  ООО «Родник» обеспечить наличие ограждений  первого пояса источников водоснабжения,  распложенных в р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, ООО «Родник» довести решение суда до сведения населения р.п. Новая Майна, с. Верхний Мелекесс, с. Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области через средство массовой информации – газету «Мелекесские вести» в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований о признании противоправным бездействия администрации муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, ООО «Родник» по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения       р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям таблиц 3.1, 3.3 главы 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности  для человека факторов среды обитания», возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, ООО «Родник»  обеспечивать  население на территории р.п. Новая Майна, с. Верхний Мелекесс, с. Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области  качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям таблиц 3.1, 3.3 главы 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности  для человека факторов среды обитания», отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и ООО «Родник» о  признании действий (бездействия) противоправными.

В обоснование требований указано, что в состав муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  входят, в том числе, следующие населенные пункты: р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка.

Централизованное холодное водоснабжение в указанных населенных пунктах  на основании концессионного соглашения №11Д от 24.12.2020 в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Родник» (ООО «Родник»).                                

Специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г.Димитровграде  в отношении ООО «Родник»  в  период с  18.07.2022 по 29.07.2022  была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Просило признать противоправными действия (бездействия) администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства по разработке проектов зон санитарной охраны на постоянно действующие источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные на территории р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области; обязать администрацию поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения на территории р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области  в срок до 01.06.2023; признать противоправными бездействия администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, ООО «Родник»   по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям таблиц 3.1, 3.3 главы 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности  для человека факторов среды обитания»; обязать  администрацию поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, ООО «Родник»  обеспечивать  население на территории р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области  качественной питьевой водой, а именно питьевой водой, соответствующей требованиям таблиц 3.1, 3.3 главы 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности  для человека факторов среды обитания»; обязать  ООО «Родник» обеспечить наличие ограждений  первого пояса источников водоснабжения,  распложенных в р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка Мелекесского района Ульяновской области; обязать администрацию поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, ООО «Родник»  довести решение суда до сведения населения р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области через средства массовой информации – газеты «Мелекесские вести» в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении  требований о признании противоправным бездействия ответчиков по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения поселков качественной питьевой водой, возложении обязанности на администрацию МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и ООО «Родник»  обеспечивать  население р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области  качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21, просит его отменить в данной части.

В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о принятии ответчиками исчерпывающих мер для приведения качества воды в норму, а также об отсутствии бездействия ответчика. Ссылаясь на ст.8 Федерального закона           №52-ФЗ, Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», обращает внимание, что граждане имеют право на обеспечение качественной питьевой водой. Судом не установлено, что ответчиками на период проведения реконструкции водоснабжения с установкой станции водоподготовки разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды в р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка Мелекесского района в соответствии с установленными требованиями, предусматривающий временные отступления (несоответствия) качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. 

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ).

Под водоотведением, в соответствии со ст.2 Федерального закона №416-ФЗ, понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2). Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28). Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (п.9). Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (п.23).

Гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п.6 ст.2 Федерального закона №416-ФЗ).

В силу положений ч.1 ст.6 Федерального закона №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

В соответствии с ч.1 ст.40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г.Димитровграде  в отношении ООО «Родник»  в  период с 18.07.2022 по 29.07.2022  была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,  в том числе по результатам лабораторных испытаний было установлено, что качество питьевой воды в р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка Мелекесского района Ульяновской области не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям: мутность, цветность, жесткость, наличие колиморфных бактерий. Также установлено отсутствие проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения на скважины, расположенные в р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка Мелекесского района Ульяновской области. У скважин, расположенных в с.Верхний Мелекес, с.Щербаковка, отсутствует ограждение первого пояса источника водоснабжения. Отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на водные объекты – источники питьевого водоснабжения в р.п.Новая Майна, с.Щербаковка, с.Верхний Мелекесс.

В силу заключенного концессионного соглашения от 24.12.2020 №11-Д           ООО «Родник» является гарантирующей организацией по оказанию услуг водоснабжения в муниципальном образовании «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области (л.д.53).

По  фактам выявленных нарушений юридическое лицо ООО «Родник» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, должностное лицо ООО «Родник» - по  ст.6.5 КоАП РФ (д.д.76).  

01.04.2022 администрация муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области заключила с ООО «Тандем» муниципальный контракт №1 от 01.04.2022 по реконструкции водоснабжения с установкой станции водоподготовки. Срок исполнения согласно п.5.2 контракта – по 30.06.2023 (л.д.91-98).

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые отношения, в том числе Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности  для человека факторов среды обитания», районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны администрации муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области имело место бездействие, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства по разработке проектов зон санитарной охраны на постоянно действующие источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные на территории р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области. В этой связи суд обязал администрацию разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения на территории указанных населенных пунктов в срок до 01.06.2023.

Кроме того, суд обязал ООО «Родник», как гарантирующую организацию, обеспечить наличие ограждений первого пояса источников водоснабжения,  распложенных в названных районных поселках.

Руководствуясь положениями ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1                  «О защите прав потребителей», суд также обязал ответчиков довести решение суда до сведения населения р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области через средство массовой информации – газету «Мелекесские вести» в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. В остальной части административного иска Управлению Роспотребнадзора  по Ульяновской области было отказано.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, за исключением вывода об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании противоправным бездействия общества с ограниченной ответственностью «Родник» по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области питьевой водой надлежащего качества, возложении на общество с ограниченной ответственностью «Родник» обязанности обеспечивать  население на территории р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области  качественной питьевой водой. В указанной части находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

Так, в действующем законодательстве закреплены пределы деятельности органов местного самоуправления по организации водоотведения.

Согласно положениям ст.23 Федерального закона №416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст.8 настоящего Федерального закона (ч. 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч.2).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в ч.6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч.7).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.        Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с п.34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24.

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Учитывая, что еще до проведения проверки Роспотребнадзора администрация муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области заключила с                                ООО «Тандем» муниципальный контракт №1 от 01.04.2022 по реконструкции водоснабжения с установкой станции водоподготовки,  срок исполнения которого не истек, то бездействия со стороны администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области качественной питьевой водой не имеется.

Между тем, вступившим в законную силу постановлением суда от 07.09.2022 по делу об административном правонарушении в отношении                        ООО «Родник» установлено, что указанной гарантирующей организацией не разработана и не согласована программа производственного контроля качества питьевой воды, ею не осуществляется производственный контроль качества  и безопасности питьевой воды, не имеется актов медицинского обследования на сотрудников водопроводных сооружений, отсутствует проект допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Данные обстоятельства указывают на противоправное бездействие ООО «Родник».

Следовательно, суду первой инстанции было необходимо удовлетворить административные исковые требования в указанной части, признав незаконным бездействие ООО «Родник» по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области питьевой водой надлежащего качества и возложить на общество с ограниченной ответственностью «Родник»  обязанность обеспечивать  население на территории р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области  качественной питьевой водой.

В соответствии со ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В остальной части решение суда является правильным, иных предусмотренных ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании противоправным бездействия общества с ограниченной ответственностью «Родник» по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области питьевой водой надлежащего качества, возложении на общество с ограниченной ответственностью «Родник» обязанности обеспечивать  население на территории р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области  качественной питьевой водой, принять в указанной части новое решение.

Признать противоправным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Родник» по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области питьевой водой надлежащего качества, возложить на общество с ограниченной ответственностью «Родник»  обязанность обеспечивать  население на территории р.п.Новая Майна, с.Верхний Мелекесс, с.Щербаковка  Мелекесского района Ульяновской области  качественной питьевой водой.

В остальной части решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи