Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении перида работы в специальный стаж
Документ от 13.12.2022, опубликован на сайте 27.12.2022 под номером 103871, 2-я гражданская, о включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2022-006667-79                                                                                      

Судья Русакова И.В.                                                                            Дело № 33-5118/2022                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 13 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 2 сентября 2022 года по гражданскому делу № 2-3189/2022, по которому постановлено:

 

исковые Черных Людмилы Александровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области зачесть Черных Людмиле Александровне в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 03.08.2010 по 06.07.2011 в качестве учителя начальных классов в АНО «Основная общеобразовательная авторская школа «Источник».

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Черных Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Требования мотивировала тем, что 14.11.2021 она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.19. ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области от 11.03.2022 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не был включен период с 03.08.2010 по 06.07.2011 в качестве учителя начальных классов в АНО «Основная общеобразовательная авторская школа «Источник» в связи с тем, что сведения о стаже представлены работодателем общими условиями без указания кода и дополнительных сведений для досрочного назначения страховой пенсии. С данным отказом она не согласна, поскольку факт работы подтверждается записью в трудовой книжке, льготно-уточняющей справкой.

Просила возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж период работы с 03.08.2010 по 06.07.2011 в качестве учителя начальных классов в АНО «Основная общеобразовательная авторская школа «Источник».

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЧУ-ОО «Международная школа «Источник».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять новое решение.  В обоснование доводов жалобы указывает, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ на основании Списка №781 от 29.10.2002 пользуются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная авторская школа «Источник» было зарегистрировано 14.03.2012 Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области, общим решением название было изменено. Наблюдательное дело в отношении страхователя не формировалась. Перечень рабочих мест наименованию профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не был заявлен и не утверждался. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица страхователем АНО «Авторская школа «Источник» сведения о стаже за соответствующие периоды представлены общими условиями без указания кода и дополнительных сведений для досрочного назначения страховой пенсии. Таким образом, спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истца.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.11.2021 Черных Л.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 11.03.2022 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не был включен также период работы с 03.08.2010 по 06.07.2011 в качестве учителя начальных классов в АНО «Основная общеобразовательная авторская школа «Источник» в связи с тем, что сведения о стаже представлены работодателем общими условиями без указания кода и дополнительных сведений для досрочного назначения страховой пенсии.

Полагая отказ во включении в специальный стаж указанного периода работы  незаконным, Черных Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и оценки собранных по делу доказательств, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении требований Черных Л.А.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда о включении в специальный стаж истца периода его работы с 03.08.2010 по 06.07.2011 в качестве учителя начальных классов в АНО «Основная общеобразовательная авторская школа «Источник» основано на нормах действующего законодательства.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, (подлежащим применению к спорному периоду работы Черных Л.А. с 03.08.2010 по 06.07.2011 в должности учителя начальных классов в автономной некоммерческой организации «Средняя общеобразовательная авторская школа «Источник»), в разделе 1.1 «Наименование учреждений» указаны школы всех наименований.

Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании», действовавшим в спорные периоды педагогической деятельности Черных Л.А., было установлено, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 11.1).

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01.09.2013, в части 1 статьи 21 которого установлено, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями; образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 22).

При этом образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений, образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, к числу которых п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации относит некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации.

Статьей 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 данного Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 1).

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации (пункт 2).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (пункт 1).

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (пункт 2).

Материалами дела подтверждено, что 22.12.2008 автономная некоммерческая организация «Начальная общеобразовательная авторская школа «Источник» зарегистрирована в качестве юридического лица (свидетельство  о постановке на учет в налоговом органе от 22.12.2008 серии 73 № ***).

На основании лицензии на образовательную деятельность, выданной автономной некоммерческой организации «Начальная общеобразовательная авторская школа «Источник» 27.02.2009 Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, организации дано право на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного, начального общего образования.

24.08.2009 автономная некоммерческая организация «Начальная общеобразовательная авторская школа «Источник» была переименована в автономную некоммерческую организацию «Основная общеобразовательная авторская школа «Источник».

На основании лицензии на образовательную деятельность, выданной автономной некоммерческой организации «Основная общеобразовательная авторская школа «Источник» 22.03.2010 Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, организации дано право на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного, начального общего  и основного образования.

В редакции Устава организации от 04.08.2009 автономная некоммерческая организация «Основная общеобразовательная авторская школа  «Источник» является некоммерческой организацией, предоставляющей услуги в сфере образования и реализующей общеобразовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования.  Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании». По своему статусу относится к автономным некоммерческим организациям дошкольного, начального общего и основного общего образования и является основной общеобразовательной авторской школой. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых она создана.

Предметом деятельности школы является реализация образовательных программ  дошкольного, начального общего, основного общего образования и дополнительного образования (п. 4.3). Кроме того, Уставом определены цели образовательного процесса (п. 4.1).

10.04.2012 автономная некоммерческая организация «Основная общеобразовательная авторская школа «Источник» была переименована в автономную некоммерческую организацию «Средняя общеобразовательная авторская школа «Источник», которая также имела лицензию на осуществление образовательной деятельности, в том числе, по программам начального общего образования.

12.11.2012 указанная организация ликвидирована.

Из материалов дела следует, что в оспариваемый ответчиком период Черных Л.А. работала в качестве учителя начальных классов. Данная работа предусмотрена перечнем учреждений и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

При этом, согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, действовавших в спорный период работы истца, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Таким образом, установив данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периода его работы учителем начальных классов с 03.08.2010 по 06.07.2011 в автономной некоммерческой организации «Средняя общеобразовательная авторская школа «Источник».

В силу приведенных выше положений закона, данная организация относятся к числу некоммерческих, в форме которых законодательство об образовании допускало и допускает создание образовательных организаций для детей.

Организация имела в своем наименовании указание на то, что она является школой, деятельность которой была лицензирована. Предпринимательскую деятельность организация осуществляла лишь ту, которая соответствовала уставным целям (образовательную).

Само по себе указание спорного периода работодателем без кода льготной работы не может являться основанием для отказа в иске.

В настоящее время работодатель ликвидирован, и истец лишен возможности защитить свое право на надлежащее пенсионное обеспечение иными способами.

Кроме того, исходя из правой позиции пенсионного органа, нельзя исключить тот факт, что предоставление работодателем сведений о периоде работы истца без указания льготного характера работы обусловлено именно такой позицией ответчика.   

При таких обстоятельствах выводы суда о включении в специальный стаж  Черных Л.А. спорного периода работы являются правильными, основаны на нормах закона и фактических обстоятельствах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.12.2022.