Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 14.02.2023, опубликован на сайте 21.02.2023 под номером 104655, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                              73RS0001-01-2022-006033-06

Дело № 33-909/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              14 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 октября 2022 года с учетом определения судьи того же суда от 15 декабря 2022 года об исправлении описки по гражданскому делу № 2-4446/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Епифанова Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области  удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по Ульяновской области Российской Федерации учесть Епифанову Владимиру Николаевичу величину страховых взносов за период с 2002г. по 2008г. (на дату назначения пенсии) с учётом индексации в размере 57 353 руб. 58 коп.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области  в пользу Епифанова Владимира Николаевича в возмещение расходов на оплату услуг представителя 5 000 руб.

В остальном в удовлетворении требований Епифанова Владимира Николаевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Епифанов В.Н. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области), (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерациипо Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии.

Требования мотивированы тем, что при расчёте ему размера пенсии ответчик не учёл уплаченные работодателями истца за период с 01.01.2002 по 01.01.2009 страховые взносы, неверно произвёл индексацию страховых взносов. Без учёта индексации сумма взносов составляет 42 809 руб. 65 коп., с учётом индексации – 57 353 руб. 47 коп. Соответственно ответчик ошибочно определил расчётный пенсионный капитал, индивидуальный пенсионного капитал и размер пенсии. В результате размер пенсии занижен на 64 руб. 36 коп.

С учетом изложенного, Епифанов В.Н. просил суд возложить на ответчика обязанность произвести с 01.01.2009 перерасчёт страховой пенсии с учётом уплаченных работодателями истца за период с 01.01.2002 по 01.01.2009 страховых взносов (с учётом индексации), взыскать с ответчика в счёт возмещения расходов на оплату услуг представителя 45 600 руб.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку удовлетворил требования об учете Епифанову В.Н. величины страховых взносов за период с 2002 по 2008 годы с учетом индексации 57 353 руб. 58 коп., которые истец не заявлял. Отмечает, что судом не учтено, что  расхождение на 11 копеек в расчете суммы РПК по выписке из индивидуального лицевого счета не влияет на размер пенсии истца. Даже если учесть размер РПК с учетом индексации в сумме 57 353 руб. 58 коп, это не влияет ни на размер пенсии с 01.01.2009, ни на размер ИПК с 01.01.2015. Вывод суда о том, что указание на индивидуальный лицевой счет пенсионера величины РПК в меньшем размере на 11 коп. затрагивает права пенсионера и при последующем поступлении страховых взносов может повлиять на размер страховой части пенсии, носит предположительный характер и не соответствует действующему законодательству. В соответствии с.п.24 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях» средства, отраженные в общей части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете и корректировке соответствующей части трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.3-5, 8,9 ст.17, пп 4,5 ст.17.1 и пп 4,5 ст.17.2 настоящего Федерального закона и при индексации расчетного пенсионного капитала, предусмотренной п.11, ст.30 настоящего закона. Отмечает, что указанная информация на ИЛС истца полностью соответствует норме п.24.ст.14 указанного выше закона. Просит учесть, что суд, удовлетворяя исковые требования, фактически обязывает в дальнейшем учитывать страховые взносы, уже учтенные в размере назначенной пенсии и индексировать их, а не саму пенсию. Суд также необоснованно взыскал с ответчика судебные расходы, размер которых явно несоразмерен заявленным требованиям.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Епифанов В.Н. с 01.01.2009 является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ему в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), а с 01.01.2015 – страховой пенсии по старости.

Епифанов В.Н. обратился в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

Письмом от 3 июня 2022 года пенсионный орган уведомил истца о том, что расчет размера пенсии был произведен ему в соответствии с действующим законодательством по наиболее выгодному варианту (л.д. 13-15).

Полагая, что расчет размера его пенсии был произведен ответчиком неверно, а также, что имеются основания для перерасчета пенсии, Епифанов В.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, возложив на ответчика обязанность учесть Епифанову В.Н. величину страховых взносов за период с 2002г. по 2008г. (на дату назначения пенсии) с учётом индексации в размере 57 353 руб. 58 коп.

Между тем, судом не было учтено следующее.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии до 1 января 2015 года были установлены Федеральным законом № 173-ФЗ, пунктом 19 части 1 статьи 27 которого было предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста

Статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ было определено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» для целей этого федерального закона дано понятие установления страховой пенсии, как назначения страховой пенсии, перерасчета и корректировки ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой.

Статьей 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в соответствии с этим федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности и страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в части 1 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В силу пункта 2 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 № 407 (далее - Правила), расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее именуется - Фонд), а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется страховщиком – Фондом (пункт 3 Правил).

Страховые взносы, поступившие в Фонд на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются в расчетном пенсионном капитале нарастающим итогом (пункт 4 Правил).

В составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии. Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили (пункт 6 Правил).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 1-П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 1-П).

Материалами дела подтверждено, что при назначении пенсии Епифанову В.Н. ответчиком были учтены: общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2002 продолжительностью 31 год 10 месяцев 14 дней; 20 полных года работы в «советское» время до 01.01.1991 в целях повышения (валоризации) пенсии (коэффициент валоризации составляет 30% - базовые 10% и сверх того по 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991); среднемесячный заработок за период работы с января 1979 г. по декабрь 1983 г., в размере 425 руб. 87 коп.; страховые взносы, начисленные работодателями истца на его заработную плату как за периоды работы с 01.01.2002 по 31.12.2008 и отраженные на его индивидуальном лицевом счете.

С 01.01.2015 все пенсионные права Епифанова В.Н., учтенные при назначении пенсии, были преобразованы в ИПК, который составил 103,28 (6620 руб. 25 коп. / 64 руб. 10 коп., где 6620 руб. 25 коп. - размер страховой части истца по состоянию на 31.12.2014 (за исключением фиксированного базового размера), 64 руб. 10 коп. - стоимость одного ИПК на 01.01.2015).

В дальнейшем размер пенсии Епифанова В.Н. увеличивался в связи с увеличением суммы страховых взносов при ежегодном беззаявительном перерасчете страховой части пенсии.

При этом вопреки доводам истца, с которыми согласился суд первой инстанции, расхождение в размере РПК, рассчитанном за 2002 – 2008 гг., на 11 копеек по сведениям на индивидуального лицевого счета Епифанова В.Н. и в соответствии с расчетом истца, произведенным исходя из индексации на коэффициенты индексации РПК, на пенсионные права истца не повлияло.

Так, даже при учете указанной разницы в размере страховой части по состоянию на 31.12.2014, размер его ИПК, исходя из которого ему производится расчет страховой пенсии с 01.01.2015, останется неизменным 103,28 (6620 руб. 36 коп. / 64 руб. 10 коп. = 103,28).

Более того, само расхождения в расчете на 11 копеек вызвано заложенным в алгоритме расчета размер РПК при формировании выписки из индивидуального лицевого счета округлением промежуточных результатов при последовательном увеличении сумм начисленных страховых взносов на каждый коэффициент индексации, что не мо;ет расцениваться как нарушение порядка расчета расчетного пенсионного капитала.

В силу изложенного, решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 октября 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, с учетом результатов рассмотрения дела, оснований для взыскания в пользу Епифанова В.Н. судебных расходов не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 октября 2022 года с учетом определения судьи того же суда от 15 декабря 2022 года об исправлении описки отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Епифанова Владимира Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии, взыскании судебных расходов отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.02.2023