Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периодов в стаж для назначения досрочной пенсии
Документ от 12.01.2023, опубликован на сайте 27.01.2023 под номером 104018, 2-я гражданская, о включении в специальный стаж периода работы, дающего право на досрочное назнаение трудовой пенсии по старости, и обязании назначить пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                73RS0001-01-2022-004534-41

Дело № 33-102/2023 (33-5490/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               12 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Артемьевой Людмилы Николаевны – Бормутовой Ольги Петровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 августа 2022 года, по гражданскому делу № 2-3349/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Артемьевой Людмилы Николаевны к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости - удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области обязанность включить Артемьевой Людмиле Николаевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период её работы с 04.05.1993 года по 22.09.1995 года, с 12.07.1998 года по 31.10.1999 года в должности диетсестры молочной кухни Новоульяновской районной больнице № 1 (в настоящее время ГУЗ «Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт»).

В остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя истца Артемьевой Л.Н. – Бормутовой О.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Артемьева Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и о назначении пенсии.

Требования мотивированы тем, что 16.12.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 28.03.2021 в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано. Ответчик не включил в специальный стаж периоды её работы с 04.05.1993 по 22.09.1995, с 12.07.1998 по 31.10.1999 в должности диетсестры молочной кухни в Новоульяновской районной больнице №1, с 01.11.1999 по 10.05.2007 в должности диетсестры молочной кухни в Новоульяновской районной больнице №1, с 23.09.1995 по 11.07.1998 период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком. С данным решением она не согласна, поскольку оно не основано на нормах действующего законодательства.

С учетом изложенного, Артемьева Л.Н. просила обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 16.12.2021.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Артемьевой Л.Н. – Бормутова О.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы в соответствии с разделом 2 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, действовавшего в период работы истицы в качестве диетсестры, которым предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для медицинских сестер больничных учреждений всех типов вне зависимости от наименования должностей. Указанный перечень подлежит применению в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 05.11.2002 №320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период законодательством. С учетом статуса медицинского учреждения, в котором работала истица в спорный период, тождественность указанной в ее трудовой книжке должности «диетсестра» должности медицинской сестры диетических сомнений не вызывает.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Артемьева Л.Н. обратилась в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением от 16.12.2021 о досрочном назначении страховой пенсии по старости в в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) (л.д. 39-42).

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 28.03.2022 № 315704/21 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, на дату обращения у Артемьевой Л.Н. продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение  страховой пенсии по старости составляет 19 лет 9 мес. 7 дней, при требуемом не менее 30 лет (л.д. 12-14).

При этом ответчик не включил истице в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-Ф3 периоды ей работы: с 04.05.1993 по 22.09.1995, с 12.07.1998 по 31.10.1999 и с 01.11.1999 по 10.05.2007 в должности диетсестры молочной кухни в Новоульяновской районной больнице №1, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 23.09.1995 по 11.07.1998.

Полагая, что имеет право на включение спорных периодов в специальный страховой стаж, Артемьева Л.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истицы в должности диетсестры молочной кухни в Новоульяновской районной больнице №1 с 04.05.1993 года по 22.09.1995 года, с 12.07.1998 года по 31.10.1999 года, подлежит включению в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку это было предусмотренной действовавшим в тот период Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

При этом, отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований суд руководствовался тем, что работа после 01.11.1999 в той же должности не свидетельствует о ее работе, подлежащей включению в специальный страховой стаж, поскольку Списками должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, должности старшей медицинской сестры, медицинской сестры молочной кухни и медицинской сестры диетической Списками не поименованы.

Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п. «н» ч. 1 указанного Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список № 781).

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 (далее – Список № 1066), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (далее – Список № 464), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Из трудовой книжки Артемьевой Л.Н. следует, что она с 01.09.1989 принята на должность медицинской сестры в детскую консультацию Новоульяновской районной больницы № 1, а с 04.05.1993 переведена на должность диетсестры молочной кухни, в которой она проработала до 10.05.2007 (л.д. 45-47).

В период с 23.09.1995 по 11.07.1998 истицы находилась в отпуске по уходу за ребенком, что подтверждается льготно-уточняющей справкой ГУЗ «Новоульяноская городская больница им. А.Ф. Альберт» от 07.07.2021 (л.д. 50).

Следовательно, в период работы Артемьевой Л.Н. с 04.05.1993 по 10.05.2007 в должности фельдшера-лаборанта диетсестры молочной кухни Новоульяновской районной больницы № 1действовали Списки № 464, № 1066 и № 781.

Списком № 464 были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Судом сделан вывод о том, что в период действия Списка № 464 Артемьева Л.Н. имела право на включение ей периода работы в должности диетсестры в специальный страховой стаж.

При этом ответчиком ГУ-ОПФР по Ульяновской области решение районного суда в данной части не обжалуется.

В то же время Списками № 1066 и № 781 должность медицинской сестры диетической не предусмотрена.

Со своей стороны истицей надлежащих доказательств осуществления непосредственно лечебной деятельности не представлено, сведения персонифицированного учета не содержат информации о льготном характере работы в период с 01.11.1999 года по 10.05.2007, работодателем данные обстоятельства также не подтверждены,

В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Артемьевой Л.Н. о включении периода работы с 01.11.1999 по 10.05.2007 в должности диетсестры молочной кухни в Новоульяновской районной больнице № 1 в специальный страховой стаж и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа.

Кроме того, исходя из разъяснений содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Из материалов дела следует, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Артемьевой Л.Н. с 23.09.1995 по 11.07.1998, то есть после вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 2509.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

Следовательно, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.09.1995 по 11.07.1998 в специальный стаж Артемьевой Л.Н. включению не подлежит, а исковые требования в данной части являются необоснованными.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Артемьевой Людмилы Николаевны – Бормутовой Ольги Петровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.01.2023