УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-004768-18
Судья Сизов И.А. Дело № 33-112/2023
(33-5507/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 24
января 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Богомолова С.В.,
при секретаре Абдрахмановой
Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Шуркина
Валерия Николаевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9
августа 2022 года по делу № 2-3833/2022, которым постановлено:
в
удовлетворения иска Шуркина Валерия Николаевича к Управлению Министерства
внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о признании отказа
незаконным, возложении обязанности выдать сертификат на получение
(приобретение) жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Шуркина
В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления
Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области Инкиной О.А., полагавшей решение суда законным
и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Шуркин В.Н.
обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Ульяновской области (далее – УМВД России по Ульяновской области) о
признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать сертификат на
получение (приобретение) жилого помещения. В обоснование иска указал, что он является ветераном боевых действий в
связи со службой в Республике *** в период прохождения службы в органах
милиции, в *** отделе милиции Ульяновской области, а также в *** РОВД. Ему
положен жилищный сертификат на приобретение жилого помещения, однако без
судебного решения этот сертификат он получить не может, хотя неоднократно обращался в органы МВД России за разрешением
данного вопроса. После возвращения из района боевых действий, в период
исполнения обязанностей в *** РОВД Ульяновской области он в соответствии с ранее
действовавшим законодательством обращался в УМВД России по Ульяновской области
по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных
условий. Он подавал документы в *** РОВД Ульяновской области о принятии его на
учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а из *** РОВД его отправили в
УМВД России по Ульяновской области, где он сдал документы и был принят на учет
в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени ему не выдали
ни сертификат, ни денежную компенсацию. Просил суд признать незаконным отказ
УМВД России по Ульяновской области
в выдаче сертификата на получение
(приобретение) жилого помещения, обязать УМВД России по Ульяновской области
выдать ему сертификат на получение (приобретение) жилого помещения, как участнику
боевых действий.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МВД России и, рассмотрев спор по
существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шуркин В.Н. считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что не был
извещен о рассмотрении дела, не получал ни судебное извещение, ни определение суда.
Полагает, что суд нарушил его право на судебную защиту, лишил его возможности
участвовать в судебном заседании и представлять доказательства, давать
объяснения по существу заявленного иска. Указывает, что он располагает
доказательствами, подтверждающими факт его постановки на учет нуждающихся.
В возражениях на жалобу УМВД России по Ульяновской
области просит решение суда
оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании определения суда от 11 января 2023 года
судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде
первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в
любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц,
участвующих в деле и не извещенных надлежащим
образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно
ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при
наличии оснований, предусмотренных частью
четвертой данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает
дело по правилам
производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. О переходе
к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится
определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим
в деле, и сроков их совершения.
Из материалов дела следует, что судебное заседание по делу
было назначено на 3 августа 2022 года, о чем в адрес лиц, участвующих в деле, в
том числе истца, судом были направлены извещения.
Судебные извещения, направленные истцу по адресам: ***, были
возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения» (л.д.54-57).
Как следует из протокола судебного заседания от 3-9 августа
2022 года, 3 августа 2022 года в судебном заседании был объявлен перерыв на 9
августа 2022 года в 14-00 час. в связи с неявкой истца (л.д. 68-71).
Однако, в материалах дела отсутствуют сведения об извещении
Шуркина В.Н. о судебном заседании 9 августа 2022 года.
Изложенные
обстоятельства указывают, что Шуркин В.Н. не был извещен надлежащим образом о
времени и месте судебного разбирательства, что в силу приведенных выше
положений ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации является основанием для отмены судебного решения.
Разрешая
по существу исковые требования Шуркина В.Н., судебная коллегия приходит к
следующему.
Из
материалов дела следует, что Шуркин В.Н. проходил службу в органах внутренних
дел Российской Федерации.
Приказом
Следственного управления УМВД России по Ульяновской области от 25 декабря 2013
года № 54л/с Шуркин В.Н. уволен 25 декабря 2013 года из органов внутренних дел
по п. 8 ч. 2 ст. 82 (по состоянию здоровья – на основании заключения
военно-врачебной комиссии об ограничении годности к службе в органах внутренних
дел и невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью при отсутствии возможности перемещения по службе) Федерального
закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(л.д.51).
Как
указано в данном приказе, общий трудовой стаж Шуркина В.Н. по состоянию на 25
декабря 2013 года составляет 27 лет 6 месяцев 12 дней, из них служба – 15 лет 1
месяц 28 дней.
Согласно
справке УМВД России по Ульяновской области от 3 августа 2022 года (л.д. 52)
Шуркин В.Н. является пенсионером МВД России; занимаемая должность – *** ОМВД РФ
по *** району.
В
соответствии с удостоверением серии ***, выданным УМВД России по Ульяновской
области 11 июля 2012 года, Шуркин В.Н. имеет права и льготы, установленные п. 1
ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 9).
Материалами
дела подтверждено, что Шуркин В.Н. зарегистрирован по адресу: *** общей
площадью 52 кв.м (л.д. 11).
Шуркин
В.Н., настаивая на том, что ему было незаконно отказано в постановке на учет
нуждающихся в жилом помещении, обратился в суд с настоящим иском.
Отношения,
связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов
внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями,
медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных
со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся
(находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных
гарантий, регулирует Федеральный закон от 19 июля 2021 года № 247-ФЗ «О
социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон № 247-ФЗ).
Частью
1 ст. 6 Федерального закона № 247-ФЗ
установлено, что сотрудникам, гражданам Российской
Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом
федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным
федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу
сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их
семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного
фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей
передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи
сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в данной части,
определяется в соответствии с Жилищным кодексом
Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда
Российской Федерации по договору социального найма определяется федеральным
органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом
исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В
соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудникам, гражданам
Российской Федерации, указанным в части 1 данной статьи, по
их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в
соответствии со статьей 4
данного Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве
нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 4 Федерального закона № 247-ФЗ
установлено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел
не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную
социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз
за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних
дел.
В
соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ единовременная
социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных
ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере
внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором
проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального
органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или
уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник: не является
нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником
жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и
обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15
квадратных метров (пункт 2); проживает в помещении, не отвечающем установленным
для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого
помещения (пункт 3); является нанимателем жилого помещения по договору
социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи
собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий
тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с
ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого
по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень
соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4);
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого
помещения (пункт 5); проживает в общежитии (пункт 6); проживает в смежной
неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и
более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в
состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и
зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в
браке (пункт 7).
Право
на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской
Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и
принятыми в период прохождения службы на учет
в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6
ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 утверждены Правила
выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации
комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы
Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила № 153).
Пунктом
1 Правил № 153 определено, что они устанавливают порядок выпуска и реализации
государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных
мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан» государственной программы
Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и
комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно
п. 5 Правил № 153 право на получение социальной выплаты,
удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном данными Правилами,
имеют граждане Российской Федерации, в
том числе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся
за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в
связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы
которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором
проходят службу указанные сотрудники; граждане, уволенные со службы из органов
внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного
содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по
достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию
здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая
продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и
более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в
котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом
19 Правил № 153 установлено, что для участия в ведомственной программе
граждане, указанные в пункте 5 данных Правил, подают
соответственно в организации, учреждения федеральных органов, в которых они
состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан,
имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в
ведомственной программе с приложением перечисленных в данном пункте документов.
Из
приведенных выше положений закона следует, что право на обеспечение жилым
помещением за счет средств федерального бюджета, получение государственного
сертификата, а равно единовременной социальной выплаты на приобретение
(строительство) жилого помещения имеют сотрудники органов внутренних дел,
уволенные со службы, которые в период службы были приняты на учет нуждающихся и
являлись таковыми.
Материалами
дела подтверждено, что в период службы Шуркин В.Н. на учете в качестве
нуждающегося в органе, где проходил службу, не состоял.
Из
пояснений Шуркина В.Н. в суде апелляционной инстанции следует, что впервые с
заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении истец
обратился в августе 2015 года, то есть после увольнения со службы.
В
период службы истец находился в зарегистрированном браке с Шуркиной Н.В. (с 21
февраля 1998 года), проживал в жилом помещении по месту регистрации по адресу: ***,
собственником которого является Шуркина Н.В. (л.д. 11, 12).
Брак
истца с Шуркиной Н.В. прекращен 6 марта 2015 года на основании решения мирового
судьи судебного участка Радищевского района Радищевского судебного района
Ульяновской области от 5 февраля 2015 года (л.д. 7).
Поскольку
в период службы истец не обращался к ответчику с заявлением о постановке на
учет нуждающихся, таковым не признавался, оснований для удовлетворения исковых
требований Шуркина В.Н. не имеется.
Таким образом, с учетом допущенных судом нарушений норм
процессуального права решение суда подлежит отмене, по делу надлежит принять
новое решение, которым в удовлетворения иска Шуркина В.Н. к Управлению
Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о
признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать сертификат на
получение (приобретение) жилого помещения отказать.
Руководствуясь частями 4, 5 статьи 330, статьей 328
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 августа
2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворения иска Шуркина Валерия Николаевича к
Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской
области о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать сертификат
на получение (приобретение) жилого помещения отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.01.2023.