Печать
Закрыть окно
Судебный акт
ОБ УСТРАНЕНИИ нарушений законодательства
Документ от 07.02.2023, опубликован на сайте 21.02.2023 под номером 104679, 2-я гражданская, о возложении обязанности выполнить ряд мероприятий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-002664-16

Судья Земцова О.Б.                                            Дело №33а-680/2023 (33а-6129/2022)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   7 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,        

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службы исполнения наказаний на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 14 июля 2022 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 16 ноября 2022 года по делу №2а-1537/2022, по которому постановлено:

административный иск прокуратуры Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия:

- привести помещения камер №№ 101, 103-108, 110-113, 121-129, 301,302, 601-606, 702-704, 708, 801-807, 810, 904-910, коридоров постов №№ 3, 6, 12 и прогулочных двориков, карцеров №№ 2, 5-7, в соответствие с требованиями п.2.7 СП 2.1.3678-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44;

- разработать техническую документацию на системы противопожарной защиты (автоматические установки пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем; регламента технического обслуживания систем противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), а также обеспечить ее хранение в соответствии с требованиями п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479;

- разработать документацию, подтверждающую пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов, документации, подтверждающей показатели пожарной опасности материалов (пластиковых и деревянных панелей), примененных для отделки стен обеденного зала в столовой на 2 этаже здания штаба (административного здания), стен путей эвакуации в коридорах 1 и 2 этажей, а также обеспечить ее хранение в соответствии п.25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479;

- завести и обеспечить ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты с внесением в него информации о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, со средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, с огнезадерживающими устройствами, с воздуховодами системы вентиляции, с пожарными кранами внутреннего противопожарного водопровода и с первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в соответствии п.п. 30, 42, 43, 48, 50, 54 и 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479;

- выполнить установку устройства, обеспечивающего автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции в здания и помещения, оборудованные автоматической пожарной сигнализацией, в соответствии с требованиями ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 №1464;

- установить на противопожарные двери склада имущества, расположенного на 1 этаже режимного корпуса № 1, помещения горячего цеха в столовой, расположенного на 1 этаже режимного корпуса №2, устройства для самозакрывания в соответствии с требованиями ст. 88 Федерального закона 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, п.5.1.2 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 №288;

- пройти категорирование здания режимного корпуса №2 по взрывопожарной и пожарной опасности, определению класса зоны помещений складского назначения (склады, расположенные в подвале, а именно бывший карцер №2 и бывшая дизельная) с обозначением его категорий и классов зон на входной двери помещения с наружной стороны на видном месте и в случае их отнесения по взрывопожарной и пожарной опасности к категории «В1», «В2» или «ВЗ» выполнить заполнение дверного проема в противопожарной преграде, отделяющей помещения складского назначения от помещения общественного назначения (коридора), противопожарным способом с пределом огнестойкости не менее EI30 в соответствии с требованиями ст.88 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479;

- привести внутренний противопожарный водопровод на постах №№ 9, 12 режимного корпуса №2 в соответствие с требованиями ст.86 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.14.3.1 Свода правил СП 10.13130 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 №559;

- привести светильники, расположенные в коридоре поста №7, в камерах №№ 123, 802, 803 режимного корпуса №2, в коридорах поста №5, камерах №2, 101, 103-108, 110, 112, 113, коридоре филиала «Медицинская часть №8»         ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России (2 этаж режимного корпуса №1 на внутреннем посту №4 СИЗО-1) санитарной части, помещениях сборном отделения, боксах №№ 1-4 режимного корпуса №1; электропроводов в камерах №№ 123, 707, 807 и коридоре около камеры № 701 режимного корпуса № 2, камерах №№ 2, 103-106, 108, 113 и коридоре режимного корпуса №1 в соответствие с требованиями п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479.

Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России и Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области обязанность обеспечить необходимое финансирование ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для выполнения указанных мероприятий при отсутствии и (или) недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для их выполнения.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Мошкова А.Ю., представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Рабани Д.Г., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., не согласившейся с доводами апелляционных жалоб, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Ульяновкой области проверки установлено несоблюдение администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области названных требований законодательства.

В нарушение санитарно-эпидемиологических требований камеры №№ 101, 103-108, 110-113, 121-129, 301, 302, 601-606, 702-704, 708, 801-807, 810, 904-910, коридоры постов №№ 3, 6, 12, прогулочные дворики, карцеры №№ 2, 5-7, находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, в них отмечаются дефекты и повреждения покрытия стен (дефекты и повреждения штукатурки, краски, плитки на стенах), а также покрытий пола, признаки поражения стен грибком, следы протечек на стенах.

В нарушение требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области: на стенах задания следственного изолятора не обозначено направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты (автоматические установки пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, со средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, с огнезадерживающими устройствами, с воздуховодами системы вентиляции, с пожарными кранами внутреннего противопожарного водопровода и с первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

отсутствует устройство, обеспечивающее автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции в здания и помещения, оборудованные автоматической пожарной сигнализацией.

в здании штаба (административном здании) отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности материалов (пластиковых и деревянных панелей), примененных для отделки стен обеденного зала (вместимостью 20 посадочных мест) в столовой на 2 этаже, а также стен путей эвакуации (коридоров 1 и 2 этажей);

в здании режимного корпуса №1 СИЗО-1 противопожарная дверь склада имущества и противопожарная дверь помещения горячего цеха в столовой, расположенного на 1 этаже, не имеют устройства для самозакрывания; в здании режимного корпуса №2 СИЗО-1 не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, не определен класс зоны помещения складского назначения (склады, расположенные в подвале, а именно бывший карцер №2 и бывшая дизельная) с обозначением его категорий и классов зон на входной двери помещения с наружной стороны на видном месте, а в случае их отнесения по взрывопожарной и пожарной опасности к категории «В1», «В2» или «ВЗ» заполнение дверного проема в противопожарной преграде, отделяющей помещения складского назначения от помещения общественного назначения (коридор), выполнено не противопожарным способом с пределом огнестойкости менее EI30;

в коридоре поста №7, в камерах №№ 123, 802, 803 режимного корпуса №2 СИЗО-1; в коридорах поста №5, камерах №№ 2, 101, 103-108, 110, 112, 113, коридоре филиала «Медицинская часть №8» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, помещениях сборного отделения, боксах №№ 1-4 режимного корпуса №1 СИЗО-1 светильники эксплуатируются со снятым колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкциями; в камерах №№ 123, 707, 807 и коридоре около камеры №701 режимного корпуса №2; камерах №№ 2, 103-106, 108, 113 и коридоре режимного корпуса №1 СИЗО-1 допускается эксплуатация электропроводов с нарушениями изоляции;

на постах №№ 9, 12 режимного корпуса №2 СИЗО-1 внутренний противопожарный водопровод, ведущий к пожарным кранам, выполнен из пластиковых труб без сертификата их соответствия на пожаростойкость.

Прокуратурой области 28.03.2022 начальнику УФСИН России по Ульяновской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако до настоящего времени территориальным органом уголовно-исполнительной системы нарушения не устранены, ремонт в помещениях следственного изолятора не произведен, соблюдение требований пожарной безопасности не обеспечено.

Статьей 9 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подп. 6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и ее учреждений.

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом, утвержденным приказом ФСИН России от 31.03.2011 № 185, в соответствии с которым при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Прокурор просил возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по устранению перечисленных нарушений, а на ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области – по обеспечению необходимого финансирования ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для выполнения данных мероприятий при отсутствии и (или) недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для их выполнения.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Ульяновской области», ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, ГУ МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, предоставить СИЗО-1 разумный срок, не менее 12 месяцев, для выполнения мероприятий, указанных в решении со дня доведения соответствующего финансирования.

Полагает, что срок, установленный судом для устранения недостатков, является недостаточным, поскольку не учтена специфика функционирования учреждения в части приема и размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их количества в сравнении с лимитом наполняемости учреждения и объемом работ, которые необходимо выполнить. 

Указывает, что лимит наполнения следственного изолятора составляет 462 человека. Среднесписочная численность наполнения следственного изолятора подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными варьируется. Необходимость раздельного содержания транзитно-пересыльных лиц, подозреваемых, обвиняемых, создает постоянную потребность в камерных помещениях. Руководством СИЗО-1 было принято решение о выводе из эксплуатации внутренних постов №4 и №5 режимного корпуса №1, находящегося в аварийном состоянии, в которых было расположено 25 камерных помещений. Уменьшение количества камерных помещений повлекло за собой дефицит мест для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных и, соответственно, отсутствие возможности освобождения для ремонта хотя бы нескольких камерных помещений. Кроме того, в условиях недостаточного финансирования из федерального бюджета устранить все недостатки, указанные в решении суда, в пятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу не представляется возможным.

В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда изменить в части установленного срока для выполнения мероприятий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области и отменить в части удовлетворения административного иска к ФСИН России.

Указывает, что возлагая на следственный изолятор обязанность по выполнению необходимых мероприятий, судом осуществлено понуждение ФСИН России при отсутствии и (или) недостаточности у учреждения денежных средств для их выполнения, к выделению финансирования, что свидетельствует о вмешательстве в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и ограничивает право главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Установленный судом срок выполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области указанных в решении суда мероприятий не отвечает требованиям исполнимости судебного акта.

Прокуратурой Ульяновской области представлены возражения на апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, в которых административный истец просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (статья 2).

Обязанность соблюдения администрацией исправительного учреждения требований пожарной безопасности установлена Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными приказом ФСИН России от 30.03.2005 №214, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, другими нормативными актами.

Удовлетворяя уточненные требований прокурора Ульяновской области о возложении на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства в помещениях следственного изолятора, суд первой инстанции обоснованного исходил из доказанности выявленных прокуратурой нарушений, в числе которых: ненадлежащее санитарно-техническое состояние камер, карцеров, коридоров постов, прогулочных двориков; несоблюдение правил пожарной безопасности: отсутствие технической документации на системы противопожарной защиты, регламента технического обслуживания систем противопожарной защиты, документации, подтверждающей пределы огнестойкости и пожарной опасности строительных конструкций, журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, устройства, обеспечивающего автоматическое отключение при пожаре систем обменной вентиляции в здания и помещения; противопожарных дверей в помещениях; категорирования здания, ненадлежащего состояния внутреннего противопожарного водопровода на постах №№ 9,12, режимного корпуса №2, отсутствие светильников и электропроводов в ряде помещений.

Данные обстоятельства установлены в ходе проведенных прокуратурой проверок и не оспаривались административными ответчиками в ходе рассмотрения дела.

Невыполнение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области требований санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства свидетельствует о несоблюдении администрацией следственного изолятора ст.13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и нарушает права лиц, пребывающих в зданиях следственного изолятора.

Несогласие административных ответчиков в апелляционных жалобах с установленным судом в решении сроком для выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного и пожарного законодательства в помещениях следственного изолятора, не опровергает правильность принятого по делу решения и не влечет его отмену.

По делу установлено, что в период рассмотрения дела в суде администрацией следственного изолятора часть нарушений, заявленных прокурором в административном иске, была устранена, в связи с чем административным истцом были уточнены исковые требования. Согласно пояснениям представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, данным в суде апелляционной инстанции, административным ответчиком после принятия судом решения совершались действия, направленные на исполнение решения суда - произведен ремонт камер №№121-129 7-го поста, коридоров постов №№ 3 и 12, начат ремонт камер №№ 702-704, 708.

По состоянию на дату рассмотрения судебной коллегией настоящего административного дела, отсутствуют основания полагать, что предоставленный судом срок (5 месяцев) является недостаточным для выполнения административными ответчиками мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

Кроме того, административные ответчики при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решения суда в порядке ст.189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Доводы апелляционной жалобы ФСИН России о необоснованности возложения на ФСИН России обязанности по обеспечению необходимого финансирования ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для выполнения указанных судом мероприятий при недостаточности у следственного изолятора денежных средств для их выполнения, не могут быть признаны состоятельными в связи со следующим.

В соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.11 названого закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

В силу п.4 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет следующие полномочия, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; организацию бухгалтерского и статистического учета в уголовно-исполнительной системе; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Создание лицам, содержащимся в следственном изоляторе, условий содержания, соответствующих нормам конституционного права, федеральных законов, относится к компетенции ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области как территориального органа и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

В силу п.2.1 Устава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области целями деятельности учреждения являются создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов.

Исправительное учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, имеет свою структуру и штатное расписание, наделено статусом самостоятельного юридического лица, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.

Источниками финансирования деятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации              (п.5.8 Устава).

Деятельность ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, в том числе по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства при эксплуатации помещений следственного изолятора, в основном зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета, поскольку иных источников финансирования у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не имеется.

Пунктами 4.2, 4.3, 58, 5.12 Устава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области закреплено, что контроль за деятельностью учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества осуществляет ФСИН России.  УФСИН России по Ульяновской области осуществляет в отношении Учреждения доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль за использованием закрепленного за учреждением имущества. Источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области. В порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (том 1 л.д. 124-131).

Согласно ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Следовательно, для устранения выявленных прокурором нарушений действующего законодательства ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области имеет право на специально выделяемые из федерального бюджета денежные средства.

В соответствии с п.п. 1 и 7 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Принимая во внимание приведенные нормы права, а также то, что возложенная на ФКУ СИЗО-1 ФСИН России по Ульяновской области решением суда обязанность по устранению в зданиях и помещениях следственного изолятора нарушений санитарного и пожарного законодательства требует проведения большого объема работ, которые в свою очередь необходимо обеспечить надлежащим финансированием со стороны главного распорядителя средств федерального бюджета, суд правомерно возложил обязанность на ФСИН России ФКУ обеспечить необходимое финансирование ФКУ СИЗО-1 ФСИН России по Ульяновской области данных мероприятий в случае недостаточности у следственного изолятора денежных средств для их выполнения.

Довод ФСИН России в апелляционной жалобе о том, что решение в оспариваемой части является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и ограничивает право главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку решение суда в данной части соответствует требованиям ст. 296 ГК РФ и п.7 ст.161 БК РФ. Кроме того следует учитывать, что судом не устанавливался ни объем работ, подлежащих финансированию, ни объем бюджетных средств, подлежащих выделению на эти цели, то есть, права ФСИН России по решению данных вопросов ничем не ограничены.

Принятое по делу решение является по существу правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, верно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 14 июля 2022 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.02.2023.