Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании установить охранную санитарную зону источника водоснабжения
Документ от 24.01.2023, опубликован на сайте 07.02.2023 под номером 104403, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения населенного пункта, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2022-007588-32

Судья Трифонова А.И.                                      Дело № 33а-463/2023 (33а-5901/2022)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     24 января 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от              7 октября 2022 года по делу № 2а-1-563/2022, по которому постановлено:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта д. Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области.

Возложить на администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обязанность разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта д.Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области – каптажа, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, д.Тимофеевка в срок не позднее 31 декабря 2023 года.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области  - Сергеева А.Г., поддержавшего доводы  апелляционной жалобы, возражения представителя Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области – Крыгиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения населенного пункта.

В обоснование требований указало, что в полномочия Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области входит осуществление государственного надзора за соблюдением организациями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. На основании Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 №554, введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее также - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

29.01.2021 в адрес главы МО «Новоникулинское сельское поселение» было направлено уведомление об отсутствии производственного контроля за качеством питьевой воды и отсутствии ЗСО. В связи с неполучением сведений о принятых мерах было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки ЗАО «Мотор», которое обслуживает водоисточник. По результатам проверки был составлен протокол №5-Ц об административном правонарушении по ч.1                 ст.6.3 КоАП РФ в отношении ЗАО «Мотор».

В ходе рассмотрения дела в суде было установлено, что ЗАО «Мотор» согласно ЕГРЮЛ не имеет видов деятельности, связанных с водоснабжением. Факт нахождения источника водоснабжения в д.Тимофеевка на балансе ЗАО «Мотор» документально не подтвержден. В реестре муниципальной собственности              МО «Цильнинский район» водопроводные сети  в д.Тимофеевка не значатся, договор аренды с ЗАО «Мотор» не заключался, акт приема-передачи не подписывался. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Мотор» было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. От администрации МО Цильнинского района Ульяновской области и УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» получены сведения о том, что проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в д.Тимофеевка не разработаны. Подача воды осуществляется из каптажа в водонапорную башню и дальше распределяется по водопроводной сети жителям; снабжающей организацией является ЗАО «Мотор», но договор аренды с ним не заключался.

Отсутствие проекта зон санитарной охраны на водоисточник и санитарно-эпидемиологического заключения на него является нарушением п.п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02. Использование в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д.Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области каптажа, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, д.Тимофеевка, в отсутствие проекта ЗСО представляет собой угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Собственником объектов водоснабжения и водоотведения в                         МО «Цильнинский район» является администрация МО «Цильнинский район». Деревня Тимофеевка находится на территории МО «Новоникулинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области и входит в состав             МО «Цильнинский район». Таким образом, администрация Цильнинского района обязана выполнить требования санитарного законодательства по надлежащему содержанию и эксплуатации источника водоснабжения.

Просило признать противоправным бездействие администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта                   д.Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, д.Тимофеевка; обязать администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обязанность разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта д.Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области – каптажа, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, д.Тимофеевка.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, администрация МО «Новоникулинское сельское поселение»  Цильнинского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что административным истцом не предпринято действий по сбору объективных доказательств, подтверждающих, что ЗАО «МОТОР» является гарантирующей и эксплуатирующей организацией в отношении каптажа, расположенного в д.Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области. Также административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие право собственности административного ответчика на каптаж, в реестре муниципальной собственности он не числится. Администрация МО «Цильнинский район» не эксплуатирует данный объект водоснабжения.

Ссылается на новые доказательства - постановление администрации                     МО «Цильнинский район» от 27.06.2019 №343-П «О наделении статусом гарантирующих организаций по водоснабжению и водоотведению на территории Цильнинского района», согласно которому ЗАО «МОТОР» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории д.Тимофеевка Цильнинского района; письмо АО «Ульяновскэнерго», из которого следует, что им и ЗАО «МОТОР» заключен договор на электропотребление, в том числе на объект водопользования в д.Тимофеевка Цильнинского района. Кроме того, по информации МО «Новоникулинское сельское поселение» Цильнинского района источник питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения находится на балансе ЗАО «МОТОР».

Указывает, что разработка проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для каптажа в д.Тимофеевка Цильнинского района является нецелесообразным и приведет к необоснованным тратам бюджетных средств МО «Цильнинский район», поскольку согласно вышеназванному постановлению администрации МО «Цильнинский район» от 27.06.2019 №343-П гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории д.Тимофеевка Цильнинского района является ЗАО «МОТОР».

Обращает внимание на неисполнимость вынесенного решения, поскольку каптаж не является собственностью МУ администрация МО «Цильнинский район», а для оформления ЗСО необходимо наличие права собственности на объект. Местоположение каптажа не определено, сведения о праве собственности на земельный участок, на котором расположен каптаж, истцом не представлены. Использование данного каптажа Проектом системы водоснабжения д. Тимофеевка не предусмотрено.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представители ЗАО «Мотор»,  УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, администрация МО «Новоникулинское сельское поселение»  Цильнинского района Ульяновской области не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу требований ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу абз. 2 п. 4 и абз. 2 п.5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999          №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. 

В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела и установлено судом, деревня Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области входит в состав МО «Новоникулинское сельское поселение», расположенное в Цильнинском районе Ульяновской области.

Водоснабжение населения д.Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области является централизованным и осуществляется посредством подачи воды с каптажа в водонапорную башню с последующим распределением по водопроводной сети.

Проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в д.Тимофеевка не разработан, что является нарушением обязательных санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 2.1.4.1110-02.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, к компетенции которой отнесено решение вопросов водоснабжения сельских поселений, обязана разработать проекты зон питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта д.Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области – каптажа, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, д.Тимофеевка.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Установленный судом срок для выполнения возложенной на административного ответчика обязанности - не позднее 31 декабря 2023 года – является разумным.

Как верно указано судом, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003           №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения муниципального района.

Из ст. 6.1 Устава МО «Цильнинский район» Ульяновской области также следует, что на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Цильнинский район», организация водоснабжения населения осуществляется органами местного самоуправления МО «Цильнинский район»

Согласно статье 36 Устава МО «Цильнинский район» Ульяновской области исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация МО «Цильнинский район».

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что бездействие администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта д.Тимофеевка Цильнинского района Ульяновской области, является незаконным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы сам по себе факт того, что спорный каптаж не числится в реестре муниципальной собственности, не освобождает администрацию, как орган местного самоуправления, на территории муниципального образования которого находится источник водоснабжения, от обязанности нести бремя его содержания и обеспечения соблюдения норм санитарно-эпидемиологического законодательства. Более того, административным ответчиком не представлено в материалы дела доказательств нахождения источника водоснабжения в д.Тимофеевка на балансе ЗАО «Мотор».

Довод апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда ввиду того, что местоположение каптажа не определено, судебной коллегией отклоняется, поскольку в материалах дела имеется письмо, исходящее от администрации МО «Цильнинский район», с указанием координат места расположения водоисточника д.Тимофеевка (л.д.27).

Ссылка заявителя жалобы на постановление администрации МО «Цильнинский район» от 27.06.2019 №343-П «О наделении статусом гарантирующих организаций по водоснабжению и водоотведению на территории Цильнинского района»  и письмо АО «Ульяновскэнерго» о заключении договора на электропотребление с ЗАО «МОТОР», правильности выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку не подтверждают нахождение на балансе данной организации спорного каптажа, а равно выполнения ею постановления от 27.06.2019 №343-П. Напротив, материалами дела, в том числе вступившим  в законную силу решением суда по делу об административном правонарушении, подтверждается, что договор аренды с ЗАО «Мотор» не заключался, акт приема-передачи не подписывался, ЗАО «Мотор» не имеет видов деятельности, связанных с водоснабжением, следовательно, не могут выполнять функции гарантирующей организаций по водоснабжению и водоотведению, возложение на  ЗАО «Мотор» таких обязанностей противоречит закону.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 7 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий 

 

Судьи