Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 01.02.2023, опубликован на сайте 15.02.2023 под номером 104482, 2-я гражданская, о возложении обязанности включить в страховой стаж период обучения, осуществить перерасчет пенсии и выплатить недополученную пенсию, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-02-2022-000724-61

Судья Школенок Т.Р.                                                      Дело №33-749/2023 (№33-6199/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         1 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Колбасовой Нины Ивановны на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от  27 октября 2022 года по делу №2-2537/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Колбасовой Нины Ивановны к клиентской службе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области по Ульяновской области, к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении в страховой стаж периодов обучения, перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии - отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения Колбасовой Н.И. и ее представителя Суфияровой О.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Колбасова Н.И. обратилась в суд с иском к клиентской службе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области по Ульяновской области, к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (после реорганизации с 1 января 2023 года - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области) о включении в страховой стаж периодов обучения, перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии.

Требования обосновала тем, что она является получателем трудовой пенсии по старости с 04.03.2014.

Однако, при назначении ей пенсии не был учтен стаж периода ее обучения с 01.09.1977 по 31.02.1982 в Ульяновском сельскохозяйственном институте. Также полагает, что ответчиком в период с 01.01.2022 по 31.08.2022 не доплачена пенсия в сумме 3478 руб. 23 коп., согласно полученной от ответчика справки от 29.08.2022. Фактически истица получала меньше, что подтверждается выпиской по счету. 

Считает, что в соответствии с п.8 cт.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период обучения входит в стаж для пенсии, если оно осуществлялась до 2002 года.

Просила с учетом уточнения своих требований возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период обучения с 01.09.1977 по 31.02.1982 в Ульяновском сельскохозяйственном институте, обязать ответчика осуществить перерасчет пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом включения в страховой стаж периода обучения с 01.09.1977 по 31.02.1982 в Ульяновском сельскохозяйственном институте с даты назначения пенсии 04.03.2014, обязать ответчика выплатить недополученную пенсию за период с 01.01.2022 по 31.08.2022 в сумме 2250 руб. 96 коп., взыскать судебные расходы на юридические услуги в размере 42 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Колбасова Н.И. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагает, что при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции были нарушены нормы ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно материалам дела,  Колбасова Н.И.  с   04.03.2014  года   является  получателем  трудовой  пенсии  по  старости, установленной  в соответствии со ст. 7 ФЗ  от  17.12.2001  «О  трудовых  пенсиях  в РФ» с 27.03.2015 – страховой пенсии  по старости, установленной в соответствии  со ст. 8 ФЗ  от  28.12.2013 № 400 – ФЗ  «О  страховых  пенсиях»   

В подсчет общего трудового (страхового) стажа при  назначении  пенсии  засчитан периоды  работы и оценка пенсионных прав произведена с учетом страхового стажа – 19 лет  9 месяцев 29 дней,; общего трудового стажа на 01.1.2002. - 19 лет  9 месяцев 29 дней; стажевой  коэффициент - 0,55; отношение неполного стажа  к требуемому 0, 99. Начальный   расчетный  размер  пенсии  660 руб. начальный  пенсионный капитал -47474, 65.

В связи с обращением истца в пенсионный орган, было установлено, что при назначении пенсии   истцу был выбран наиболее выгодный вариант и пенсия назначена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включен  период  состояние  на учете в  качестве  безработного. Диплом об обучении к заявлению не был приложен, расчет пенсии по варианту со включением указанного периода не производился.

Согласно  заявления  Колбасовой Н.И.о  перерасчете  размера пенсии по старости от  15.08.2022 и  представленной  копии диплома , 17.08.2022 ОПФ  произведен  перерасчет  пенсии  по старости  в сторону  увеличения  с  01.01.2022 с учетом  разъяснения  ПФР, особенностей  организации  территориальных  органов  ПФР  в период  действия   на территории  РФ  ограничительных  мер  в  связи с распространением  короновирусной  инфекции  и учитывая положения  ч. 7.2 ст. 22 ФЗ  от  28.12.2013 №400 «О  страховых  пенсиях», действующей  с  01.01.2022.  Оценка   пенсионных  прав  истице при  пересчете проведена  по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173  от  17.12.2001, как наиболее  выгодного.

Поскольку заявление о перерасчете и документы, подтверждающие необходимость перерасчета, представлены истицей только в  августе 2022 года, то суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для перерасчета пенсии с даты ее назначения (с 04.03.2014) не имеется.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал осуществляется в соответствии со статьей 30 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которой предусмотрены возможность преобразования пенсионных прав по стажу и заработку по наиболее выгодному для лица варианту (либо в порядке, установленном пунктом 3, либо пунктом 4 данной статьи).

Согласно пункта 1 ст.18 вышеуказанного закона назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

В соответствии с п.3 ст.18 №173-ФЗ необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

В период обращения истца в территориальный орган Пенсионного фонда, действовали  Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные  Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010). Согласно которым,   при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (п.11).

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы (п.17).

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Колбасовой Н.И. и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Колбасовой Н.И. как лицу, обратившемуся за назначением пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы необходимо ей предоставить с целью исчисления размера пенсии  по более выгодному для нее варианту подсчета, разъяснялись ли пенсионным органом действия по представлению соответствующих документов.

Однако как следует из письма ГУ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области от 18.07.2022 (л.д.22-27) такое разъяснение, а именно представление диплома о высшем образовании истцу дано лишь в 2022 году и с учетом включения периода учебы истца произведен перерасчет размера пенсии истца с 1 января 2022 года.

Тогда как следует из представленной копии материалов пенсионного дела, была представлена трудовая книжка истца (л.д.75), где на титульном листе указано, что у истца высшее образование.

Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии по старости должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на более выгодный для него расчет размера пенсии и представлении в связи с этим необходимых документов.

В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к определению размера пенсии по невыгодному варианту ее подсчета, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.

При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа Колбасовой Н. И.  об обязании отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете размера пенсии с 04.03.2014 и взыскании судебных расходов подлежит отмене, с принятием в указанной части новое решение об обязании отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести Колбасовой Нине Ивановне  перерасчет размера пенсии с 04.03.2014 с учетом периода ее обучения с 01.09.1977 по 27.01.1982 в Ульяновском сельскохозяйственном институте.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая суммы, подлежащие выплате экспертам.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При рассмотрении данного гражданского дела в целях защиты своих прав истцом Колбасовой Н.И. с ООО «Юридическое бюро «Линия права» было заключено соглашение об оказании юридических услуг от 05.06.2022, в рамках которого истице были оказаны услуги по составлению искового заявления и представительству в суде первой инстанции. Истцом оплачено 42 тыс. рублей, что подтверждается квитанциями.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 11 - 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Для установления критерия разумности рассматриваемых расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг, характера услуг, оказанных в рамках этого договора для целей восстановления нарушенного права, а также принимает во внимание доказательства, представленные другой стороной и свидетельствующие о чрезмерности заявленных расходов.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. Так Решением Совета АПУО от 25.01.2021г.утверждена «Инструкция о порядке определения минимальных ставок оплаты труда адвокатов Ульяновской области по соглашению с доверителями об оказании им юридической помощи», согласно которой размер гонорара за участие в судебном заседании предусмотрен в размере не менее 8 тыс. рублей, за подготовку искового заявления – не менее 6 тыс. руб.

Таким образом, при определении суммы судебных расходов, суд исходит не только из документов, подтверждающих потраченную заявителем сумму на представителя, но также учитывает и принцип разумности, при определении которого принимается во внимание сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

С учетом конкретных обстоятельств дела, качества и объема оказанной юридической помощи, учитывая, что заявленные Колбасовой Н.И. исковые требования о защите ее пенсионных прав были удовлетворены частично, а также с учетом требований разумности и справедливости, размер взысканных судом первой инстанции в пользу истца судебных расходов в размере 13 000 руб. является обоснованным (подготовка искового заявления в суд, два судебных заседания в которых участвовал представитель истца, работник ООО).

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку является правопреемником по всем правам и обязательствам  Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса      Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от  27 октября 2022 года в части отказа Колбасовой Нины Ивановны  об обязании отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете размера пенсии с 04.03.2014 и взыскании судебных расходов отменить.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести Колбасовой Нине Ивановне  перерасчет размера пенсии с 04.03.2014 с учетом периода обучения с 01.09.1977 по 27.01.1982 в Ульяновском сельскохозяйственном институте.

Требования Колбасовой Нины Ивановны о взыскании расходов на представителя удовлетворить частично, взыскать в ее пользу с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области расходы на представителя 13 тыс рублей.

В остальной части решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Колбасовой Нины Ивановны  - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 февраля 2023 года.