Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение инвалида ТСР
Документ от 18.01.2023, опубликован на сайте 27.01.2023 под номером 104070, 2-я гражданская, об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шабинская Е.А.                                              73RS0001-01-2022-005474-34

Дело № 33-321/2023 (33-5749/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 18 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 сентября 2022 года по гражданскому делу № 2-4232/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах С*** М*** Д*** к Государственному учреждению Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Сениной Анны Михайловны денежную сумму в размере 1599 руб. 99 коп. в счёт возмещения расходов на приобретение для С*** М*** Д***  одноразовых пеленок  в количестве 20 штук, подгузников для взрослых в количестве 30 штук.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу С*** М*** Д***  в лице его законного представителя Сениной Анны Михайловны компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетнего С*** М.Д., обратился в Ленинский районный суд г. Ульяновска с иском к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечивать техническими средствами реабилитации, взыскании расходов на приобретение технических средств реабилитации, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено нарушение права инвалида на бесплатное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации (далее – ТСР). С*** М.Д. согласно справки МСЭ-2014 № *** является инвалидом *** группы, бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № *** от 27.05.2022 С*** М.Д. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации «впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60х90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл): 1 шт. в день», « подгузники для взрослых «S» (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1400 г: 2 шт. (в сутки). В связи с неисполнением обязанностей ГУ-УРО ФСС по предоставлению технических средств реабилитации законным представителем С*** М. Д. необходимы средства реабилитации были приобретены самостоятельно за свой счет, а именно 02.07.2022 на сумму 599 руб. 99 коп. (20 шт.), 20.05.2022 на сумму 930 руб. (30 шт.).

С учетом изложенного, прокурор просил суд обязать ГУ-УРО ФСС обеспечить С*** М.Д. техническими  средствами реабилитации - впитывающими простынями (пеленками), размером не менее 60х90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл): 1 шт. в день, подгузниками для взрослых размера «S» (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением  не менее 1400 г: 2 шт. (в сутки) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №*** от 27.05.2022; взыскать с ответчика в пользу С*** М.Д. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., денежные средства в сумме 1529 руб. 99 коп., затраченные на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации.

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что законный представитель С*** М.Д. – Сенина А.М. не подавала в установленном законом порядке заявление на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, а также документы на компенсацию и не реализовала свое право на получение электронного сертификата, в связи правовых оснований у ответчика для назначения и выплаты затраченных за самостоятельное приобретение ТСР отсутствуют. Отмечает, что нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации не является основанием для компенсации морального вреда. Право инвалида на обеспечение ТСР за счет средств федерального бюджета возможно реализовать через самостоятельное приобретение. Не представлены доказательства того, что в результате действия регионального отделения истица была лишена принадлежащего ей права на обеспечение ТСР и реализация ее права была возможна исключительно путем предоставления ему указанных ТСР в натуре. Не представлено и доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным представлением ТСР и ухудшением состояния здоровья истицы и моральных страданий. Кроме того, выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение ТСР, что повлечет сокращение средств и в дальнейшем ущемление прав других инвалидов.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что С*** М.Д., *** года рождения, является инвалидом детства бессрочно, его опекуном в настоящее время является Сенина А.М. (л.д. 9-11).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 27.05.2022 С*** М.Д. подлежит обеспечению, в том числе, впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60х90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл): 1 шт. в день, подгузниками для взрослых «S» (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1400 г: 2 шт. (в сутки) (л.д. 16-23).

С*** М.Д. по заявлению от 02.06.2022 состоит на учете в ОСФР по Ульяновской области в качестве нуждающегося в обеспечении положенных ему технических средств реабилитации, включая впитывающие простыни и подгузники.

На период рассмотрения дела в суде первой инстанции С*** М.Д. указанными техническими средствами реабилитации в полном объеме обеспечен не был, в связи с чем его законный представитель Сенина А.М. была вынуждена приобрести их самостоятельно, а именно: 02.07.2022 на сумму 599 руб. 99 коп. (20 шт.) и 20.05.2022 на сумму 930 руб. (30 шт.), что подтверждается представленными в материалы дела кассовыми чеками (л.д. 26).

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации за прошлое время действующим законодательством не предусмотрено, что не исключает возможность компенсировать инвалиду его расходы на самостоятельное приобретение ТСР, однако, учитывая нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу инвалида денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 6 ст. 11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Согласно п. 15.1 Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническими средствами реабилитации не выполнены, в связи с чем Сенина А.М. как законный представитель С*** М.Д. имеет право на получение денежно компенсации самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии заявления в Фонд не могут быть приняты во внимание, поскольку истец, обращаясь в суд, фактически инициировал такое заявление, предъявляя требование о выплате компенсации в денежном выражении, размер которой ответчиком не оспаривается.

При этом, как следует из решения суда, взыскание в пользу истца компенсации морального вреда не обусловлено отказом в выплате денежной компенсации за самостоятельное приобретенные ТСР.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении С*** М.Д.. полагающимися ему техническими средствами реабилитации существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца он лишен возможности обслуживать себя.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размер до 2000 руб.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.01.2023