Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О призннании бездействия администрации МО незаконным, возложении обязанности определить гарантирующую организацию
Документ от 17.01.2023, опубликован на сайте 03.02.2023 под номером 104218, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить в соответствии с действующим федеральным законодательством гарантирующую организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и организовать передачу объектов централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях Лавинское сельское поселение, Сарское сельское поселение, Чеботаевское сельское поселение, Хмелевское сельское поселение, Никитинское сельское поселение,, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

 

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0009-02-2022-000730-18

Судья Жучкова Ю.П.                                            Дело №33а-316/2023(33а-5744/2022)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      17 января 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районный суд Ульяновской области от 4 октября 2022 года по делу №2а-2-279/2022, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Сурского района Ульяновской области  удовлетворить.

Признать незаконным  бездействие администрации МО «Сурский район» Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по  определению гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение», «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение».

Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить в соответствии с действующим федеральным законодательством гарантирующую организацию, осуществляющую холодное водоснабжение в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение»,  «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение».

Признать незаконным бездействие администрации МО «Сурский район» Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по передаче объектов централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение», «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение» в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение», «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение» в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности определить в соответствии с действующим законодательством гарантирующую организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и организовать передачу объектов централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что муниципальному образованию «Сурский район» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества социального характера, а именно водопроводы в муниципальных образованиях пяти сельских поселений (в 21 населенном пункте), расположенных на территории Сурского района Ульяновской области, в которых отсутствует гарантирующая организация ввиду бездействия районной администрации, которая не принимает мер к ее определению и заключению соответствующих концессионных соглашений в целях соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО «Сурский район» Сурского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по определению гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение», «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение», а также в непринятии мер по передаче объектов централизованных систем холодного водоснабжения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить в соответствии с действующим федеральным законодательством гарантирующую организацию, осуществляющую холодное водоснабжение в названных муниципальных образованиях и  в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем холодного водоснабжения в данных муниципальных образованиях в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрации муниципальных образований Лавинское сельское поселение, Сарское сельское поселение, Чеботаевское сельское поселение, Хмелевское сельское поселение Никитинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация МО «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц, следовательно, оснований для подачи административного иска в порядке, предусмотренном ст.39 КАС РФ, у прокурора не имелось.

Утверждает, что доказательства бездействия администрации Сурского района в части непринятия мер по определению гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение, и по передаче объектов централизованных систем холодного водоснабжения отсутствуют. В 2016 году были объявлены конкурсы на право заключения концессионных соглашений в отношении указанных в решении социально значимых объектов недвижимого имущества, но участники не заявились. В период с 2016 по 2022 г.г. администрация района располагала информацией об отсутствии организаций, желающих участвовать в конкурсах на право заключения концессионных соглашений, в связи с чем конкурсы не объявлялись.

Не соглашается с требованием о передаче объектов централизованных систем холодного водоснабжения по концессионному соглашению, так как фактически их передача не представляется возможной ввиду отсутствия лиц, желающих взять объекты в пользование по указанному соглашению. Кроме того, конкретные действия, которые следует предпринять в данной части судом не обозначены. Таким образом, решение  в указанной части не исполнимо. Кроме того, судом не принят во внимание и не опровергнут довод о том, что нахождение в безвозмездном пользовании администраций муниципальных образований объектов централизованных систем холодного водоснабжения вызвано отсутствием реальных претендентов на получение данного имущества в аренду или концессию.

Обращает внимание на то, что принятым решением ограничиваются права администрации на передачу объектов без концессионного соглашения государственным или муниципальным учреждениям, а также ограничивает право на передачу объектов на основании муниципальной преференции.

Отмечает, что вводная часть решения не соответствует требованиям ст.180 КАС РФ, в описательной части решения отсутствует указание на доводы, приведенные в судебном заседании помощником прокурора Сурского района Ульяновской области П*** С.А.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы, в том числе по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, в отношении которого, согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник обязан нести бремя его содержания, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

Согласно п.1.1 названной части и статьи Закона, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.

Понятие концессионного соглашения регламентировано ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в которой указано, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектами концессионного соглашения являются, в том числе системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения (ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).

В соответствии со ст.ст.13, 21 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в целях эффективного использования объектов теплоснабжения, в том числе централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных систем этих объектов, находящихся в муниципальной собственности, заключается концессионное соглашение путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения.

Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Как следует из п.п. 4, 6 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пп.1, 2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

Гарантирующая организация определяется органами местного самоуправления, ими же устанавливаются зоны ее деятельности (ч.1 ст.12).

Из материалов дела следует и установлено судом, что муниципальному образованию «Сурский район» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества социального характера, а именно водопроводы: в муниципальном образовании «Лавинское сельское поселение»: с.Белый Ключ протяженностью 7 км и в с.Лава протяженностью 10,3 км; в муниципальном образовании «Сарское сельское поселение»: с.Сара протяженностью 0,5 км и с.Большая Слобода протяженностью 2 км; в муниципальном образовании «Чеботаевское сельское поселение»: с.Чеботаевка протяженностью 3,5 км, с.Архангельское протяженностью 12,2 км, д.Богдановка протяженностью 0,7 км, с.Шатрашаны протяженностью 6,5 км, с.Атяшкино протяженностью 3,5 км, д.Неплевка протяженностью 3 км; в муниципальном образовании «Хмелевское сельское поселение»: с.Хмелевка протяженностью 4,3 км, с.Чирково протяженностью 2,8 км,  с.Ждамирово протяженностью 15,2 км, с.Княжуха протяженностью 2,5 км, с.Араповка протяженностью 3,3 км, с.Шеевщино протяженностью 6,4 км; в муниципальном образовании «Никитинское сельское поселение»: с.Ружеевщино протяженностью 11,6 км, с.Выползово протяженностью 8 км, с.Никитино протяженностью 8 км и с.Кезьмино, д.Красная Якла, д.Городец протяженностью        16,5 км.

Проведенной прокуратурой Сурского района Ульяновской области выявлено, что в отношении указанных социально значимых объектов недвижимого имущества администрацией МО «Сурский район» гарантирующая организация, которая обеспечивала бы качественной питьевой водой население названных сельских поселений и осуществляла бы мониторинг качества питьевой воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, не определена, концессионные соглашения не заключены.

При этом конкурсы для определения гарантирующей организации с 2016 года административным ответчиком не проводились. Соответственно, вопрос об определении гарантирующей организации и заключении с ней концессионного соглашения, которая в дальнейшем бы обеспечивала, в том числе централизованную подачу качественного холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территориях указанных выше сельских поселений, в течение более  пяти лет не решался.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны администрации МО «Сурский район» Ульяновской области имело место незаконное бездействие, выразившиеся в непринятии мер по  определению гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение», «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение», в связи с чем обязал администрацию района определить в соответствии с действующим федеральным законодательством гарантирующую организацию, осуществляющую холодное водоснабжение в указанных муниципальных образованиях, определив срок для исполнения - 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда подробно мотивированы в оспариваемом решении, срок для исполнения установлен разумный, при определении которого учитывалось, в том числе мнение административного ответчика.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда в указанной части прав административного ответчика не нарушает, напротив, возлагает предусмотренную законом обязанность. А ссылка заявителя на возможное ограничение права администрации на передачу объектов без концессионного соглашения государственным или муниципальным учреждениям, а также реализации права на передачу объектов на основании муниципальной преференции, носит характер предположения, какими-либо объективными данными не подтверждается.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части признания незаконным бездействия администрации МО «Сурский район» Ульяновской области, выразившегося в непринятии мер по передаче объектов централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение», «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение» в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005          №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», и возложении на нее обязанности в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу данных объектов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Указанное исковое требование заявлено и удовлетворено преждевременно ввиду того, что передача объектов осуществляется в рамках концессионных соглашений, следовательно, при исполнении решения суда в части  определения в соответствии с действующим федеральным законодательством гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение в муниципальных образованиях (сельских населенных пунктах Сурского района Ульяновской области), последней будут передаваться указанные объекты в ведение и отдельное судебное решение для этого не требуется. Кроме того, исполнить решение в указанной части не представляется возможным при отсутствии указания в судебном решении гарантирующей организации, которой надлежит передать объекты централизованных систем холодного водоснабжения, принимая во внимание, в том числе одинаковый срок, установленный судом  как для определения гарантирующей организации, так и для передачи объектов, – 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В этой связи, в указанной части неправильное решение суда подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора (п.2 ч.1 ст.309, п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ).

Довод апелляционной жалобы о несоблюдении судом требований ст.180 КАС РФ при изготовлении решении судебной коллегией также отклоняется, как не являющийся основанием для отмены или изменения решения суда.

Что касается довода заявителя жалобы о том, что прокурор не вправе был обратиться с настоящим иском в суд при отсутствии жалоб со стороны жителей Сурского района, то судебной коллегией он отклоняется, поскольку иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц и направлен на обеспечение прав граждан на водоснабжение, что не противоречит ч.1 ст.39 КАС РФ.

Таким образом, в остальной части решение является правильным и отмене, либо изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 4 октября 2022 года отменить в части признания незаконным бездействия администрации МО «Сурский район» Ульяновской области, выразившегося в непринятии мер по передаче объектов централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение», «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение» в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», и возложении на нее обязанности в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение», «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение» в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Сурского района Ульяновской области к администрации МО «Сурский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по передаче объектов централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях «Лавинское сельское поселение», «Сарское сельское поселение», «Чеботаевское сельское поселение», «Хмелевское сельское поселение», «Никитинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», и возложении на нее обязанности организовать указанную передачу данных объектов централизованных систем холодного водоснабжения отказать.

Указать в резолютивной части решения на частичное удовлетворение административного искового заявления прокурора Сурского района Ульяновской области.

В остальной части решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 4 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи