Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О понуждении включения в реестр муниципальной собственности дороги
Документ от 14.02.2023, опубликован на сайте 03.03.2023 под номером 104865, 2-я гражданская, об обязании включить в реестр муниципального имущества автомобильную дорогу, зарегистрировать право муниципальной собственности, произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2022-000743-07

Судья Данилина А.В.                                                                  Дело №33а-833/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    14 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от                       26 октября 2022 года по делу №2а-3-277/2022, которым постановлено:

административный иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к  Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области об обязании включить в реестр муниципального имущества автомобильную дорогу, зарегистрировать право муниципальной собственности, произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильных дорог, удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области в срок до 01.11.2023:

- включить в реестр муниципального имущества Муниципального образования «Цильнинский район» автомобильную дорогу, расположенную на ул.Сиреневая в с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении,

- зарегистрировать право муниципальной собственности Муниципального образования «Цильнинский район» на автомобильные дороги, расположенные на ул.Сиреневая в с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении;

- произвести паспортизацию и категорирование автомобильных дорог, расположенных на ул.Сиреневая в с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении;

- произвести оценку технического состояния автомобильных дорог, расположенных на ул.Сиреневая в с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении.

В удовлетворении административного иска прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к  Муниципальному учреждению «Администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской  области об обязании произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильных дорог отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области – Сергеева А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской  области, администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области об обязании включить в реестр муниципального имущества автомобильную дорогу, зарегистрировать право муниципальной собственности, произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильных дорог.

В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Цильнинского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения. Так, оценка технического состояния автомобильной дороги по ул.Сиреневая с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области не проводилась, в связи с чем, категорирование автомобильных дорог общего пользования по указанной улице не проводилось. Кроме того, указанная автомобильная дорога на государственный кадастровый учет не постановлена и право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано.

Неисполнение администрацией обязанности по включению дороги в реестр муниципального имущества, осуществлению дорожной деятельности, ее паспортизации, категорирования, ремонта и содержания может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, использующих указанные автомобильные дороги, в том числе нарушение требований безопасности дорожного движения, а также возможность причинения крупного ущерба, вреда здоровью граждан и наступления иных тяжких последствий. 

На основании изложенного, прокурор Цильнинского района Ульяновской области просил обязать Администрацию МО «Цильнинский район» включить в реестр муниципального имущества Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области автомобильную дорогу, расположенную на ул.Сиреневая в с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении, а также зарегистрировать на нее право муниципальной собственности МО «Цильнинский район»; обязать Администрацию                                  МО «Цильнинский район» Ульяновской области, администрацию                                      МО «Большенагаткинское сельское поселение» произвести паспортизацию и категорирование автомобильной дороги, расположенной на ул.Сиреневая в с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении, а  также произвести оценку технического состояния указанной автомобильной дороги.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В  обоснование доводов жалобы указывает, что согласно решению Совета депутатов МО «Цильнинский район» Ульяновской области от 18.11.2020 №164                «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения» органам местного самоуправления МО «Большенагаткинское сельское поселение» на период 2021-2023 гг. переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Таким образом, судом неверно сделан вывод о том, что указанные полномочия осуществляются администрацией МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

В соответствии с п.2, 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (утв. приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 №424) требование суда о включении дороги в реестр муниципального имущества является неисполнимым, поскольку спорная автодорога не относится к объекту недвижимого имущества местного значения. Для внесения в реестр объекта учета необходимы документы – основания возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество, содержащие необходимые сведения (наименование, адрес, кадастровый номер, площадь, протяженность дороги и др.). Сведений, подтверждающих, что на ул.Сиреневая осуществлялась дорожная деятельность по созданию автомобильной дороги, в материалы дела не представлено. Наличие объекта недвижимости в виде автомобильной дороги местного значения общего пользования по ул.Сиреневая в с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области не установлено, отсутствуют доказательства существования сооружения в виде автомобильной дороги, предусмотренной ст.5 Федерального закона от 08.11.2011 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

Также судом сделан неверный вывод о том, что не включенная ни в один из указанных в Федеральном законе 08.11.2011 №257-ФЗ перечней автомобильная дорога по ул.Сиреневая, не оформленная в частную собственность, относится к дороге местного значения. В материалах дела отсутствуют сведения от уполномоченных органов государственной власти федерального, регионального уровня о принадлежности автомобильной дороги по ул.Сиреневая, состоит ли она в реестрах федерального или регионального имущества, является ли она дорогой общего пользования. Согласно материалам дела на ул.Сиреневая расположено десять индивидуальных жилых домов, объекты общего пользования отсутствуют. Следовательно, выводы суда о том, что на данной улице имеется дорога общего пользования местного значения, не основано на законе. Таким образом, возложение на администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области обязанности по включению в реестр муниципальной собственности автомобильной дороги по ул.Сиреневая является неправомерным, следовательно иные требования прокурора также подлежат оставлению без удовлетворения.

Отмечает, что судом не дана оценка доводам администрации                                   МО «Цильнинский район» Ульяновской области о порядке оформления бесхозяйного имущества.

В возражениях на апелляционную жалобу МУ Администрация                                МО «Большенагаткинское сельское поселение» Ульяновской области, прокурор Цильнинского района Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители                     МУ Администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» Ульяновской области, УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями),               21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года              №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2011 года               №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Периодичность проведения диагностики один раз в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке (пункты 3 ,4 ,5 Приказа Минтранса России от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, проведенной прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проверкой исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения выявлено, что оценка технического состояния автомобильной дороги по ул.Сиреневая с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области не проводилась, в связи с чем, категорирование автомобильных дорог общего пользования по указанной улице не проводилось. Кроме того, указанная автомобильная дорога на государственный кадастровый учет не постановлена и право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано.

Установив указанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обязано включить в реестр муниципального имущества спорную дорогу, провести  оценку ее технического состояния и паспортизацию.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

В суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции представителем администрации Цильнинского района не оспаривался факт нахождения данной улицы на территории поселка. Из его пояснений следует, что это новая дорога, расположена внутри застраивающегося района. Расположенным на ней домам присвоены адреса, по ней осуществляется проезд к домам, в том числе движение специального автомобильного транспорта экстренных служб.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии соглашения о передаче полномочий администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение», данное соглашение не включает проведение мероприятий по оценке технического состояния, паспортизации и категорирования автомобильных дорог.

Финансирование расходов по реализации полномочий, указанных в разделе 1 соглашения от 28.12.2020 №128 осуществляется администрацией района за счет средств бюджета муниципального образования «Цильнинский район». Для реализации полномочий администрация района передает в бюджет поселения финансовые средства согласно перечню мероприятий по дорожной деятельности на 2021-2023 г.г. (приложение к Соглашению) (п. 3.2 Соглашения). То есть, исполнение одминистрацией МО  «Большенагаткинское сельское поселение»  переданных ей по Соглашению №128 от 28.12.2020 полномочий осуществляется лишь при наличии соответствующего финансирования.

Довод заявителя жалобы о возможной принадлежности спорной дороги к частной, федеральной или иной собственности, судебной коллегией отклоняется, поскольку носит характер предположения. Спорная дорога в силу закона является дорогой местного значения.

Так, согласно ст. 5 Федерального закона№257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица.

Более того, бремя доказывания указанного обстоятельства в силу положений ч.11 ст.226 КАС РФ возлагается на административного ответчика. Вопреки этому административным ответчиком доказательств в подтверждение своих доводов не представлено.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи