Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Жилищный спор
Документ от 25.01.2023, опубликован на сайте 15.02.2023 под номером 104434, 2-я гражданская, об обеспечении специализированным благоустроенным жилым помещеним, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-005966-13                             

Судья Жилкина А.А.                                          Дело № 33-395\2023 (33-5829/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     25 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 октября 2022 года, по гражданскому делу № 2-4322/2022 , по которому постановлено:

исковые требования Резяпова Рамиса Рустямовича удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Резяпова Рамиса Рустямовича, ***1999 года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серии ***, специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Резяпов Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.

Требования мотивировал тем, что он  относится  к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Просил суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить его специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования «г. Ульяновск».

Судом к участию в деле в качестве надлежащего ответчика было привлечено  Министерство   жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда, для чего необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. Доведенные до Министерства лимиты на 2022 год и наличие 246 детей-сирот. подлежащих обеспечению жилыми помещениями не позволяют обеспечить Резяпова Р.Р.. жилым помещением в текущем году. Министерством предпринимаются все возможные меры по реализации законодательства Ульяновской области, направленного на обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Резяпов Р.Р., ***1999 года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании решения Радищевского районного суда Ульяновской области от 24.11.2010 его мать лишена родительских прав. Отец истца умер ***2009.

Постановлением Главы Администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области от 20.10.2009 над несовершеннолетним Резяповым Р.Р. установлена опека. Согласно п. 2 данного постановления за ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ***

Постановлением главы Администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области от 18.01.2011 внесены изменения в постановление от 20.10.2009, а именно п. 2 отменен.

Постановлением лавы Администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области от 06.07.2011 Резяпов Р.Р. внесен в список на внеочередное получение жилья детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. На момент вынесения указанного постановления Резяпов Р.Р. просил предоставить ему жилое помещение в р.п. Старая Кулатка по месту проживания и обучения.

13.08.2015 Резяпов Р.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «Старокулаткинский район» Ульяновской области.

Решением Координационного совета при Главном управлении труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (протокол от 06.05.2016) Резяпов Р.Р. переведен из Старокулаткинского района Ульяновской области в города Ульяновск, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Согласно сведений из Росреестра и АО «Имущественная корпорация Ульяновской области» Резяпов Р.Р. не имеет в собственности жилых помещений.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного иска.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).  Порядок предоставления жилых помещений специализированного  государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее–Порядок) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П.

Согласно пункту 3 Порядка специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  специализированными жилыми помещениями (далее - список), сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).

Для предоставления специализированных жилых помещений указанные граждане обращаются с заявлением в письменной форме в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, сформированным органами опеки и попечительства.

Уполномоченный орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому предоставляется  специализированное  жилое помещение, о принятом решении о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для оформления договора.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные жилые помещения.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2023 года.