Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Восстановление на учете нуждающихся
Документ от 24.01.2023, опубликован на сайте 13.02.2023 под номером 104523, 2-я гражданская, об обязании включить в список очередников на получение жилищного сертификата и выдать сертификат, ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-004768-18

Судья Сизов И.А.                                                         Дело № 33-112/2023 (33-5507/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  24 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н.,  Богомолова С.В.,

при секретаре  Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Шуркина Валерия Николаевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 августа 2022 года по делу № 2-3833/2022, которым  постановлено:

 

в удовлетворения иска Шуркина Валерия Николаевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать сертификат на получение (приобретение) жилого помещения - отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Шуркина В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области  Инкиной О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

установила:

 

Шуркин В.Н. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее – УМВД России по Ульяновской области) о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать сертификат на получение (приобретение) жилого помещения. В обоснование иска указал, что он является ветераном боевых действий в связи со службой в Республике *** в период прохождения службы в органах милиции, в *** отделе милиции Ульяновской области, а также в *** РОВД. Ему положен жилищный сертификат на приобретение жилого помещения, однако без судебного решения этот сертификат он получить не может, хотя неоднократно  обращался в органы МВД России за разрешением данного вопроса. После возвращения из района боевых действий, в период исполнения обязанностей в *** РОВД Ульяновской области он в соответствии с ранее действовавшим законодательством обращался в УМВД России по Ульяновской области по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Он подавал документы в *** РОВД Ульяновской области о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а из *** РОВД его отправили в УМВД России по Ульяновской области, где он сдал документы и был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени ему не выдали ни сертификат, ни денежную компенсацию. Просил суд признать незаконным отказ УМВД России  по Ульяновской области в  выдаче сертификата на получение (приобретение) жилого помещения, обязать УМВД России по Ульяновской области выдать ему сертификат на получение (приобретение) жилого помещения, как участнику боевых действий.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МВД России и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шуркин В.Н. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что не был извещен о рассмотрении дела, не получал ни судебное извещение, ни определение суда. Полагает, что суд нарушил его право на судебную защиту, лишил его возможности участвовать в судебном заседании и представлять доказательства, давать объяснения по существу заявленного иска. Указывает, что он располагает доказательствами, подтверждающими факт его постановки на учет нуждающихся.

В возражениях на жалобу УМВД России  по Ульяновской области  просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании определения суда от 11 января 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Из материалов дела следует, что судебное заседание по делу было назначено на 3 августа 2022 года, о чем в адрес лиц, участвующих в деле, в том числе истца, судом были направлены извещения.

Судебные извещения, направленные истцу по адресам: ***, были возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения» (л.д.54-57).

Как следует из протокола судебного заседания от 3-9 августа 2022 года, 3 августа 2022 года в судебном заседании был объявлен перерыв на 9 августа 2022 года в 14-00 час. в связи с неявкой истца (л.д. 68-71).

Однако, в материалах дела отсутствуют сведения об извещении Шуркина В.Н. о судебном заседании 9 августа 2022 года.

Изложенные обстоятельства указывают, что Шуркин В.Н. не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что в силу приведенных выше положений ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

Разрешая по существу исковые требования Шуркина В.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Шуркин В.Н. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Приказом Следственного управления УМВД России по Ульяновской области от 25 декабря 2013 года № 54л/с Шуркин В.Н. уволен 25 декабря 2013 года из органов внутренних дел по п. 8 ч. 2 ст. 82 (по состоянию здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограничении годности к службе в органах внутренних дел и невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе) Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д.51).

Как указано в данном приказе, общий трудовой стаж Шуркина В.Н. по состоянию на 25 декабря 2013 года составляет 27 лет 6 месяцев 12 дней, из них служба – 15 лет 1 месяц 28 дней.

Согласно справке УМВД России по Ульяновской области от 3 августа 2022 года (л.д. 52) Шуркин В.Н. является пенсионером МВД России; занимаемая должность – *** ОМВД РФ по *** району.

В соответствии с удостоверением серии ***, выданным УМВД России по Ульяновской области 11 июля 2012 года, Шуркин В.Н. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 9).

Материалами дела подтверждено, что Шуркин В.Н. зарегистрирован по адресу: *** общей площадью 52 кв.м (л.д. 11).

Шуркин В.Н., настаивая на том, что ему было незаконно отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, обратился в суд с настоящим иском.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от 19 июля 2021 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ).

Частью 1 ст. 6 Федерального закона № 247-ФЗ установлено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в данной части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 данной статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 данного Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статьей 4 Федерального закона № 247-ФЗ установлено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5); проживает в общежитии (пункт 6); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила № 153).

Пунктом 1 Правил № 153 определено, что они устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно п. 5 Правил № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном данными Правилами, имеют  граждане Российской Федерации, в том числе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники; граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Пунктом 19 Правил № 153 установлено, что для участия в ведомственной программе граждане, указанные в пункте 5 данных Правил, подают соответственно в организации, учреждения федеральных органов, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной программе с приложением перечисленных в данном пункте документов.

Из приведенных выше положений закона следует, что право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, получение государственного сертификата, а равно единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения имеют сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы, которые в период службы были приняты на учет нуждающихся и являлись таковыми.

Материалами дела подтверждено, что в период службы Шуркин В.Н. на учете в качестве нуждающегося в органе, где проходил службу, не состоял.

Из пояснений Шуркина В.Н. в суде апелляционной инстанции следует, что впервые с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении истец обратился в августе 2015 года, то есть после увольнения со службы.

В период службы истец находился в зарегистрированном браке с Шуркиной Н.В. (с 21 февраля 1998 года), проживал в жилом помещении по месту регистрации по адресу: ***, собственником которого является Шуркина Н.В. (л.д. 11, 12).

Брак истца с Шуркиной Н.В. прекращен 6 марта 2015 года на основании решения мирового судьи судебного участка Радищевского района Радищевского судебного района Ульяновской области от 5 февраля 2015 года (л.д. 7).

Поскольку в период службы истец не обращался к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся, таковым не признавался, оснований для удовлетворения исковых требований Шуркина В.Н. не имеется.

Таким образом, с учетом допущенных судом нарушений норм процессуального права решение суда подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым в удовлетворения иска Шуркина В.Н. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать сертификат на получение (приобретение) жилого помещения отказать.

Руководствуясь частями 4, 5 статьи 330, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 августа 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворения иска Шуркина Валерия Николаевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать сертификат на получение (приобретение) жилого помещения отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  30.01.2023.