Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение автомобильной дороги в реестр муниципальной собственности
Документ от 28.02.2023, опубликован на сайте 06.03.2023 под номером 104878, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2022-006224-59

Судья Лисова Н.А.                                                                         Дело № 33а-926/2023  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     28 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 30 сентября 2022 года по делу № 2а-3542/2022, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать  администрацию города Ульяновска  принять меры для регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на автомобильную подъездную дорогу, ведущую на «новое кладбище» в с. Баратаевка г.Ульяновска.

Обязать администрацию города Ульяновска привести в соответствие с эксплуатационными требованиями, предусмотренными п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, на участке подъездной дороги, ведущей к «новому кладбищу» в с. Баратаевка г.Ульяновска.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском  к администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов пользователей автомобильных дорог.

В обосновании требований указано, что в ходе проверки прокуратурой района доводов обращения Беловой Т.В. о ненадлежащем состоянии дороги, ведущей на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске, в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения закона, требующие прокурорского вмешательства.

Согласно сведениям администрации г. Ульяновска от 16.05.2022 подъездная дорога, ведущая на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске, в реестре муниципальной собственности администрации г. Ульяновска не значится, выполнение ремонтных работ в 2022 году на обозначенном участке не запланировано. Вопреки вышеуказанным требованиям законодательства должностными лицами администрации областного центра до настоящего времени меры по включению вышеуказанного участка дороги в реестр муниципальной собственности не принимаются. Кроме того, в ходе выезда 12.05.2022 работника прокуратуры района с привлечением специалистов центра дорожного и технического надзора, пропаганды БДД Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Ульяновской области установлено, что вышеуказанная подъездная дорога не имеет твердого асфальтобетонного покрытия, покрытие является грунтовым с        отдельными насыпями щебня и строительных отходов (обломки кирпича, цемента, бетона) различного размере, что не соответствует установленным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района 19.05.2022 главе города Ульяновска было внесено представление, однако администрация г. Ульяновска до настоящего времени меры к устранению нарушений не приняла. Дорога, ведущая на «новое кладбище» в с. Баратаевка         в г. Ульяновске, в реестр муниципальной собственности не включена, ремонт дорожного покрытия не произведен.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенной на нее обязанности по включению в реестр муниципальной собственности участка дороги, ведущего на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске; обязать администрацию           г. Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности администрации     г. Ульяновска участок дороги, ведущий на «новое кладбище» в с. Баратаевка в        г. Ульяновске; обязать администрацию г. Ульяновска устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин и просадок на участке дороги, ведущей на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области, Белова Т.В., Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

Дополнительным решением от 16.12.2022  признано незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенной на нее обязанности по включению в реестр муниципальной собственности участка дороги, ведущего на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что участок дороги, ведущей на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске, расположен на земельном участке, находящемся в частной собственности. Дорога состоит из грунтового покрытия. Полагает, что вышеуказанная дорога не соответствует требованиям, предъявляемым федеральным законодательством к автомобильным дорогам, кроме того, данная дорога отсутствует в документах территориального планирования, в связи с чем законных оснований для включения ее в реестр муниципальной собственности не имеется.

Дополнительное решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003                № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50 приведенного Закона).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ          «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2011  №257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2011 №257-ФЗ                         «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Периодичность проведения диагностики один раз в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке (пункты 3 ,4 ,5 Приказа Минтранса России от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, проведенной прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проверкой исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения выявлено, что оценка технического состояния автомобильной подъездной дороги, ведущей на «новое кладбище» в с. Баратаевка г. Ульяновска не проводилась. Указанная автомобильная дорога на государственный кадастровый учет не постановлена и право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано.

Кроме того, судом установлено, что вышеуказанная подъездная дорога, протяженностью 25 м, не имеет твердого асфальтобетонного покрытия, покрытие является грунтовым с отдельными насыпями щебня и строительных отходов (обломки кирпича, цемента, бетона) различного размере, что не соответствует установленным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017                № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Установив указанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация       г. Ульяновска обязана зарегистрировать право муниципальной собственности на спорную дорогу, привести её в соответствие с эксплуатационными требованиями, предусмотренными п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

В суде первой инстанции административным ответчиком не оспаривался факт нахождения дороги на территории г. Ульяновска.

Довод заявителя жалобы о возможной принадлежности спорной дороги к частной, федеральной или иной собственности, судебной коллегией отклоняется, поскольку носит характер предположения, опровергается материалами дела. Спорная дорога в силу закона является дорогой местного значения.

Так, согласно ст. 5 Федерального закона№257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица.

Более того, бремя доказывания указанного обстоятельства в силу положений ч.11 ст.226 КАС РФ возлагается на административного ответчика. Вопреки этому административным ответчиком доказательств в подтверждение своих доводов не представлено.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 30 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме    01.03.2023