УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0008-01-2022-001090-11
Судья Гельвер Е.В.
Дело 33-742/2023 (33-6192/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
7 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре
Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 10 ноября
2022 года по делу №2-1-489/2022, по которому постановлено:
исковые требования
Тумаева Георгия Дмитриевича удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обеспечить Тумаева Георгия
Дмитриевича благоустроенным жилым
помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения в г.Инза Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Тумаев Г.Д. обратился
в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства администрации муниципального
образования «Инзенский район» о возложении обязанности предоставить жилое
помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В исковом заявлении указал, что он относится к числу
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого
помещения не имеет.
Его одинокая мать *** С.П. решением Инзенского районного
суда Ульяновской области от 11.10.2018
лишена родительских прав.
В настоящее время он
фактически проживает в ***.
Он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области 27.02.2019, однако до
сегодняшнего дня жилое помещение ему не
предоставлено.
Просил суд обязать ответчиков обеспечить его
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.
Инза.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным и необоснованным. Министерством принимаются
последовательные и объективные меры для поэтапной ликвидации накопившейся
задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из
доведенного финансирования,
систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в
собственность Ульяновской области. Прорабатывается вопрос о выделении
дополнительного финансирования. Министерством принимаются все возможные меры по
реализации закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении
жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области». Для целей обеспечения истца специализированным
жилым помещением в разумный срок необходимо дополнительное целевое выделение
бюджетных лимитов. Финансовым органом
Ульяновской области, осуществляющим непосредственное составление и организацию
исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные
бюджетным законодательством Российской Федерации, является Министерство
финансов Ульяновской области.
В возражениях на апелляционную жалобу Тумаев Г.Д. просит решение суда оставить без
изменения.
В соответствии со
статьями 167, 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим
образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной
инстанции.
Изучив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из
материалов дела, Тумаев Г.Д., *** года рождения
относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его одинокая мать – *** С.П. решением Инзенского районного суда от
11.10.2018 лишена родительских прав (л.д. 22-27).
Постановлением
администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 23.11.2018 над истцом
установлено попечительство и он поставлен на учет, как лицо не имеющее
закрепленного жилья (л.д. 14-15).
Согласно уведомлению
Министерства семейно, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от
01.03.2019 Тумев Г.Д. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области 27.02.2019 (л.д. 10).
В
настоящее время Тумаев Г.Д.
зарегистрирован ***.
Согласно сведениям Единого государственного реестра
недвижимости Тумаев Г.Д. в собственности жилых помещений не
имеет (л.д. 56).
На момент рассмотрения дела жильём он не обеспечен,
доказательств обратному суду не представлено.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции,
руководствуясь положениями Федерального закона
от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской
области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на территории Ульяновской области» пришел к обоснованному выводу об
удовлетворении заявленного Тумаевым Г.Д. иска к Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской.
Доводы апелляционной жалобы
об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым помещением
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, не
могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено
право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую
Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской
Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение
ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные
органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими
самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением
субвенций из федерального бюджета).
В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым
смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от
05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие
закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном
учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех
видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами
исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже
установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в
соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются
государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов
Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей,
обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые
являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых
помещений (далее – Порядок) утвержден
постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П.
Согласно пункту 3 Порядка специализированные жилые
помещения по договорам найма специализированных жилых
помещений предоставляются в соответствии
со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению специализированными жилыми
помещениями (далее - список),
сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и
попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа
государственной власти Ульяновской области в области управления государственным
жилищным фондом Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).
Для предоставления специализированных жилых
помещений указанные граждане обращаются с
заявлением в письменной форме в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в
течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами принимает решение о
предоставлении им жилых
помещений по договору найма специализированного жилого
помещения в соответствии со списком,
сформированным органами опеки и попечительства.
Уполномоченный орган
уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому
предоставляется специализированное жилое
помещение, о принятом решении о
предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня
принятия соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для
оформления договора.
Договор найма специализированного жилого
помещения заключается в течение 15
рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого
помещения сроком на 5 лет и является основанием для вселения
указанных граждан в предоставленные жилые помещения.
Как установлено материалами дела и не оспаривается
ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к
правильному обоснованному выводу об удовлетворении требований Тумаева Г.Д.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Инзенского районного суда Ульяновской области от 10 ноября 2022 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
14.02.2023.