У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2008 г.
Судья Ибрагимова Е.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 июня 2008 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.
судей Николаевой
Р.И. и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе Комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска на решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2008 года, по которому
постановлено:
Исковые требования Ш***
В*** И***, Ф*** Г*** Г***, Б*** В*** Н***, К*** А*** А***, И*** Н*** А***
удовлетворить.
Обязать мэрию г.
Ульяновска принять в муниципальную казну магистральные электрические сети ВЛ-10
кВ от опоры № 2 до опоры № 28 и от опоры № 5-17 до опоры № 43 длиной 2453,79 м;
ВЛ-0,4 кВ длиной 8936,17 м.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Ф*** Г.Г. обратился
в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о понуждении принять в муниципальную казну
магистральные электрические сети.
В обоснование своих
требований указал, что жители жилого поселка «И***» при возведении ими в
середине 90-х годов индивидуальных жилых домов выстроили за счет собственных
средств магистральные электрические сети общей протяженностью более 10 км. В
связи с тем, что созданное ими ЖСК «И***» не имеет права их обслуживать и не
имеет для этого соответствующих материальных средств, решением общего собрания
членов ЖСК от 14.02.2007 было постановлено передать данные магистральные
инженерные коммуникации в муниципальную казну. Однако мэрия г. Ульяновска
отказывается принять сети, ссылаясь на неустранение технических замечаний и
отсутствие соглашения между ЖСК «И***» и МУП «У***».
Просил понудить
мэрию г. Ульяновска принять в муниципальную казну магистральные электрические
сети ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,4 кВ, ТП-250 – 2 шт., от которых он как сособственник
отказывается без намерения сохранить какие-либо права.
С аналогичными
исковыми заявлениями обратились в суд Б*** В.Н., К*** А.А., И*** Н.А., Ш***
В.И.
Суд объединил
указанные иски в одно производство, привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц
Комитет по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска, Муниципальное
унитарное предприятие «У***», Открытое акционерное общество «У***го»,
Муниципальное унитарное предприятие «У***л» и постановил приведенное выше
решение, а 06.05.2008 – дополнительное решение о возложении на мэрию г.
Ульяновска обязанности принять в муниципальную казну две подстанции КТП-250
кВт, находящиеся на территории пос. И*** Заволжского района г. Ульяновска.
В кассационной
жалобе Комитет по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска просит
решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и
процессуального права, и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает,
что ссылка суда на ст. 6 Федерального закона № 154-ФЗ от 28.08.1995 является
необоснованной, поскольку спорные магистральные электрические сети никогда в
муниципальной собственности не находились. Положение о муниципальной казне
(утв. Решением Ульяновской Городской Думы № *** от 21.10.1999) не
предусматривает обязанности мэрии г. Ульяновска принимать в муниципальную казну
любое имущество, от которого отказался собственник. Никакое другое
законодательство такой обязанности также не предусматривает.
Вывод суда о том,
что ЖСК «И***» не является организацией, предоставляющей услуги по поставке
электроэнергии, и не может иметь в собственности электрические сети,
противоречит нормам ГК РФ, согласно которым общее имущество членов кооператива
является собственностью ЖСК. Устав ЖСК «И***» также предусматривает, что
предметом деятельности кооператива является, в том числе, и строительство
инженерных сетей. Таким образом, ЖСК «И***» может самостоятельно обслуживать
спорные сети посредством заключения соответствующего договора с обслуживающей
организацией.
Кроме того, суд не
принял во внимание, что электрические сети были построены ЖСК «И***» с
нарушением технических требований. Предписание об устранении нарушений
требований Правил эксплуатации электроустановок выполнено не было, мероприятия
по приведению сетей в нормативное состояние не проведены. Заявляя требование об
обязании мэрии г. Ульяновска принять в муниципальную казну спорные
электрические сети, кооператив перекладывает ответственность за допущенные
нарушения на органы местного самоуправления.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя
мэрии г. Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом мэрии г.
Ульяновска К*** А.С., истцов Ф*** Г.Г. Ш*** В.И., И*** Н.А., К*** А.А.,
представителя МУП «У***» Н*** А.В., судебная коллегия не находит оснований к
отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как видно из
материалов дела, в 1993 года жителям Заволжского района г. Ульяновска были
предоставлены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство с
созданием ТОО «И***» (с 1998 года – ЖСК «И***»). С 1997 года пос. И*** входит в
черту г. Ульяновска.
Жители данного
поселка и члены ЖСК «И***» при возведении индивидуальных жилых домов за счет
собственных средств построили электрические сети от кабельных наконечников МУП
«У***л» до пос. И***, а также по пос. И*** до дома каждого жителя поселка.
Данные сети
представляют собой 2453,79 м магистральных электрических сетей ВЛ-10 кВ от
опоры № 2 до опоры № 28 и от опоры № 5-17 до опоры № 43, 8936,17 м
электрических сетей ВЛ-0,4 кВ. Кроме того, жителями пос. И*** и членами ЖСК «И***»
возведены на территории поселка две подстанции ТП-250 кВт. В 1995 году
высоковольтная линия ВЛ 0,4-10 кВ для жилого поселка И*** была принята в
эксплуатацию.
Решением
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28.12.2006 на ОАО «У***го»
возложена обязанность заключить договоры электроснабжения для бытового
потребления с жителями пос. И*** Ш*** В.И., И*** Н.А. и др. Таким образом,
энергоснабжающей организацией для жителей пос. И*** является ОАО «У***го».
В ходе рассмотрения
дела суд установил, что ЖСК «И***» не имеет лицензии на предоставление услуг по
электроснабжению и осуществлению деятельности по продаже электрической энергии,
вследствие чего магистральные электрические сети, идущие от электрических
кабелей, находящихся в ведении МУП «У***л», а также две подстанции,
расположенные в пос. И***, никем не обслуживаются. Жители пос. И***, а также
общее собрание членов ЖСК «И***» приняли решение о безвозмездной передаче
данных объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность.
При таких
обстоятельствах, поскольку бесхозяйное содержание магистральных электрических
сетей длиной около 10 000 м и трансформаторных подстанций может привести к
аварийной ситуации и угрозе жизни людей, а организация обеспечения населения
электроснабжением относится к компетенции органов местного самоуправления, суд
пришел к правильному выводу, что данные объекты электросетевого хозяйства
должны быть переданы в муниципальную собственность.
Доводы, приведенные КУГИ
мэрии г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Так, статьей 73
Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 (ред. от 26.06.2007) «О местном самоуправлении
в Российской Федерации» к полномочиям городской администрации отнесена
обязанность по обеспечению бесперебойного коммунального обслуживания населения,
устойчивой работы объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения.
Данная норма не
противоречит содержанию ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред.
от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации». А, кроме того, названный Федеральный закон, на который
имеется ссылка в кассационной жалобе, с 08.10.2003 по 31.12.2008 применяется в
части, не противоречащей положениям Главы 12 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ.
Статьей
14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
поселений отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и
водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В
связи с исполнением данной обязанности в муниципальной собственности поселений
может находиться в соответствии со ст. 50 названного закона имущество,
предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,
водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных
пунктов поселения.
Уставом муниципального образования «Город
Ульяновск» (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 № 202 (ред.
от 30.01.2008, с изм. от 12.03.2008)) организация в границах городского округа
электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения
населения топливом относится к вопросам местного значения городского округа (ст.
3), в обязанности мэрии г. Ульяновска входит организация в границах городского
округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения,
снабжения населения топливом (п.п.5 п. 14 ст. 37).
Таким образом, приведенные нормы
свидетельствуют о том, что обязанность по организации обеспечения жителей
города Ульяновска, в том числе и пос. И***, электроэнергией лежит на мэрии г.
Ульяновска.
Анализируя правовые нормы, регулирующие
порядок обеспечения потребителей – физических лиц – электроэнергией, суд
правильно указал, что ЖСК «И***» не является организацией, которая имеет право
предоставлять услуги по передаче электроэнергии и осуществлять технологическое
присоединение энергопринимающих устройств.
Деятельность данного вида не предусмотрена
Уставом кооператива, а также нормами Жилищного кодекса РФ.
Исходя из содержания гл.гл. 11, 12 Жилищного
кодекса РФ жилищный (жилищно-строительный) кооператив создается для управления
жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме, но не в жилом поселке,
состоящем из индивидуальных жилых домов. Данные нормы не предполагают, что жилищный
(жилищно-строительный) кооператив может являться собственником магистральных
электрических сетей и других объектов электросетевого хозяйства, выходящих за
пределы кооперативного дома.
Положением о муниципальной казне г.
Ульяновска (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 21.10.1999 № 242 (в
ред. от 19.12.2002 № 210)) в п. 2.2 (в) предусмотрено, что одним из оснований
отнесения объектов к муниципальной казне является получение имущества,
переданного безвозмездно в муниципальную собственность юридическими или
физическими лицами.
При изложенных обстоятельствах суд
обоснованно посчитал правомерными требования жителей пос. И*** о передаче в
муниципальную собственность созданного ими за счет собственных средств электросетевого
хозяйства, обслуживающего поселок, находящийся на территории муниципального
образования.
Отказ мэрии г. Ульяновска от принятия в
муниципальную собственность магистральных электрических сетей и
трансформаторных подстанций, обслуживающих население на территории г.
Ульяновска, судебная коллегия расценивает, как попытку органа местного
самоуправления уклониться от выполнения обязанностей, возложенных на него
федеральными и муниципальными правовыми нормами, и переложить исполнение данной
обязанности непосредственно на жителей г. Ульяновска.
Довод кассационной жалобы о том, что спорные
электросети возведены с нарушением технических правил и данное обстоятельство
препятствует принятию их в муниципальную собственность и дальнейшей
эксплуатации, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку из материалов
дела следует, что в 1995 году электросетевое хозяйство, включающее в себя линии
электропередачи и две трансформаторные подстанции, предназначенные для
энергоснабжения пос. И***, было в установленном порядке принято в эксплуатацию
(л.д. 123-127) и эксплуатируется до настоящего времени.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 16 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета
по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: