УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-006129-09
Судья Анциферова Н.Л.
Дело № 33-665/2023 (33-6114/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
7 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.,
при секретаре Курановой
Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 12 октября 2022 года по делу № 2-4496/2022, по
которому постановлено:
исковые
требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в
интересах несовершеннолетнего ***, к Министерству здравоохранения Ульяновской
области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных
препаратов, удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу *** в лице его законного представителя Оренбургской Натальи Юрьевны в
возмещение средств, затраченных на приобретение медицинских изделий,
87 953 руб. 10 коп.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Абрамовой
(Оренбургской) Н.Ю., прокурора Макейкиной Е.В., полагавших решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Засвияжского района г.Ульяновска в интересах
несовершеннолетнего *** обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения
Ульяновской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских
изделий. В обоснование иска указал, что *** является ребенком-инвалидом,
включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной
медицинской помощи и набора социальных услуг. Ребенок-инвалид страдает ***, в
связи с чем наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Детская
городская клиническая больница г.Ульяновска» (далее – ГУЗ ДГКБ г. Ульяновска). Согласно
выписному эпикризу из истории болезни № 12821/С2021 ФГБУ «Национальный
медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства
здравоохранения Ульяновской области от 21 сентября 2021 года несовершеннолетний
имеет жалобы на ***. В указанной *** имеется дополнительная функция ***,
которая может использоваться для контроля показателей ***. Для непрерывного ***
применяется ***. Решением врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая
больница г.Ульяновска» от 25 октября 2021 года № 161 подтверждена необходимость
применения ***. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 апреля
2022 года удовлетворены исковые требования прокурора в интересах *** к ГУЗ
«Детская городская клиническая больница г.Ульяновска», Министерству здравоохранения
Ульяновской области об обязании выписывать и обеспечивать льготные рецепты на
изделия медицинского назначения ***. В результате бездействия ответчика в
период с мая 2021 года по июнь 2022 года Оренбургская Н.Ю. вынуждена была
самостоятельно за свой счет приобретать ***. Всего Оренбургской (Абрамовой) Н.Ю.
затрачены денежные средства в сумме 87 953 руб. 10 коп. Просил взыскать с
Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу *** в лице его
законного представителя Оренбургской Н.Ю. в возмещение средств, затраченных на
приобретение медицинских изделий, 87 953 руб. 10 коп.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ
«Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» и, рассмотрев спор по существу,
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим
отмене. В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время *** не включены
на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Обращает внимание, что
льготные категории граждан, в том числе дети, обеспечиваются медицинскими
изделиями в соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 20018 года № 3053-р, который включает в себя ***. Обращает
внимание, что использование ***. Просит учесть, что
целесообразность применения *** в клинических рекомендациях отражена только при
определенных условиях. Не соглашается с выводом суда о том, что льготные
категории граждан подлежат обеспечению бесплатно всеми медицинскими изделиями. Препараты
и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской
Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Закупка спорных
медицинских изделий, которые не включены ни в один льготный перечень, приведет
к нарушению Министерством положений бюджетного законодательства.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
несовершеннолетний *** года рождения, является ребенком-инвалидом, *** (л.д. 6).
Оренбургская (Абрамова) Н.Ю. является матерью
несовершеннолетнего ***
Согласно выписке из медицинской карты федерального
государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский
исследовательский центр эндокринологии» несовершеннолетний *** находился на
стационарном лечении с 15 по 22 сентября 2021 года с диагнозом: ***.
В заключении врачами указанного выше учреждения указано, что
в *** имеется дополнительная функция ***, которая может использоваться для
контроля показателей ***. При этом подача *** может осуществляться как с
функцией ***, так и без нее, в этом случае определение *** может проводиться с
использованием ***. Для *** применяется ***
Врачебной комиссией № 161 от 25 октября 2021 года ГУЗ «ДГКБ г.
Ульяновска» в отношении несовершеннолетнего *** принято решение: с учетом
результатов обследования, тяжести и характера заболевания, рекомендации
врачей-специалистов, рекомендаций ФГБУ «Национальный медицинский
исследовательский центр эндокринологии», согласно стандартам медицинской
помощи, при условии включения непрерывного мониторинга гликемии в Перечень
медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при
предоставлении набора социальных услуг, распоряжение Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, возможно обеспечение: ***
В выписном эпикризе в отношении *** из истории болезни федерального
государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский
исследовательский центр эндокринологии» в анамнезе заболевания указано, что
используется *** (л.д. 28).
Вступившим в законную силу 11 октября 2022 года решением
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 апреля 2022 года возложена
обязанность: на ГУЗ ДГКБ г. Ульяновска - выписать несовершеннолетнему *** медицинские
изделия – ***; а на Министерство здравоохранения Ульяновской области - бесплатно
обеспечивать несовершеннолетнего *** на основании выписанных рецептов указанными
медицинскими изделиями.
Материалами дела подтверждено, что законный представитель
несовершеннолетнего приобретала указанные выше медицинские изделия за свой счет
в связи с чем понесла расходы на общую сумму 87 953,10 руб. (л.д. 65-81).
Ссылаясь на то, что ребенок-инвалид не был обеспечен
бесплатно медицинскими изделиями, в связи с чем его законный представитель
понесла расходы на их приобретение, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Согласно
части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений (часть 1
статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким
образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее
человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция
Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей,
гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым
нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья
граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»).
В
силу статьи 4
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе
которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных
с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья.
Источниками
финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства
обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан,
средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные
пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации
источники (статья 82
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
К
числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на
медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в
соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и
иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского
страхования (часть 2
статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Статьей 29
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности,
организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»).
Медицинскими
изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование,
материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в
сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми
для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное
обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики,
лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма
человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения,
изменения анатомической структуры или физиологических функций организма,
предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых
не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или
метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут
признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному
назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг
друга (ч. 1 ст. 38
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
Согласно
части 1
статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями,
и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,
оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в
соответствующих медицинских организациях.
Статьей 10 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что доступность и качество медицинской помощи
обеспечивается в том числе применением порядков
оказания медицинской помощи, клинических
рекомендаций и стандартов
медицинской помощи.
Статьей 37 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что
медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках
клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с положением
об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое
утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в
соответствии с порядками
оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской
Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических
рекомендаций; с учетом стандартов
медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти (часть 1).
Согласно
ч. 14 ст. 37 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стандарт медицинской
помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и
утвержденных в соответствии с данной статьей, в порядке,
установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и
включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности
применения: медицинских услуг, включенных в номенклатуру
медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации
лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией
по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по
анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной
организацией здравоохранения; медицинских изделий, имплантируемых в организм
человека; компонентов крови; видов лечебного питания, включая
специализированные продукты лечебного питания; иного исходя из особенностей
заболевания (состояния).
В
соответствии с ч. 14.1 ст. 37 Федерального
закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в
стандарты медицинской помощи детям и клинические рекомендации допускается
включение зарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного
препарата, применяемого в соответствии с показателями (характеристиками)
лекарственного препарата, не указанными в инструкции по его применению, в
случае соответствия такого лекарственного препарата требованиям, установленным
Правительством Российской Федерации. Перечень
заболеваний или состояний (групп заболеваний или состояний), при которых
допускается применение лекарственного препарата в соответствии с показателями
(характеристиками) лекарственного препарата, не указанными в инструкции по его
применению, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В
соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального
закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и
специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий
стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической
рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний
(индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной
комиссии. Действие данного требования может быть изменено в отношении
медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников
экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с
программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций,
утверждаемой в соответствии с Федеральным законом
от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере
цифровых инноваций в Российской Федерации».
Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 года № 22н
утвержден стандарт
медицинской помощи детям при ***, который предусматривает в отношении детей
исследование ***.
Перечень
социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность
для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого
уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения
продолжительности жизни заболевших (часть 2
статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены Перечень
социально значимых заболеваний и Перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень
социально значимых заболеваний включен, в том числе, ***
В
соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября
2019 года № 2406-р в Перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского
применения, входят препараты для лечения ***.
Из
приведенных нормативных положений законодательства в их системной взаимосвязи
следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации
является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение
реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового
обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства
обязательного медицинского страхования.
Действительно,
как указано в апелляционной жалобе, медицинские изделия для осуществления
метода непрерывного мониторинга глюкозы не включены в Перечень
медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при
предоставлении набора социальных услуг (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р «Об утверждении перечней медицинских
изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в
рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при
предоставлении набора социальных услуг»).
Вместе
с тем, врачебной комиссией в отношении несовершеннолетнего *** было принято
решение о нуждаемости его в спорных медицинских изделиях.
Учитывая,
что нуждаемость ребенка-инвалида в спорных медицинских изделиях установлена
заключением врачебной комиссии, *** предусмотрено стандартом
медицинской помощи детям при ***, и спорными медицинскими изделиями
ребенок-инвалид не обеспечивался, суд первой инстанции обоснованно пришел к
выводу об удовлетворении требований прокурора.
По
общему правилу, установленному ст. 15 Гражданского кодекса Российской
Федерации, лицо, право которого
нарушено, может требовать полного
возмещения причиненных
ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в
меньшем размере.
Под
убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или
должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или
повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы,
которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы
его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15).
Доводы
апелляционной жалобы о нарушении бюджетного законодательства в случае закупки
спорных медицинских изделий несостоятельны.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года №25/565-П утверждено
Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, согласно п. 1.1
которого Министерство здравоохранения Ульяновской области является
исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории
Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья и в силу
п. 2.1 реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями
бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к
группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения» (подп. 20); организует обеспечение граждан
лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания
для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению
продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый
Правительством Российской Федерации (подп. 21).
Таким
образом, именно на Министерство здравоохранения в Ульяновской области возложена
обязанность по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями
льготных категорий граждан.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 октября 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.02.2023.