Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 31.01.2023, опубликован на сайте 15.02.2023 под номером 104609, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                 73RS0001-01-2022-006309-51

Дело № 33-555/2023 (33-5998/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 31 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 октября 2022 года, с учетом определения судьи того же суда от 15 ноября 2022 года об исправлении описки по гражданскому делу № 2-4550/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского  района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней Ж*** Е*** А*** удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать несовершеннолетней Ж*** Е*** А***2015 года рождения,  льготные рецепты на обеспечение *** 

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать несовершеннолетнюю Ж*** Е*** А***.2015 года рождения, на основании выписанных рецептов медицинским изделием - *** в количестве, рекомендованным  уполномоченной медицинской организацией.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора Данилова Е.В. и законного представителя несовершеннолетней Ж*** Е.А. – Жарковой М.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского  района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней Ж*** Е.А. обратился в суд с иском  к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» (далее также - ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска») о возложении обязанности выписывать рецепты, об обеспечении медицинскими изделиями.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что несовершеннолетняя Ж*** Е.А. является *** ей поставлен диагноз: ***.

Приказом  Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.01.2021 №22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при *** (диагностика и лечение), распространяющийся, в том числе,  на поставленный диагноз Ж***  Е.А.

Как следует из письма ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» врачебная комиссия по вопросу назначения *** Ж*** М.А. не проводилась в связи отсутствием данного медицинского изделия в Перечне, а не отсутствием медицинских показаний.

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение Ж*** М.А. ***, не были приняты, льготные рецепты на получение указанной *** ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» не выписываются. 

Отмечает, что отсутствие решения врачебной комиссии не может умалять право *** с диагнозом ***  на бесплатное обеспечение необходимым медицинским изделием.

Просил суд обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать Ж*** Е.А., ***.2015 года рождения, льготные рецепты на обеспечение *** обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Ж*** Е.А. *** в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев данный спор по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что система непрерывного мониторирования гликемии является дополнительной функцией в инсулиновой помпе, при использовании для удобства родителей несовершеннолетней, но не заменяет тест-полоски и не является жизненно важным, включенным в перечень медицинских изделий Стандартов медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, утвержденных Приказом Минздрава России от 22.01.2021 №22н. Соответственно ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» не может выписывать льготный рецепт на обеспечение данным медицинским изделием.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения  Ульяновской области просит решение суда отменить.

Считает, что решением суда нарушены права и законные интересы Министерства.

Указывает, что данная система не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень, в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 №804н. Услуга по обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена. Медицинскими изделиями льготные категории граждан, в том числе дети, обеспечиваются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р, в утвержденный перечень медицинских изделий данная система не включена. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счёт. Закупка данного медицинского изделия, не включенного ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством  Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобах (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Ж*** Е.А., ***2015 года рождения, является инвалидом категория *** страдает заболеванием ***

Из выписного эпикриза ГУЗ «УОДКБ им. Ю.Ф. Горячева» от 06.09.2019 следует, что Ж*** Е.А. рекомендован постоянный контроль *** (л.д. 12-16).

Допрошенная в суде первой инстанции свидетель Д*** А.С., являющаяся врачом-эндокринологом, пояснила, что наблюдает за состоянием  здоровья несовершеннолетней Ж***  Е.А. с октября 2020 года. Врач не может производить выписку истцу *** в крови!%, поскольку данная система не включена ни в один льготный перечень. Вместе с тем, ребенок нуждается в постоянном контроле над ***, а *** упрощает его, она лучше, чем тест-полоски.

Нуждаемость Ж*** Е.А. в *** в ходе рассмотрения дела сторонами также не оспаривалась.

Как следует из материалов дела, на период рассмотрения дела в суде первой инстанции Ж*** Е.А. медицинскими изделиями *** на постоянной основе не обеспечивалась.

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (сахарный диабет) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» обязанности выписывать Ж*** Е.А. рецепты на обеспечение *** а на Министерство здравоохранения Ульяновской области – бесплатно обеспечивать ее указанными медицинскими изделиями.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Нуждаемость Ж*** Е.А. в применении *** подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами и свидетельскими показаниями лечащего врача.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения Ж*** Е.А. необходимыми ей медицинскими изделиями следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что обеспечение истца указанными медицинскими изделиями за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, о котором ставится вопрос в иске прокурора, предусмотрено Стандартом медицинской помощи детям при *** (диагностика и лечение), утвержденным приказом Минздрава России от 22.01.2021 № 22н (п.2.2 Стандарта).

Метод непрерывного мониторирования глюкозы в крови также предусмотрен Клиническими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации по лечению сахарного диабета 1 типа

Поскольку *** является средством диагностики при непрерывном мониторировании *** судебная коллегия приходит к выводу, что данные медицинские изделия могут быть выписаны истцу с учетом ее нуждаемости в непрерывном мониторинге уровня глюкозы.

Судебная коллегия отмечает, что обеспечение ребенка-инвалида необходимой ему по жизненным показаниям системой непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови не может ставиться в зависимость от включения указанного вида медицинского изделия в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который ссылаются авторы апелляционных жалобы, поскольку иное толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией права ребенка-инвалида на охрану его здоровья.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия                

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 октября 2022 года, с учетом определения того же суда от 15 ноября 2022 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области, Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.02.2023.