Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О компенации за ненадлежащие условия содержания в ИУ, однообразное питание
Документ от 24.01.2023, опубликован на сайте 10.02.2023 под номером 104419, 2-я гражданская, о признании действий (бездействия) сотрудников незаконными, взыскании компенсации за нарушение права на питание, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2022-000949-18

Судья Бирюкова М.В.                                       Дело №33а-439/2023 (33а-5875/2022)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    24 января 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 11 августа 2022 года по делу №2а-611/2022, по которому постановлено:

административное исковое заявление Шайдуллова Азата Зайдятовича удовлетворить частично.

Признать действия (бездействие) федерального казенного учреждения «Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» по нарушению права Шайдуллова Азата Зайдятовича на ненадлежащие условия содержания по предоставлению питания в части необеспечения осужденного разнообразным питанием в период с 02.05.2022 по 05.06.2022, а именно по неприготовлению различных блюд, где требуется наличие овощей, отсутствию сахара и его замены (в период с 24.05.2022 по 01.06.2022), отсутствию рыбы, молока, маргарина, свежих овощей и холодных закусок незаконным.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича, *** года рождения, компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении по предоставлению питания за период с 02.05.2022 по 05.06.2022 в размере 3000 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований Шайдуллову Азату Зайдятовичу отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Шайдуллов А.З. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при отбывании наказания.

В обоснование административного иска указал, что с 17.10.2017 по настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где нарушаются его права на надлежащие условия содержания в области предоставления питания, нарушаются требования приготовления разнообразной здоровой пищи понедельно.

В нарушение п.53 приказа Минюста РФ от 02.09.2016 №696 «Об утверждении порядка питания осужденных», запрещающих повторение одних и тех же блюд в течение недели более двух-трех раз, с 02.05.2022 по 08.05.2022 каша пшенная подавалась 5 раз; с 09.05.2022 по 15.05.2022 каша перловая, суп перловый, пшено по 3 раза; с 16.05.2022 по 22.05.2022 каши пшеничная, ячневая по 4 раза; с 23.05.2022 по 29.05.2022 и с 30.05.2022 по 05.06.2022 суп борщ повторялся 4 раза.

С 02.05.2022 по 05.06.2022 полностью отсутствовали салаты из овощей; с 02.05.2022 по 24.05.2022, с 29.05.2022 по 05.06.2022 отсутствовала рыба; с 02.05.2022 по 23.05.2022 отсутствовало молоко; с 02.05.2022 по 22.05.2022 не было маргарина; с 02.05.2022 по 05.06.2022 отсутствовал кисель или компот; 19.05.2022, с 25.05.2022 по 01.06.2022 полностью отсутствовал сахар и его замена.

Названные нарушения и недоедание несопоставимы с человеческим достоинством и являются нарушением условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Доказательствами, подтверждающими указанные обстоятельства, служат меню-раскладки продуктов на неделю в оспариваемый период, а также показания свидетелей. Кроме того, по данным фактам Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ ИК-6 в январе, феврале, марте и апреле 2022 года вносились представления.

Административный истец просил признать действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю нарушающими его право на получение здорового питания в период с 02.05.2022 по 05.06.2022 в виде отсутствия разнообразного питания, отсутствия сахара и его замены, отсутствия рыбы, молока, маргарина, киселя, компота, свежих овощей и холодных закусок, получения неполной нормы питания и взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 20 000 руб.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации, УФК по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Комсомольская-на-Амуре прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Полагают, что требование о взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворено при недоказанности факта нарушения условий содержания и отсутствии совокупности условий, необходимых для признания судом незаконными действий (бездействия) исправительного учреждения согласно ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Размер взысканной компенсации считают несоответствующим принципу разумности.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Шайдуллов А.З. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, правом на участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи либо через своего представителя не воспользовался.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) уполномоченного органа, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст.12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.10 УИК РФ).

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Как установлено по делу, Шайдуллов А.З. осужден приговором Ульяновского областного суда от 16.06.2009 по ч.3 ст.33 п.п. «к, в» ч.2 ст.105, п.п. «а, б, з» ч.2 ст.105, ч.2 ст.222, ч.4 ст.162, ч.1 ст.30 п.п. «д, ж, з» ч.2 ст.105 УК РФ, окончательно на основании ч.3 ст.69 УК РФ, ч.5 ст.69 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

С 17.10.2017 административный истец содержится в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Шайдуллов А.З ссылался на нарушение прав в связи с непредоставлением ему в период с 02.05.2022 по 05.06.2022 здорового разнообразного питания в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 02.09.2016 №696 об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подп. 3, 6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно ч.3 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205 установлены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД Российской Федерации на мирное время.

Приказом ФСИН России от 02.09.2016 №696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п.41 названного Порядка режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время.

Пунктом 42 Порядка установлено, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения уголовно-исполнительной системы в распорядке дня.

Указанными нормативными актами предусмотрены минимальные нормы питания осужденных, а также устанавливаются основные принципы планирования, обеспечения продовольствием в исправительных учреждениях, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, а также способы хранения продуктов питания.

Так, согласно п.45 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы на обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель.

Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая (п.46 Порядка).

Требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты, нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи (п.48 Порядка).

Изменения, вносимые в утвержденную раскладку продуктов, производятся только с разрешения начальника учреждения УИС. При этом в раскладке продуктов делается соответствующая запись (п.50 Порядка).

В раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не могут повторяться более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов, например, суп пшенный и каша пшенная в качестве гарнира ко второму блюду на один и тот же прием пищи не планируются. Крупяные гарниры чередуются с овощными (п.53 Порядка).

Вторые мясные блюда готовятся в вареном, жареном или тушеном виде. Рыбные блюда также планируются в широком ассортименте: рыба жареная, тушеная, отварная, под маринадом, запеченная в соусе (п.54 Порядка).

В силу п.57 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы,  продукты, положенные по нормам питания, включаются в раскладку полностью. Для разнообразия питания рекомендуется производить частичную замену одних продуктов другими в соответствии с установленными нормами замены.

Таким образом, осужденные отбывающие наказание в исправительном учреждении, должны обеспечиваться питанием по установленным нормам согласно приказу Минюста России от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», а в случае отсутствия на складе необходимых продуктов, допускается их замена в соответствии с приложением №7 к данному приказу Минюста России, в котором установлены нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, проверив доводы Шайдуллова А.З. о нарушении его прав в спорный период, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, поскольку в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение его доводы в части необеспечения разнообразным питанием в период с 02.05.2022 по 05.06.2022, а именно по неприготовлению различных блюд, где требуется наличие овощей, отсутствие сахара и его замены (в период с 24.05.2022 по 01.06.2022), отсутствие рыбы, молока, маргарина, свежих овощей и холодных закусок.

Также имело место однообразное питание в связи с приготовлением одинаковых блюд более трех раз в неделю. Установлено, что с 02.05.2022 по 08.05.2022 каша пшенная вязкая подавалась на гарнир 5 раз. С 16.05.2022 по 22.05.2022 пшеничная каша подавалась на гарнир 4 раза.

Названные обстоятельства подтверждаются «раскладками меню» за период с 02.05.2022 по 05.06.2022, представленными ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, а также проверкой, проведенной 19.05.2022 Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, по результатам которой в адрес исправительного учреждения вынесено представление от 26.05.2022 о нарушении организации питания осужденных.

Проверкой установлено, что в спорный период в исправительном учреждении не осуществлялось приготовление различных блюд, где требуется наличие овощей, в нарушение технологических документов, что свидетельствует об отсутствии разнообразного питания осужденных и нарушении принципов здорового питания.

Доводы административных ответчиков в апелляционной жалобе о том, что по делу не установлено нарушения условий содержания административного истца в исправительном учреждении и, как следствие, совокупности условий, необходимых для признания судом незаконными действий (бездействия) исправительного учреждения, являются несостоятельными, поскольку установленные по делу обстоятельства подтверждены исследованными доказательствами, в том числе представленными исправительным учреждением раскладками продуктов на осужденного по норме №1, утвержденными врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю А.О. Кузьминым.

Размер взысканной компенсации определен судом с учетом требований разумности. Судом в решении изложены мотивы, послужившие основанием для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 3000 руб. Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств и для вывода об уменьшении размера компенсации или отказа во взыскании компенсации судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является правильным, судом надлежаще установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные в дело доказательства, верно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 11 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.02.2023.