Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействий работодателя незакоными
Документ от 17.01.2023, опубликован на сайте 07.02.2023 под номером 104433, 2-я гражданская, о признании незаконным не передачу сведений по листу нетрудоспособности в территориальный орган ФСС России, взыскании компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0013-01-2022-003871-36                                                                          

Судья Федосеева С.В.                                                  Дело № 33-189/2023 (33-5606/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      17 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 сентября 2022 года по гражданскому делу № 2-2074/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Паркина Сергея Владимировича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» в части предоставления сведений в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, необходимых для принятия решения по представленному Паркиным С.В. листку временной нетрудоспособности № *** за период с 23.05.2022 по 03.06.2022.

Взыскать с акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» в пользу Паркина Сергея Владимировича компенсацию морального вреда в размере 3000 (трех тысяч) руб.

В удовлетворении исковых требований  Паркина Сергея Владимировича к  акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о взыскании компенсации морального вреда  в большем размере отказать.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения представителя акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» - Агаповой А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Паркин С.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее также - АО «ГНЦ НИИАР») о признании незаконным бездействия по непредставлению сведений по листку нетрудоспособности, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что он работает в АО «ГНЦ НИИАР» в должности ***.

С 23.05.2022 по 03.06.2022 он был нетрудоспособен, находился на листке нетрудоспособности № *** по уходу за ребенком.

06.06.2022 он передал указанный лист нетрудоспособности в АО «ГНЦ НИИАР». Однако ответчик не передал полученные от истца сведения в территориальный орган ФСС России. Бездействиями ответчика ему был причинен моральный вред.

Просил суд признать незаконным бездействие ответчика по не предоставлению сведений по листу нетрудоспособности № *** от 06.06.2022 в территориальный орган ФСС России, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб. 

Суд привлек для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе АО «ГНЦ НИИАР» просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела, неправильно применены нормы материального права, а также решение принято при недоказанности факта причинения физических и нравственных страданий. Считает необоснованным вывод суда о том, что истец не смог реализовать свои права на судебную защиту в связи с несвоевременным получением решения фонда социального страхования, поскольку Паркин С.В. обращался в суд, который рассмотрел его требования и признал факт неоплаты по листу нетрудоспособности законным. Считает, что судом не была установлена причинно-следственная связь между непредставлением ответчиком сведений в ФСС и не оплатой больничного листа истца. Полагает, что оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда не имелось, поскольку факт причинения истцу нравственных либо физических страданий доказан не был.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии обжалуемое решение принято на основе неправильного применения норм материального права, что является основанием для его отмены в апелляционной порядке.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Паркин С.В. состоит в трудовых отношениях с АО «ГНЦ НИИАР», что документально подтверждено и сторонами не оспаривается.

Согласно приказу № 64/326-Пк от 31.03.2022 Паркин С.В. временно отстранен от работы с 01.04.2022, бухгалтерии предписано не производить ему начисление заработной платы (л.д. 55).

В период с 23.05.2022 по 03.06.2022 Паркин С.В., что подтверждается копиями электронного листа нетрудоспособности № *** от 23.05.2022 (л.д. 6, 33).

Согласно контрольному листу № 3 пакета документов для оформления Паркин С.В. передал работодателю лист нетрудоспособности 06.06.2022 (л.д. 57).

Уведомлением от 09.06.2022 работодателем отказано Паркину С.В. в назначении пособия повременной нетрудоспособности по листку № *** от 23.05.2022 в связи с его временным отстранением от работы (л.д. 6 об., 93).

Как следует из отзыва на исковое заявление ГУ - УРО ФСС сведения по листу нетрудоспособности № *** от 23.05.2022 страхователем АО «ГНЦ НИИАР» в региональное отделение не предоставлялись (л.д. 43).

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, права и обязанности субъектов, условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане, работающие по трудовым договорам и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (подпункт 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В силу части 1 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Согласно части 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: 1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона; 2) беременность и роды; 3) рождение ребенка (детей); 4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрено, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях: утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма); необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.

Страховым обеспечением при временной нетрудоспособности застрахованного лица, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, является пособие по временной нетрудоспособности.

При этом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод, что пособие по временной нетрудоспособности, как вид страхового обеспечения, подлежит выплате застрахованному лицу лишь в случае утраты им заработка (иных выплат и вознаграждений, получаемых от страхователя) в связи с временной нетрудоспособностью.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата.

Как указывалось выше, в период временной нетрудоспособности Паркин С.В. был отстранен от работы без начисления заработной платы, следовательно, страховой случай, в понимании  Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, не наступил, в свою очередь, право на получение пособия по временной за указанный период у Паркина С.В. не наступило. 

Отсутствие правовых оснований для выплаты истцу пособия по временной нетрудоспособности за период с 23.05.2022 по 03.06.2022 также установлено решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 сентября 2022 года по гражданскому делу № 2-2074/2022, которым в удовлетворении иска Паркина Сергея Владимировича к акционерному обществу «Государственный Научный Центр Научно-Исследовательский Институт атомных реакторов», Фонду социального страхования Российской Федерации  о признании незаконными действий (бездействия) по невыплате пособия по уходу за ребенком, пособий по временной нетрудоспособности, компенсации морального вреда отказано (л.д. 11-19).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 30.11.2022 решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 августа 2022 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Паркина Сергея Владимировича – без удовлетворения.

Согласно части 11 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ страхователи представляют сведения, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в территориальный орган страховщика по месту их регистрации в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если иное не установлено настоящей статьей.

Непредставление в территориальный орган страховщика реестра сведений по листу нетрудоспособности № *** суд расценил, как нарушение прав истца со стороны АО «ГНЦ НИИАР», в связи с чем частично удовлетворил исковые требования, признал незаконным бездействие ответчика в части предоставления сведений в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, необходимых для принятия решения по представленному Паркиным С.В. листку временной нетрудоспособности № *** за период с 23.05.2022 по 03.06.2022, а также на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

Вместе  с тем, исходя из буквального толкования части 11 статьи 13 и иных положений Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, страхователи обязаны предоставлять в территориальный орган страховщика лишь те документы, которые необходимы для назначения выплаты пособия по временной нетрудоспособности, однако, с учетом установленных выше обстоятельств, в том числе по ранее рассмотренному гражданскому делу № 2-2074/2022, листок временной нетрудоспособности № *** не являлся документом, дающим Паркину С.В. право на получение пособия по временной нетрудоспособности за период с 23.05.2022 по 03.06.2022. 

При таком положении, непредставление ответчиком в территориальный орган страховщика сведений по листу нетрудоспособности № *** не нарушило прав истца на получение соответствующего пособия, что, в свою очередь, говорит об отсутствии нарушений его трудовых прав, позволявших бы суду взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда на основании положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 сентября 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Паркина Сергея Владимировича к акционерному обществу «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании незаконным бездействия по не передаче сведений в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по листку временной нетрудоспособности № ***, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.01.2023.