Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание денежных средств за медицинские изделия
Документ от 24.01.2023, опубликован на сайте 13.02.2023 под номером 104524, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-005420-02

Судья Бирюкова О.В.                                                        Дело № 397/2023 (33-5831/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     24 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 сентября 2022 года по делу № 2-3850/2022, по которому постановлено: 

 

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего *** - Старостиной Ольги Валерьевны денежные средства в размере 26 940 руб., затраченные на приобретение *** для несовершеннолетнего *** за период с 23.03.2022 по 15.06.2022.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего ***  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата. В обоснование иска указал, что *** является ребенком – инвалидом, ему поставлен диагноз: ***. Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» №26/146 от 03.03.2022 принято решение о нуждаемости *** в применении ***. Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 22.04.2022 на Министерство возложена обязанность бесплатно обеспечивать *** ***. До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение *** ***, не приняты. *** приобретаются матерью ребенка самостоятельно. Просил взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего *** -    Старостиной О.В. денежные средства в размере 26 940 руб., затраченные на приобретение *** для несовершеннолетнего *** за период с 23.03.2022 по 15.06.2022.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время *** не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Обращает внимание, что медицинскими изделиями льготные категории граждан, в том числе дети, обеспечиваются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, согласно которому средствами диагностики являются ***. Просит учесть, что использование *** не исключает применение ***. Целесообразность применения *** в клинических рекомендациях отражена только при определенных условиях. Полагает, что препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Закупка спорного медицинского изделия, который не включен ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством положений бюджетного законодательства о целевом расходовании средств.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием «***» (л.д. 15-16).

Матерью несовершеннолетнего *** является Старостина О.В.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 22.04.2022 по иску прокурора в интересах *** на ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» возложена обязанность выписывать *** льготные рецепты на обеспечение *** на Министерство здравоохранения – обязанность на основании выписанных рецептов обеспечивать *** *** в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией (л.д. 34-36).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 26.07.2022 решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 22.04.2022 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения (л.д. 37-40).

Материалами дела подтверждено, что *** несовершеннолетний *** не обеспечивался, в связи с чем его законный представитель – мать Старостина О.В. приобретала указанные медицинские изделия за счет собственных средств, в связи с чем понесла расходы на общую сумму 26 940 руб. (л.д. 8-13).

Ссылаясь на нарушение прав ребенка-инвалида, страдающего заболеванием «***», на обеспечение необходимыми медицинскими изделиями, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, ***

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения ***.

Из приведенных нормативных положений законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Медицинские изделия для осуществления метода *** не включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг».

Вместе с тем, нуждаемость *** в спорных медицинских изделиях подтверждена заключением врачебной комиссии и решением суда, которым также на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность по обеспечению несовершеннолетнего медицинскими изделиями и которое в силу ч. 2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для исполнения.  

Таким образом, спорные медицинские изделия должны быть предоставлены несовершеннолетнему *** бесплатно.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на законе и материалах дела, противоречат вступившему в законную силу решению суда, в связи с чем не могут служить поводом для отмены судебного решения.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку несовершеннолетний *** не обеспечивался бесплатно необходимыми медицинскими изделиями, его мать понесла расходы на самостоятельное приобретение таких изделий, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области понесенных расходов в пользу законного представителя несовершеннолетнего.

Доводы жалобы о нарушении Министерством норм бюджетного законодательства в случае закупки спорных медицинских изделий судебной коллегией отклоняются.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, согласно п. 1.1 которого Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья, и в силу п. 2.1 реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (подп. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (подп. 21).

Таким образом, именно на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность по обеспечению инвалидов, к числу которых относится несовершеннолетний *** медицинскими изделиями.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  30.01.2023.