Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании бездействия Правительства и Миниприроды Ульяновской области по сохранению памятника природы
Документ от 20.12.2022, опубликован на сайте 27.12.2022 под номером 103832, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по непринятию мер по сохранению памятника природы «Культура карельской березы», решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-02-2022-000391-38

Судья Дементьева Н.В.                                                                 Дело № 33а-5350/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     20 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 11 августа 2022 года по делу № 2а-1190/2022, по которому постановлено:

административный иск прокурора Кузоватовского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Правительства Ульяновской области и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по сохранению памятника природы «Культура карельской березы», расположенного в юго-западной части р.п.Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области незаконным.

Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области провести мероприятия по сохранению памятника природы «Культура карельской березы», расположенного в юго-западной части р.п.Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области, а именно в течение месяца после вступления решения суда в законную силу провести санитарную рубку усохших деревьев и очистить территорию от упавших на землю стволов деревьев, веток и сучьев.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора                      Матвеева Н.С., полагавшего решение суда подлежащим изменению,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к Правительству Ульяновской области и Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (с 24.08.2022 переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области) о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по сохранению памятника природы «Культура карельской березы», незаконным и обязании провести мероприятия по его сохранению.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Кузоватовского района Ульяновской области была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой выявлено, что на территории Кузоватовского района имеется памятник природы регионального значения  «Культура карельской березы», созданный 05.09.1995 в соответствии с постановлением главы администрации Ульяновской области №128, расположенный в юго-западной части р.п.Кузоватово в границах выделов 32 и 40 квартала 13 Кузоватовского опытного участкового лесничества. Площадь памятника составляет 12,5 га. Основным объектом охраны памятника природы являются лесные культуры березы карельской. В настоящее время памятник природы и его территория требует проведения мероприятий, направленных на его сохранение. Вместе с тем, мероприятия по уходу за памятником природы ответчиками не проводятся. Проведенный с участием специалистов ГКУ «Кузоватовское лесничество» осмотр территории памятника природы показал, что на всей территории памятника имеются многочисленные сухостойные деревья породы березы карельской и упавшие на землю сухие и гниющие стволы деревьев, их части в виде сучьев и веток (валежник). Их наличие создает угрозу возникновения пожаров, способствует заселению древесины стволовыми вредителями. О наличии указанных нарушений в деятельности Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области сообщалось в предоставлении об устранении нарушений закона от 10.03.2022 в адрес председателя Правительства Ульяновской области, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Более того, проведение санитарной рубки на территории памятника природы рекомендовано по результатам таксационного описания еще в 2017 году, поскольку было зафиксировано неудовлетворительное состояние лесных культур, в том числе берез, частичное их усыхание, захламленность территории, рекомендованы хозяйственные мероприятия в виде выборочной санитарной  рубки 5%. Мероприятия в виде санитарной рубки на территории памятника природы ответчиками не проводились. Согласно предварительным результатам лесопатологического обследования, проведенного сотрудниками ГКУ «Кузоватовское лесничество» 14.06.2022, в выделе 40          квартала 13 Кузоватовского опытного участкового лесничества санитарной рубке подлежат уже 15,7% сухостойных деревьев на площади 6,8 га. Непринятие мер по сохранению памятника природы «Культура карельской березы» в том числе, направленных на поддержание условий, обеспечивающих их санитарную и пожарную безопасность, приводит к их постепенной гибели, а засохшие и усыхающие деревья создают угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих территорию данного памятника природы.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии ими мер по сохранению памятника природы «Культура карельской березы», расположенного в юго-западной части р.п.Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области; обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести на территории памятника природы мероприятия по его сохранению, а именно провести санитарную рубку усохших деревьев и очистить территорию от упавших на землю стволов деревьев, веток и сучьев.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование указывает, что Акт обследования, составленный ГКУ Ульяновской области «Кузоватовское лесничество», и направленный в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, в нарушение требований п.53, 54 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 910, не имел материалы фотофиксации в связи был возвращен на доработку в ГКУ Ульяновской области «Кузоватовское лесничество». Положением об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1158 также предусмотрен порядок осуществления контроля за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий, который осуществляется территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства, в данном случае Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному органу. Акт обследования, составленный ГКУ Ульяновской области «Кузоватовское лесничество», в настоящее время не прошел процедуру утверждения Министерством и опубликования в соответствии с установленным порядком, а также не прошел контроль в департаменте лесного хозяйства ПФО. В связи с этим у Минприроды в отсутствии Акта лесопатологического обследования оснований для проведения санитарных рубок на территории памятника природы «Культура карельской березы» не имеется.

Кроме того, согласно положению о Министерстве, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П, финансовое обеспечение деятельности Министерства за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, в том числе бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субвенции из федерального бюджета. В связи с чем все расходы для обеспечения деятельности Министерства должны быть запланированы в бюджете главным распорядителем бюджетных средств Министерством финансов Ульяновской области, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кузоватовского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание апелляционной инстанции участники процесса, за исключением прокурора, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения  дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 14 марта          1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Территории, занятые памятниками, объявляются особо охраняемыми территориями.

В силу пункта 4 статьи 2 этого же Федерального закона природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в Кузоватовском районе Ульяновской области в юго-западной части р.п.Кузоватово, в границах выделов 32 и 40 квартала 13 общей площадью 12,5 га с ведомственной подчиненностью Кузоватовскому опытному участковому лесничеству (в настоящее время упразднено) расположен памятник природы «Культура карельской березы» регионального значения. Площадь памятника природы составляет 12,5 га. Данный Памятник природы создан на основании постановления Главы администрации Ульяновской области №128 от 05.09.1995. Паспорт, выдан Ульяновским областным отделом по охране природы 26.02.1996 регистрационным №73, постановление Законодательного собрания Ульяновской области № 30/333 от 27.11.1997.

Согласно паспорту памятника природы, ответственными за обеспечение охраны и функционирование ООПТ, являлись Кузоватовское опытное лесное хозяйство, Комитет по лесу г. Ульяновска. В настоящее время все вышеуказанные учреждения упразднены.

На основании Приказа от 18 марта 2011 года №7 от в соответствии с п. 6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях, п.5 ст. 6 Закона Ульяновской области от 09.07.2007 №96-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения»  в целях обеспечения устойчивого функционирования системы особо охраняемых природных территорий Ульяновской области, усиления их охраны и поддержания режима п. 66 было утверждено Положение о памятнике природы регионального значения «Культура карельской берёзы».

Согласно п.1.3 Положения, финансирование Памятника природы осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

Использование Памятника природы допускается только в целях научно исследовательской деятельности, эколого-просветительной деятельности и санитарных рубок.

Разделом 9 установлена ведомственная подчиненность памятника природы, согласно которого его управление осуществляется Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (в редакции приказа Минприроды Ульяновской области от 16.07.2015 № 56), а в последующем Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Проведенной прокуратурой района проверкой выявлено, что мероприятия по уходу за памятником природы ответчиками не проводятся.

Осмотр территории памятника природы, проведенный в рамках прокурорской проверки с участием специалистов ГКУ «Кузоватовское лесничество» от 17.06.2022 показал, что на всей территории памятника имеются многочисленные сухостойные и гниющие стволы деревьев, их части в виде сучьев и веток (валежник).

Данное обстоятельство административным ответчиком – Минприроды в суде не оспаривалось.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку представленным по делу доказательствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области является уполномоченным органом в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, которое, в том числе осуществляет установленные бюджетным законодательством функции главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области, в том числе средств областного бюджета Ульяновской области, источником которых являются субвенции из федерального бюджета, а также установленные бюджетным законодательством Российской Федерации функции главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области, в связи с чем возложил на указанного ответчика обязанность по приведению санитарного состояния памятника природы в надлежащее состояние.

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, наличие на территории памятника природы сухостойных деревьев, упавших на землю сухих и гниющих их стволов, веток и сучьев создает угрозу возникновения пожаров, способствующих заселению древесины вредителями, что является также нарушением статей 53.1, 60.3 Лесного кодекса РФ, Правил санитарной  и пожарной безопасности в лесах.

Проведение санитарной рубки на территории памятника природы «Культура карельской березы» было рекомендовано по результатам таксационного описания, проведенного Федеральным агентством лесного хозяйства в 2017 году.

Согласно таксационному описанию в выделе 32 квартала 13 Кузоватовского опытного участкового лесничества зафиксировано неудовлетворительное состояние лесных культур, в том числе берез, частичное их усыхание, захламленность территории, рекомендованы хозяйственные мероприятия в виде выборочной санитарной рубки 5%.

Аналогичное состояние лесных культур выло выявлено в выделе 40 квартала 13 Кузоватовского опытного участкового лесничества, даны те же рекомендации.

Между тем, мероприятия в виде санитарной рубки Минприроды на территории памятника природы «Культура карельской березы» не проводились.

О наличии указанных нарушений в деятельности Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области заместителем прокурором Ульяновской области Г*** М.В. сообщалось в представлении об устранении нарушений закона от 10.03.2022 года, направленном в адрес Правительства Ульяновской области, однако нарушения до настоящего времени не устранены, необходимые меры не приняты. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, неутверждение акта лесопатологического обследования, составленного ГКУ Ульяновской области «Кузоватовское лесничество», основанием для отмены правильного решения суда служить не может. Порядок, на который ссылается заявитель жалобы, предусматривает процедуру внесудебного утверждения акта и выделение финансирования, в то время как настоящий спор разрешен в судебном порядке.

Материалы прокурорской проверки, в том числе Акт ГКУ Ульяновской области «Кузоватовское лесничество» и приложенные к нему фототаблицы, являлись предметом рассмотрения по настоящему делу, которое было оценено судом в совокупности с иными доказательствами.

Установленный судом срок для выполнения санитарных мероприятий судебная коллегия находит разумным и достаточным, принимая во внимание объемы работ.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о признании незаконным бездействия Правительства Ульяновской области, выразившегося в непринятии мер по сохранению памятника природы «Культура карельской березы».

В силу Закона Ульяновской области от 17.11.2016 №164-ЗО Правительство Ульяновской области является коллегиальным органом, распределяет функции между органами исполнительной власти Ульяновской области.  Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ранее - Министерство природы и цикличной экономики) является органом исполнительной власти, созданным в целях выполнения задач и функций в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды. Кроме того, Министерство осуществляет установленные бюджетным законодательством функции главного распорядителя средств областного бюджета в пределах предоставленных полномочий.

Таким образом, Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

В силу п.3 ч.3 ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (неправильное истолкование закона).

Следовательно, в силу п.2 ст.309 КАС РФ решение по делу в указанной части подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора к  Правительству Ульяновской области о признании бездействия незаконным.

В остальной части решение суда является правильным и отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 11 августа 2022 года в части удовлетворения административного иска прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в полном объеме и признания незаконным бездействия Правительства Ульяновской области, выразившегося в непринятии мер по сохранению памятника природы «Культура карельской березы», расположенного в юго-западной части р.п.Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области, отменить, принять в указанной части новое решение, которым административный иск прокурора Кузоватовского района Ульяновской области удовлетворить частично, отказав в удовлетворении административных исковых требований к Правительству Ульяновской области.

В остальной части решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: