УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-005285-19
Судья Шабинская Е. А.
Дело № 33-5321/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
20 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Богомолова С.В.,
при секретаре Абросимовой
А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 26 августа 2022 года по делу № 2-3862/2022, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Тереньгульского района
Ульяновской области в интересах Максимовой Веры Григорьевны удовлетворить
частично.
Обязать Государственное учреждение - Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
обеспечить Максимову Веру Григорьевну техническим средством реабилитации – ***
согласно её индивидуальной программе реабилитации от 13 августа 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в
пользу Максимовой Веры Григорьевны компенсацию морального вреда в размере 2000
руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора
Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Тереньгульского района Ульяновской области в
интересах Максимовой В.Г. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного
разбирательства, к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному
отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ УРО
ФСС, Фонд) об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании
компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Максимова В.Г.,
является инвалидом *** группы. В соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида (далее – ИПР) от 13 августа 2020 года в качестве
технических средств реабилитации (далее – ТСР) инвалиду рекомендованы, в том
числе *** с 6 августа 2020 года – бессрочно. Указанными средствами реабилитации
истец не обеспечена. Прокурор просил обязать ответчика обеспечить Максимову
В.Г. *** в соответствии с её индивидуальной программой реабилитации от 13
августа 2020 года №***, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000
руб.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда
России, Министерство семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что Максимова
В.Г. обеспечена спорным видом ТСР на период с 19 февраля 2020 года по 3 марта
2022 года. В настоящее время действующих контрактов на обеспечение инвалидов
спорным видом ТСР не имеется. Заявлений и обращений по вопросу обеспечения ТСР
Максимовой В.Г. в региональное отделение не поступало. По заявлению от 30 июня
2022 года истцу была выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные
впитывающие пеленки. Также ГУ-УРО ФСС РФ неоднократно размещались запросы
ценовой информации. Полагает, что
основания для компенсации морального вреда отсутствуют. Обращает внимание, что
законом не установлена возможность компенсации морального вреда за нарушение
имущественных прав. Просит учесть, что выплата компенсации
морального вреда в пользу истца будет произведена из бюджетных средств,
выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и на
выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что
повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей технических средств
реабилитации (инвалидов), и выразится в сокращении бюджетных средств,
выделенных региональному отделению на обеспечение инвалидов ТСР.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Максимова В.Г. является инвалидом *** группы *** бессрочно (л.д. 14).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от
13 августа 2020 года Максимова В.Г. нуждается в технических средствах
реабилитации, в том числе в ***
Ссылаясь на то, что истец не была обеспечена указанными ТСР,
прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения
на Фонд обязанности по обеспечению инвалида указанными выше ТСР, суд первой
инстанции исходил из отсутствия доказательств обеспечения истца спорными средствами
реабилитации.
Однако, данные выводы суда основаны на неправильном
применении к спорным правоотношениям норм материального права, что в силу ч. 1
ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является
основанием для отмены судебного решения.
Согласно
части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые
и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов
установлены Федеральным законом
от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ),
определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в
Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с
другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации
инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических
средств реабилитации.
Государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета (часть 1
статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
В пункте 22
Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р,
поименованы подгузники.
В
соответствии с частью 14
статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их
жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального
страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными
организациями.
Во
исполнение указанной нормы
закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года
№ 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации).
В пункте 2
Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено
обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными
программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке,
установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом
«а» пункта 3 названных Правил установлено, что обеспечение инвалидов
и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется
путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В
силу абзаца
первого пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства
(изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его
интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской
Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана),
уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий
Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и
отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Уполномоченный
орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4
данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме
уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим
средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает
(выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление
технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на
поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд,
организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (абзац первый
пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации).
Согласно
части 6
статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если
предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации
техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены
инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство
реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается
компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства
реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего
технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке,
установленном частью 14
статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой
компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования
граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социальной защиты населения.
В пункте 15(1)
Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено,
что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое
средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены
инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее
техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный
счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости
приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не
более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или)
услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31
января 2011 года № 57н утвержден Порядок
выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое
средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее
размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации,
согласно пункту 3
которого компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство
реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно
приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за
счет собственных средств.
Компенсация
инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица,
представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению
технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление),
поданного в уполномоченный орган однократно. Решение о выплате компенсации
принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия
уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду
компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты
принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств
на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункты 5
и 6 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом
техническое средство реабилитации).
Из
приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством
право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими
средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации
инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или
посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть
предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое
средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации
указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми
актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду
уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида
на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами
реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за
самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке,
установленном приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31
января 2011 года № 57н.
Из
содержания искового заявления прокурора следует, что он связывал нарушение прав
инвалида Максимовой В.Г. с необеспечением ее *** за период с 1 апреля по 30
июня 2022 года, то есть за прошлый период, поскольку обращение прокурора в суд
последовало 11 июля 2022 года.
С
учетом изложенного решение суда в части возложения на ГУ-УРО ФСС РФ обязанности
по обеспечению Максимовой В.Г. спорными ТСР не может быть признано законным,
подлежит отмене.
Вместе
с тем, решение суда в части взыскания с Фонда в пользу инвалида в связи с
нарушением ее прав на обеспечение ТСР денежной компенсации морального вреда,
основано на нормах закона и является правильным.
Пунктом
1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и
здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя,
деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища,
личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания
и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага,
принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и
непередаваемы иным способом.
Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред
(физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные
неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации
указанного вреда.
При
определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание
степень вины
нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также
учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с
индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского
кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется
в денежной форме (пункт 1).
Размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости.
Характер
физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических
обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных
особенностей потерпевшего (пункт 2).
Статья 39
Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального
государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством,
должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку,
включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать
благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности
условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами
нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное
обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на
компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан
неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными
правами.
Руководствуясь положениями статей 150,
151
Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что
в связи с необеспечением Максимовой В.Г. техническим средством реабилитации,
истцу были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о
наличии правовых оснований для взыскания с Фонда в пользу истца компенсации
причиненного морального вреда в разумном размере - 2000 рублей.
Доводы
апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не
основаны на законе и материалах дела.
Таким образом, решение суда подлежит
отмене в части возложения на ГУ-УРО ФСС РФ обязанности обеспечить Максимову
В.Г. техническим средством реабилитации – *** согласно её индивидуальной
программе реабилитации от 13 августа 2020 года; в указанной части надлежит
принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора
Тереньгульского района Ульяновской области в интересах Максимовой В.Г. о
возложении обязанности по обеспечению ее техническим средством реабилитации – ***
согласно её индивидуальной программе реабилитации от 13 августа 2020 года
следует отказать.
В
остальной части решение суда является правильным, отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26
августа 2022 года отменить в части
возложения на Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение
Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности обеспечить
Максимову Веру Григорьевну техническим средством реабилитации – *** согласно её
индивидуальной программе реабилитации от 13 августа 2020 года.
Принять
в указанной части новое решение.
В
удовлетворении исковых требований прокурора Тереньгульского района Ульяновской
области в интересах Максимовой Веры Григорьевны о возложении обязанности по
обеспечению Максимовой Веры Григорьевны техническим средством реабилитации – ***
согласно её индивидуальной программе реабилитации от 13 августа 2020 года
отказать.
В
остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.12.2022.