Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Передача в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства
Документ от 17.06.2008, опубликован на сайте 03.07.2008 под номером 10476, 2-я гражданская, о понуждении принять в муниц.казну магистральные электрические сети, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

17 июня 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования Ш*** В*** И***, Ф*** Г*** Г***, Б*** В*** Н***, К*** А*** А***, И*** Н*** А*** удовлетворить.

Обязать мэрию г. Ульяновска принять в муниципальную казну магистральные электрические сети ВЛ-10 кВ от опоры № 2 до опоры № 28 и от опоры № 5-17 до опоры № 43 длиной 2453,79 м; ВЛ-0,4 кВ длиной 8936,17 м.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Ф*** Г.Г. обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о понуждении принять в муниципальную казну магистральные электрические сети.

В обоснование своих требований указал, что жители жилого поселка «И***» при возведении ими в середине 90-х годов индивидуальных жилых домов выстроили за счет собственных средств магистральные электрические сети общей протяженностью более 10 км. В связи с тем, что созданное ими ЖСК «И***» не имеет права их обслуживать и не имеет для этого соответствующих материальных средств, решением общего собрания членов ЖСК от 14.02.2007 было постановлено передать данные магистральные инженерные коммуникации в муниципальную казну. Однако мэрия г. Ульяновска отказывается принять сети, ссылаясь на неустранение технических замечаний и отсутствие соглашения между ЖСК «И***» и МУП «У***».

Просил понудить мэрию г. Ульяновска принять в муниципальную казну магистральные электрические сети ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,4 кВ, ТП-250 – 2 шт., от которых он как сособственник отказывается без намерения сохранить какие-либо права.

С аналогичными исковыми заявлениями обратились в суд Б*** В.Н., К*** А.А., И*** Н.А., Ш*** В.И.

Суд объединил указанные иски в одно производство, привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Комитет по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска, Муниципальное унитарное предприятие «У***», Открытое акционерное общество «У***го», Муниципальное унитарное предприятие «У***л» и постановил приведенное выше решение, а 06.05.2008 – дополнительное решение о возложении на мэрию г. Ульяновска обязанности принять в муниципальную казну две подстанции КТП-250 кВт, находящиеся на территории пос. И*** Заволжского района г. Ульяновска.

В кассационной жалобе Комитет по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что ссылка суда на ст. 6 Федерального закона № 154-ФЗ от 28.08.1995 является необоснованной, поскольку спорные магистральные электрические сети никогда в муниципальной собственности не находились. Положение о муниципальной казне (утв. Решением Ульяновской Городской Думы № *** от 21.10.1999) не предусматривает обязанности мэрии г. Ульяновска принимать в муниципальную казну любое имущество, от которого отказался собственник. Никакое другое законодательство такой обязанности также не предусматривает.

Вывод суда о том, что ЖСК «И***» не является организацией, предоставляющей услуги по поставке электроэнергии, и не может иметь в собственности электрические сети, противоречит нормам ГК РФ, согласно которым общее имущество членов кооператива является собственностью ЖСК. Устав ЖСК «И***» также предусматривает, что предметом деятельности кооператива является, в том числе, и строительство инженерных сетей. Таким образом, ЖСК «И***» может самостоятельно обслуживать спорные сети посредством заключения соответствующего договора с обслуживающей организацией.

Кроме того, суд не принял во внимание, что электрические сети были построены ЖСК «И***» с нарушением технических требований. Предписание об устранении нарушений требований Правил эксплуатации электроустановок выполнено не было, мероприятия по приведению сетей в нормативное состояние не проведены. Заявляя требование об обязании мэрии г. Ульяновска принять в муниципальную казну спорные электрические сети, кооператив перекладывает ответственность за допущенные нарушения на органы местного самоуправления.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя мэрии г. Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска К*** А.С., истцов Ф*** Г.Г. Ш*** В.И., И*** Н.А., К*** А.А., представителя МУП «У***» Н*** А.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, в 1993 года жителям Заволжского района г. Ульяновска были предоставлены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство с созданием ТОО «И***» (с 1998 года – ЖСК «И***»). С 1997 года пос. И*** входит в черту г. Ульяновска.

Жители данного поселка и члены ЖСК «И***» при возведении индивидуальных жилых домов за счет собственных средств построили электрические сети от кабельных наконечников МУП «У***л» до пос. И***, а также по пос. И*** до дома каждого жителя поселка.

Данные сети представляют собой 2453,79 м магистральных электрических сетей ВЛ-10 кВ от опоры № 2 до опоры № 28 и от опоры № 5-17 до опоры № 43, 8936,17 м электрических сетей ВЛ-0,4 кВ. Кроме того, жителями пос. И*** и членами ЖСК «И***» возведены на территории поселка две подстанции ТП-250 кВт. В 1995 году высоковольтная линия ВЛ 0,4-10 кВ для жилого поселка И*** была принята в эксплуатацию.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28.12.2006 на ОАО «У***го» возложена обязанность заключить договоры электроснабжения для бытового потребления с жителями пос. И*** Ш*** В.И., И*** Н.А. и др. Таким образом, энергоснабжающей организацией для жителей пос. И*** является ОАО «У***го».

В ходе рассмотрения дела суд установил, что ЖСК «И***» не имеет лицензии на предоставление услуг по электроснабжению и осуществлению деятельности по продаже электрической энергии, вследствие чего магистральные электрические сети, идущие от электрических кабелей, находящихся в ведении МУП «У***л», а также две подстанции, расположенные в пос. И***, никем не обслуживаются. Жители пос. И***, а также общее собрание членов ЖСК «И***» приняли решение о безвозмездной передаче данных объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность.

При таких обстоятельствах, поскольку бесхозяйное содержание магистральных электрических сетей длиной около 10 000 м и трансформаторных подстанций может привести к аварийной ситуации и угрозе жизни людей, а организация обеспечения населения электроснабжением относится к компетенции органов местного самоуправления, суд пришел к правильному выводу, что данные объекты электросетевого хозяйства должны быть переданы в муниципальную собственность.

Доводы, приведенные КУГИ мэрии г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Так, статьей 73 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 (ред. от 26.06.2007) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» к полномочиям городской администрации отнесена обязанность по обеспечению бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивой работы объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения.

Данная норма не противоречит содержанию ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А, кроме того, названный Федеральный закон, на который имеется ссылка в кассационной жалобе, с 08.10.2003 по 31.12.2008 применяется в части, не противоречащей положениям Главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В связи с исполнением данной обязанности в муниципальной собственности поселений может находиться в соответствии со ст. 50 названного закона имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Уставом муниципального образования «Город Ульяновск» (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 № 202 (ред. от 30.01.2008, с изм. от 12.03.2008)) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения городского округа (ст. 3), в обязанности мэрии г. Ульяновска входит организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.п.5 п. 14 ст. 37).

Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют о том, что обязанность по организации обеспечения жителей города Ульяновска, в том числе и пос. И***, электроэнергией лежит на мэрии г. Ульяновска.

Анализируя правовые нормы, регулирующие порядок обеспечения потребителей – физических лиц – электроэнергией, суд правильно указал, что ЖСК «И***» не является организацией, которая имеет право предоставлять услуги по передаче электроэнергии и осуществлять технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

Деятельность данного вида не предусмотрена Уставом кооператива, а также нормами Жилищного кодекса РФ.

Исходя из содержания гл.гл. 11, 12 Жилищного кодекса РФ жилищный (жилищно-строительный) кооператив создается для управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме, но не в жилом поселке, состоящем из индивидуальных жилых домов. Данные нормы не предполагают, что жилищный (жилищно-строительный) кооператив может являться собственником магистральных электрических сетей и других объектов электросетевого хозяйства, выходящих за пределы кооперативного дома.

Положением о муниципальной казне г. Ульяновска (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 21.10.1999 № 242 (в ред. от 19.12.2002 № 210)) в п. 2.2 (в) предусмотрено, что одним из оснований отнесения объектов к муниципальной казне является получение имущества, переданного безвозмездно в муниципальную собственность юридическими или физическими лицами.

При изложенных обстоятельствах суд обоснованно посчитал правомерными требования жителей пос. И*** о передаче в муниципальную собственность созданного ими за счет собственных средств электросетевого хозяйства, обслуживающего поселок, находящийся на территории муниципального образования.

Отказ мэрии г. Ульяновска от принятия в муниципальную собственность магистральных электрических сетей и трансформаторных подстанций, обслуживающих население на территории г. Ульяновска, судебная коллегия расценивает, как попытку органа местного самоуправления уклониться от выполнения обязанностей, возложенных на него федеральными и муниципальными правовыми нормами, и переложить исполнение данной обязанности непосредственно на жителей г. Ульяновска.

Довод кассационной жалобы о том, что спорные электросети возведены с нарушением технических правил и данное обстоятельство препятствует принятию их в муниципальную собственность и дальнейшей эксплуатации, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку из материалов дела следует, что в 1995 году электросетевое хозяйство, включающее в себя линии электропередачи и две трансформаторные подстанции, предназначенные для энергоснабжения пос. И***, было в установленном порядке принято в эксплуатацию (л.д. 123-127) и эксплуатируется до настоящего времени.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: