Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании недействующими в части Правил благоустройства
Документ от 09.02.2023, опубликован на сайте 28.02.2023 под номером 104708, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                             Дело № 3а-132/2023 (№3а-300/2022)

73OS0000-01-2022-000324-42

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

9 февраля 2023 года                                                                            г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании не действующими в части Правил благоустройства территории муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 11 сентября 2020 года № 29,

 

установил:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в процессе судебного разбирательства, к Муниципальному учреждению Совету депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правил благоустройства территории муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 11 сентября 2020 года № 29, в следующей части:

подпункта 4 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать на прилегающей территории канавы и трубы для стока воды, являющиеся  открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов;

подпункта 9 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать канавы и трубы для стока воды, являющиеся открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов.

В обоснование требований прокурор указал, что указанные Правила приняты Советом депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области с соблюдением кворума, в установленном порядке опубликовано. Подпункты 4 и 9  пункта 3.3.4.2 названных Правил противоречат положениям пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», положениям пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса  Российской Федерации, а также положениям раздела «Дождевая канализация» СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр. Из указанных положений законодательства следует, что случаи несения бремени содержания имущества не собственниками могут быть установлены лишь федеральными законами. К полномочиям представительных органов местного самоуправления не относится правомочие  принимать решение о возложении на лиц, не являющихся собственниками,  бремени содержания имущества, не находящегося в их собственности. При этом канавы и трубы для стока талой и дождевой воды, обустроенные в районах застройки индивидуальными жилыми домами, могут являться открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации.  Таким образом, Как указывает административный истец, подпункты 4 и 9 пункта 3.3.4.2 названных Правил противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. Это нарушает права неопределенного круга лиц. Протест прокурора на данные положения Правил был отклонен.

Представитель административного истца Михайлова Т.В. в судебном заседании настаивала на уточненном административном иске, ранее в процессе судебного разбирательства также представитель Захарова Л.В., настаивала на удовлетворении требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Указано, что несмотря на то, что дождевая, ливневая канализация существует на территории Чердаклинского городского поселения не повсеместно, но в будущем, возможно, ситуация изменится, а оспариваемыми положениями правил нарушаются и могут быть нарушены права и интересы неопределенного круга лиц. 

Представители административного ответчика муниципального учреждения Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области по доверенностям Сарафанова И.Н., Сергунин А.Е. в судебном заседании с административным иском, уточненным в процессе судебного разбирательства, не согласились. Просили отказать в его удовлетворении. Представили письменные возражения на иск. Указали, что дождевая, ливневая канализация оборудуется на территории Чердаклинского городского поселения временно, в сезон таяния снега. Полагают, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют положениям федерального законодательства, не нарушают ничьи права и интересы. Нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, с соблюдением процедуры, проект был согласован и утвержден в установленном порядке. Также пояснили, что подпункт 9 пункта 3.3.4.2 носит дублирующий характер в отношении пункта 4 пункта 3.3.4.2 названных Правил.

Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Согласно отзыву, полагает уточненный административный иск не подлежащим удовлетворению. Указано, что в поселении не имеется центральной канализации, а отвод сточных, талых вод   осуществляется в весенний период уполномоченным администрацией  учреждением – МКУ «Благоустройство».

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее также КАС РФ) Российской Федерации, мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 3 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может  обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Положения части 6 указанной статьи устанавливают, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации     (часть 4).

Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года          № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.

Согласно абзацу двадцать второму части 1 статьи 2 Федерального закона            № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В соответствии со статьей 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 1).

Законодатель, закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации      от 14.12.2021 № 2647-О, нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования занимают особое место в системе муниципальных правовых актов, обусловленное статусом этого органа в институциональной структуре местного самоуправления и закрепленной за ним исключительной компетенцией (принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; утверждение правил благоустройства территории муниципального образования и др.).

Частью 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено содержание правил благоустройства территории муниципального образования.

Так, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;           5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;   7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;             9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;          14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования (п.17 утратил силу с 01.07.2021, согласно Федеральному закону от 11.06.2021 № 170-ФЗ).

Из приведенных выше норм следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Для достижения данной цели в правилах благоустройства территории устанавливаются требования к благоустройству и элементам благоустройства, а также комплекс соответствующих мероприятий, осуществляемый в том числе, и собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков.

Согласно пункту 22 статьи 8 Устава муниципального образования  «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного акта) к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением.

В силу части 1 статьи 27 Устава муниципального образования  «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в структуру органов местного самоуправления поселения входит представительный орган  муниципального образования – Совет депутатов  муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

Совет депутатов поселения обладает правами юридического лица (часть 2 статьи 28 Устава).

Во исполнение пункта 11 части 1 статьи 29 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов поселения находится утверждение правил благоустройства поселения.

Совет депутатов поселения принимает решения по вопросам,  отнесенным к его компетенции, на заседаниях. Заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 2 статьи 30 Устава).

Глава поселения является высшим должностным лицом поселения. Глава поселения исполняет полномочия Председателя Совета депутатов поселения (части  1 и 2 статьи 34 Устава).

В силу пункта 11 статьи 4 Регламента Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (утвержден решением Совета депутатов  муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области  от 17 мая 2019 года № 20), в исключительной компетенции Совета депутатов поселения находится утверждение правил благоустройства поселения.                  

Частью 4 статьи 12 Регламента предусмотрено, что заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа Совета депутатов. 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области                               от 11 сентября 2020 года № 29 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

Необходимый кворум на заседании Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 11 сентября 2020 года имелся (присутствовали 8 депутатов из 12).

В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Во исполнение части 2 статьи 11 Устава муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), правовые акты Совета депутатов направляются для официального опубликования Главой Чердаклинского района.

Частью 5 статьи 11 Устава муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области предусмотрено, что обнародование муниципального правового акта может быть произведено путем размещения его на официальном сайте Чердаклинского района Ульяновской области в Интернете, на информационном стенде в здании Администрации Чердаклинского района Ульяновской области (р.п. Чердаклы, ул. Советская, д. 6, фойе 1-го этажа), в общественной приемной Администрации (актовый зал), в библиотеках и читальных залах Чердаклинского района Ульяновской области с одновременным извещением в газете «Приволжская правда» об издании правового акта, рассылкой государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям с пометкой «Официально» для ознакомления граждан.

Статьей 44 Устава муниципального образования  «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает поселение, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования (обнародования) (часть 2).

 

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодических печатных изданиях: информационный бюллетень поселения «Вестник Чердаклинского поселения» и газета «Приволжская правда». Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления поселения вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Названным сетевым изданием для официального опубликования Устава поселения, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в Устав поселения является официальный портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания: Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018)    (часть 4).

Решение Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 11 сентября 2020 года № 29 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области и признании утратившим силу решения Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 18.06.2019 № 22» вместе с Правилами благоустройства территории муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области было опубликовано 14 сентября 2020 года на официальном сайте муниципального образования Чердаклинского района Ульяновской области www.cherdakli.com.

Данный нормативный акт размещен на официальном портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-search.minjust.ru) 18 сентября 2020 года, государственный регистрационный номер: RU73019608202000015.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования (обнародования).

В пункт 3.3.4.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 11 сентября 2020 года № 29, включены следующие оспариваемые административным истцом положения, что собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязаны:

«4) очищать канавы, трубы для стока воды на отведённой и прилегающей территории для обеспечения отвода талых вод в весенний период;»

«9) очищать канавы и трубы для стока воды, в весенний период обеспечивать проход талых вод;».

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003              № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями-  полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся  организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Исходя из вышеприведенных норм Федеральных законов, суд приходит к выводу, что организация в границах городского поселения отведения талых, ливневых сточных вод  и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Как установлено в пунктах 2 и 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011      № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;  канализационная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Содержание термина «канализация», согласно ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» включает в себя отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Ливневая канализация понимается как наружная канализационная сеть, предназначенная для отведения атмосферных сточных вод (пункт 3.32 ОДМ     218.2.055-2015 «Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по расчету дренажных систем дорожных конструкций» (принят и введен в действие на основании Распоряжения Росавтодора от 08.10.2015 № 1868-р).

В силу пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод, при этом сток воды может быть естественным и искусственным.

Разделом «Дождевая канализация» СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, предусмотрено, что применение открытых водоотводящих устройств допускается в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, на парковых территориях с устройством мостков и труб на пересечении с дорогами. Рекомендуется применение открытых водоотводящих устройств в виде кюветных лотков, сопутствующих автомагистралям, и в районах малоэтажного строительства. Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной и естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что канавы и трубы, обустроенные в районах застройки индивидуальными жилыми домами с целью обеспечения отвода талых и дождевых вод, являются открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации.  

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля *** (на момент издания оспариваемого нормативного правового акта занимала должность консультанта отдела муниципальной безопасности управления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области; в настоящее время  является начальником этого отдела) сообщила, что отвод талых и дождевых вод на территории Чердаклинского городского поселения организуется органом местного самоуправления через канавы и лотки. Эти работы носят сезонный характер. Центральной канализации не имеется. Пути отвода талых и дождевых вод проходят как по землям общего пользования, та и по просьбе собственников при затоплениях и угрозе затопления – по территориям индивидуальной застройки и прилегающим территориям. Отвод сточных и талых вод производится в водосборный источник (озеро).

Оснований для недоверия показаниям допрошенного свидетеля не имеется.

В силу пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относится и несение бремени содержания имущества собственником, в том числе лицами, не являющимися собственниками, определяются гражданским законодательством.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.

Таким образом, к полномочиям представительного органа местного самоуправления, не относится правомочие принимать решения о возложении на лиц, не являющихся собственниками, бремени содержания имущества, не находящегося в их собственности.

Кроме того, это может повлечь нарушение права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, что не относится к дискреционным полномочиям, осуществление которых определяется по усмотрению органа местного самоуправления произвольно.

В силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (пункт 3 части 1 статьи 3).

Орган местного самоуправления не освобожден от обязанностей по организации водоотведения, напротив, на него возложена обязанность организовать надлежащим образом водоотведение на территории вверенного ему поселения.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018), случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым правила благоустройства не относятся, или договором.

С учетом изложенного возложение на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязанности очищать на прилегающей территории канавы и трубы для стока воды, являющиеся  открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов является неправомерным, поскольку положениями федерального законодательства не предусмотрено возложение такой обязанности на собственников индивидуальных жилых домов.

Таким образом, суд считает необходимым признать недействующими Правила благоустройства территории муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 11 сентября 2020 года № 29, в следующей части:

подпункт 4 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать на прилегающей территории канавы и трубы для стока воды, являющиеся  открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов;

подпункт 9 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать канавы и трубы для стока воды, являющиеся открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с правовым подходом, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд считает необходимым его признать не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Информационный бюллетень муниципального образования  «Чердаклинское городское поселение Чердаклинского района Ульяновской области» (в силу части 4 статьи 44 Устава муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов в данном печатном издании).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила благоустройства территории муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 11 сентября 2020 года № 29, в следующей части:

подпункт 4 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать на прилегающей территории канавы и трубы для стока воды, являющиеся  открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов;

подпункт 9 пункта 3.3.4.2 в той мере, в которой он возлагает обязанность на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки очищать канавы и трубы для стока воды, являющиеся открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации, которые не являются собственностью собственников жилых домов.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Информационный бюллетень муниципального образования  «Чердаклинское городское поселение Чердаклинского района Ульяновской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 20 февраля 2023 года